Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные качества личности психолога-консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Профессиональная этика
Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.
Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.
Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.
Эти вопросы рассматривались в контексте:
Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).
Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)
Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.
Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде
последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)
Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.
В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе
он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.
Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.
№ пп |
Качество |
Удельный вес, % |
1 |
Умение слушать (слышать), понимать других людей |
59,2 |
2 |
Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность |
52,8 |
3 |
Доброта, любовь к людям |
52,0 |
4 |
Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) |
44,1 |
5 |
Интеллект |
41,7 |
Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.
ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»
Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования
Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.
3. Изучить личностные качества психолога.
4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.
Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования
Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.
Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.
Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.
Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.
Профессиональные качества психолога
Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.
Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
- открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
- самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
- конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
- интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
- умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
- стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
- рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
- понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
- коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Вот тут можно прочитать отзыв мамы, ребенку которой уже 23 года. А её книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .
Личностные качества психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога..
На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова,) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие варианты «защит-разочарований»:
1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный человек, с обычным набором недостатков).
Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.
2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всех психологии сразу).
Студент начинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скучной».
3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими, силами.
11 стр., 5408 слов
Личностные качества психолога
В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.
За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.
Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.
В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.
Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.
Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.
Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.
История появления профессии
Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.
Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.
Все люди очень разные. К вам никогда не будут приходить безупречные и восприимчивые клиенты. Обязательно найдутся такие, которые будут вас раздражать, чьи ценности будут противоречить вашим. Возможно, вам не нравится стрижка человека, его манера одеваться, его речь, его привычки, его взгляд на жизнь. Или он расскажет вам что-то такое о себе, что вызовет шок или отвращение. Не исключено, что в какой-то момент вы почувствуете отторжение и даже нежелание дальше работать с человеком.
Однако это нельзя назвать профессиональным подходом. Настоящий специалист способен на толерантность, он отказывается от оценочных суждений. Его задача – изменить не те черты, которые его в качестве психолога не устраивают, а те, которые мешают жить самому клиенту. Максимальная терпимость и безоценочность – одни из самых важных, но при этом самых труднодостижимых качеств. Но если вы их сумеете развить, то принесете пользу не только клиенту, но и себе, так как получите более широкий взгляд на мир.
Вакансии и средняя зарплата психолога в России
Если речь идет о государственном секторе, то зарплата психологов крайне мала. Согласно интернет-сервисам по поиску сотрудников, оклад при работе педагогом-психологом составляет 15 – 20 тысяч рублей
. К ним же можно приплюсовать премии и проценты от количества отработанных часов.
Совсем другое дело – частные учебные заведения. Там заработная плата может достигать порядка 50 тысяч рублей.
Вакансии на рынке труда для психологов часто связаны с воспитанием детей. Периодически появляются предложения работы психологом-консультантом, но их крайне мало.
Так как психолог — это тот, кто занимается изучением психических проявлений человека, то он может делать это самостоятельно, даже в своей квартире. По информации сайтов, предлагающих услуги психотерапии, частный психолог в России получает зарплату, исходя из своей ставки и количества клиентов. Успешные психологи получают от 100 тысяч рублей и более.
Сколько стоит обучение на психолога?
Стоимость образовательных услуг в вузах отличается в зависимости от региона. В большинстве случаев для получения образования достаточно выучиться на бакалавра, то есть потратить только 4 года. Согласно данным с официальных сайтов вузов России, средняя цена обучения на психолога-бакалавра составляет 120 тысяч рублей в год.
Узнать, сколько стоит обучение на психолога, можно самостоятельно на сайте понравившегося вуза, так как учебные заведения обязательно публикуют эти данные.
Также есть возможность пройти курсы переподготовки онлайн или очно, которые дадут возможность вести консультирование. Такая профессиональная переподготовка дает возможность получить эту профессию в сжатые сроки. Стоимость курсов различна, так как нет единого стандарта обучения по этому направлению.
Поэтапное изменение профессионально важных качеств психолога-консультанта
В параграфе 2.1 описывается, как, с помощью экспертного исследования ПВК психолога-консультанта, мы определили набор из 6 ПВК, которые, по мнению как российских, так и зарубежных экспертов, являются скорее необходимыми, чем просто желательными для профессии «психолог-консультант». Напомним, что этими ПВК являются ответственность, наблюдательность, эмпатия, мыслительные свойства, креативность и коммуникативные свойства.
Следующим шагом нашего исследования являлось выявление изменения выраженности данных ПВК у лиц, осваивающих профессию «психолог-консультант». В соответствии с четырьмя группами испытуемых, принимавших участие в исследовании, можно говорить о трех этапах в обучении психологическому консультированию. Обозначим подробнее эти этапы.
Итак, так называемый «нулевой этап обучения» характеризует группа студентов-психологов 4-5 курса, обучающиеся по специальности «клиническая психология» (данная группа испытуемых ниже обозначена как студенты-психологи). Указанная группа лиц, безусловно, уже имеет определенную степень выраженности необходимых для профессии «психолог-консультант» ПВК. Однако, очевидно, что студенты-психологи еще не окончили обучение в Вузе и, соответственно, не обладают полным набором знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования. Достоверно неизвестно, будут ли все эти люди работать по получаемой в ВУЗе специальности, возможно, в дальнейшем их профиль работы окажется не связанным с психологическим консультированием. Таким образом, мы можем условно обозначить данную группу как «нулевой этап» обучения.
«Первый этап» обучения характеризует группа лиц, уже имеющих базовое психологическое образование, желающих повышать свою квалификацию в области психологического консультирования. Обследование этой группы проводилось до начала дополнительного обучения профессии «психолог-консультант» в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 1 курс). Итак, в чем же, на первый взгляд, состоит специфика «первого этапа», в чем заключается разница между группой студентов-психологов и группой I курса. Очевидно, что лица 1 курса уже имеют высшее психологическое образование. Однако, кроме этого, можно предположить, что группа 1 курса обладает явно большей профессиональной мотивацией к более глубокому освоению теории и практики психологического консультирования. Эти люди, во-первых, хотят работать в консультативной психологии, и, во-вторых, они приняли решение повысить свою квалификацию и продолжить свое профессиональное образование по профессии «психолог-консультант». Кроме вышесказанного, представляется важным отметить, что группа 1 курса прошла отборочное собеседование при поступлении в СПбИГ. Иными словами, преподавательский состав СПбИГ, имеющий многолетний опыт как в собственно психологическом консультировании и психотерапии, так и в обучении психологическому консультированию, производил профессиональный отбор будущих слушателей. Соответственно, можно предположить, что первый этап обучения отличается от «нулевого этапа» несколько большей профессиональной мотивацией, возможно, большей выраженностью ПВК психолога-консультанта и отсутствием профессионально непригодных свойств личности.
«Второй этап» обучения характеризует группа лиц с высшим психологическим образованием, которая закончила первый год обучения в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 2 курс). Первый год обучения представлял собой пролонгированную психотерапевтическую группу (группу личностного роста) общим объемом 200 академических часов. Попробуем охарактеризовать второй этап обучения. В процессе участия в психотерапевтической группе лица 2 курса прорабатывали собственные проблемы и трудности, то есть, побывали в «позиции» клиента, участвовали в большом количестве групповых упражнений, наблюдали за стилем работы и поведением ведущих (опытных психологов-консультантов и психотерапевтов), были эмоционально вовлечены в процесс консультирования других участников группы.
Известно, что многие российские специалисты подчеркивают необходимость прохождения собственной психотерапии или участия в группах личностного роста для лиц, желающих в дальнейшем заниматься психологическим консультированием [33; 63; 57; 113]. За рубежом этап прохождения собственной индивидуальной и групповой психотерапии или психологического консультирования уже давно является непременным условием обучения профессии «психолог-консультант». Именно поэтому нам показалось важным выделить как отдельный этап обучения непосредственно прохождение пролонгированной психотерапевтической группы. Участие в такого рода группе предполагает личностную коррекцию ее членов, направленную, прежде всего, на проработку собственных трудностей и компенсацию «личностных дефицитов» для того, чтобы последние не оказывали в будущем негативного влияния на консультативную работу с клиентами.
Обязанности профессии психолога консультанта
- Выполнение психологических экспериментов и исследований, целью которых является выработка в сфере психологии новых познаний.
- Помощь социальным службам и медицинским сотрудникам при работе с отдельными категориями граждан и пациентов (больные, находящиеся в неизлечимых стадиях рака и иных патологических состояний, люди с алкогольной, наркотической и т. п. зависимостями, жертвы семейного насилия).
- Предоставление услуг государственным и частным организациям (работа с неблагополучными семьями, решение конфликтных ситуаций, подбор персонала, поддержание благоприятного микроклимата в коллективе и др.).
- Выполнение мероприятий по профориентации.
- Выполнение профработы, предупреждающей отклонения в развитии психики.
- Проведение с детьми (чаще всего) коррекционной работы, цель которой – устранить отклонения развития психики.
- Выполнение психологического диагностирования, обрабатывание полученных результатов, составление психологического портрета личности.
- Психологическая помощь как коллективам при возникновении межличностных конфликтов, так и отдельному человеку при появлении у него внутриличностных проблем.
- Изучение психологического климата в коллективе (или уровня психологического развития отдельно взятых людей), характеристик личности, психологических процессов и состояния.
Профессиональные требования и личные качества
Работа психолога предполагает постоянное движение вперед и развитие. Но учтите, что специалисты в области психологии постоянно сталкиваются с эмоциональным напряжением, ведь им нужно иметь дело с чужим горем, страхами, упадком настроения и депрессией. Также данная работа предполагает высокий уровень ответственности, т.к. от его действий во многом зависит то, как быстро консультируемым людям станет лучше. Будущему психологу нужно обладать:
- высоким общим и эмоциональным интеллектом;
- терпимостью;
- умением успокаивать, сопереживать;
- наблюдательностью;
- тактичностью;
- чувством ответственности;
- умением хранить секреты;
- стрессоустойчивостью.
Также такой человек должен быть коммуникабельным и открытым, ведь нужно много общаться с клиентами, выясняя их боли и проблемы. Кроме того, психолог должен быть непредвзятым, чтобы личные убеждения не влияли на отношение к клиентам, ведь главная задача – это помочь разобрать человек с проблемами, а не внушить ему свою точку зрения.
О себе в резюме психолога
В данном разделе вы должны составить краткий и одновременно емкий текст, который подчеркнет компетентность.
В резюме на престижную должность психолога не должно быть информации об увлечениях и хобби. Об этом расскажите, если потребуется, лично на собеседовании. Все по теме. Вы должны настолько подогнать информацию под требования желаемой должности, чтобы каждая строчка свидетельствовала о том, что лучшего кандидата быть не может.
Пример «О себе» в резюме психолога:
- Работаю с людьми‚ помогаю разобраться в непростых жизненных ситуациях, по-новому взглянуть на жизненный путь. Имею опыт лечения депрессивных состояний‚ различных фобий‚ зависимостей‚ соматических заболеваний. Помогаю найти путь в поиске себя‚ обеспечить личностный рост‚ за счет изменения осознанности‚ проработки ошибок.