Гражданство — что это такое, и каковы его принципы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданство — что это такое, и каковы его принципы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека. Наличие гражданства является началом взаимоотношений государства и личности, а также является необходимым условием для приобретения прав, свобод и обязанностей, которые закрепляются за человеком, обеспечивая защиту государством, независимо от местонахождения лица. Получение гражданства наделяет лицо полной правосубъектностью.

Понятие и общая характеристика гражданства

Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.

Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.

В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.

Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.

Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее — Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики — субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека — Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства — неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Схема 7. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии.

Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции РФ и в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. Трудно переоценить значение таких конституционных положений, как провозглашение прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя, определение соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства (ст. 2 Конституции РФ), закрепление основных прав и свобод на уровне Основного Закона (гл. 2) и признание общепризнанных норм и принципов международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15), запрет применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), установление равенства каждого перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), закрепление за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80), запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, включая самозащиту (ч. 2 ст. 45), и др.

Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Свобода не беспредельна. Будучи членом общества, человек имеет и определенные обязанности перед другими людьми, обществом, государством, в том числе и обязанность пассивного типа — не нарушать права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции). Исходя из этого, Основной Закон российского государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в России. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным, и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, буквальное толкование данного конституционного положения исключает возможность ограничения прав и свобод законами субъектов РФ (что, к сожалению, на практике распространено достаточно широко) и правовыми актами подзаконного характера (президентскими указами, правительственными постановлениями, ведомственными актами, актами глав регионов, органов местного самоуправления и т. п.).

Во-вторых, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей. Перечень таких целей (оснований) обширен, что дает возможность расширительного толкования, но тем не менее исчерпывающий:

1) защита основ конституционного строя;

2) защита нравственности;

3) защита здоровья других лиц;

4) защита прав и законных интересов других лиц;

5) обеспечение обороны и безопасности государства.

В-третьих, даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.

Помимо общих условий ограничения прав и свобод Конституция РФ содержит и некоторые специальные условия. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 56 в связи с введением на всей территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения такие ограничения могут устанавливаться с обязательным указанием пределов и срока их действия.

Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в Федеральных конституционных законах от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2001 № 1-ФКЗ «О военном положении», в законах РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», в Федеральных законах от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц, конкретные же ограничения отдельных прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, свободного распоряжения своим имуществом и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления иных компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).

Предусмотренные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ условия ограничения прав и свобод человека и гражданина должны соблюдаться не только в отношении прав и свобод, закрепленных непосредственно в Основном Законе, но и в отношении иных прав, предоставленных отдельным категориям граждан в России (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и др.) отраслевым и текущим законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Буквальное толкование данной нормы (т. е. запрет отменять и умалять не только права, предусмотренные в Конституции, но и права, составляющие так называемый специальный правовой статус и закрепленные в отраслевом и специальном законодательстве) «связывает» законодателя, не позволяя ни при каких условиях издавать законы, повышающие налоги и иные платежи, устанавливающие более суровые меры ответственности, отменяющие какие-либо льготы отдельным категориям граждан и т. п. Конституционный Суд РФ, в частности, неоднократно указывал в своих актах, что в правовом социальном государстве недопустима отмена прав, льгот и преимуществ, установленных в том числе и в законах специального характера (в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в законах РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» и др.).

Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы (ч. 3 ст. 56), которые не могут быть нормативно ограничены ни при каких условиях, даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п. К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, право на судебную защиту с соответствующими процессуальными гарантиями.

При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Можно нормативно закрепить общепринятые демократические подходы к основным характеристикам конституционно-правового статуса личности, но если человек в том или ином государстве не будет иметь реальной возможности восстановить и защитить свои нарушенные права, то и значение формально-юридических гарантий будет сведено на нет и восприниматься они будут как фиктивные нормы.

Система институциональных гарантий включает, во-первых, различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав; во-вторых, способы осуществления прав и свобод и процессуальные гарантии, т. е. процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществления амнистии и помилования, судебные процедуры и т. д.).

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.); различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в ч. 1 ст. 65 Основного Закона, в которой поименованы все 89 ее субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Однако конституционно установленный состав федерации в России может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения: а) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации (возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает); б) в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65). Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

1) в связи с образованием в составе России нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65);

2) в связи с изменением статуса каким-либо субъектом. В соответствии с Конституцией РФ все субъекты РФ независимо от принадлежности к тому или иному виду равноправны, однако Основной Закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом РФ влечет и изменение состава Российской Федерации при прежнем количественном наборе субъектов РФ.

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принят Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта РФ. В целях исключения правового вакуума соответствующий механизм должен быть закреплен, хотя возможность принятия в Российскую Федерацию нового субъекта представляется в целом гипотетической (схема 9). В то же время полностью исключать подобную ситуацию нельзя: интеграционные процессы с Беларусью, в частности, порождают в том числе предложение об объединении России и Беларуси в одно государство путем постепенного включения в состав России белорусских областей, начиная с восточных; высказывались просьбы, находящие поддержку среди ряда российских политиков, о присоединении к России Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Крыма и т. д.

Читайте также:  Порядок взыскания налога налоговыми агентами

Основные принципы российского гражданства

Все основные принципы гражданства РФ содержаться в законе №62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года. Документ содержит следующие принципы:

  • Для обретения российского гражданства не является препятствием различие по расовым признакам, национальности или языку;
  • Российское гражданство является единым и одинаковым, независимо от способа получения гражданства;
  • Вне зависимости от местонахождения гражданин РФ таковым и остается;
  • Изменение и лишение гражданства не предусматривается законодательством;
  • Вне зависимости от обстоятельств, гражданин России не подлежит выселению из РФ по принуждению, либо выдаче другому государству;
  • Иностранные лица и лица без гражданства, которые проживают в России, получат поддержку от государства в стремлении стать гражданином РФ.

Логично, что разбор основополагающих вопросов не будет полным без понимания самой сути явления, поэтому для начала разберем, что такое гражданство в РФ. Под ним принято понимать устойчивую юридическую связь между Россией как государством и физическими лицами как ее гражданами. Такая связь выражается в совокупности взаимных прав и обязательств, возложенных на каждого гражданина и государство. Они возникают с момента приобретения и прекращаются с момента его утраты.

Виды гражданства и их особенности в Российской Федерации закреплены законодательством: Россия признает как единственное, так и множественное и даже двойное гражданство но при отсутствии соответствующего международного соглашения на нашей территории признается лишь российский паспорт.

Кроме того, законодатель оговаривает ограниченный перечень оснований для получения гражданства, включая в него приобретение по рождению, натурализацию, и ряд других причин.

Иметь гражданство – право каждого

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.

Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:

  • недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
  • право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
  • добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
  • обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.

Безграничное и навсегда

Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.

На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.

Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.

О принципе равного гражданства

Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство является равным независимо от оснований, по которым оно было получено. Данная норма определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от его получения: в результате рождения, вследствие натурализации, в форме его восстановления после возврата на родину или в качестве поощрения, например, если оно было предоставлено в государственных интересах.

Принцип равного гражданства означает, что все россияне наделены равным объемом прав, свобод и, следовательно, обязательств, вытекающих из законодательства. Длительность состояния в юридической связи с Россией не может служить основанием для определения каких-либо преимуществ. Становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, которым обладают все остальные граждане. Это, однако, не запрещает установление специальных требований для реализации конкретных гражданских прав (например, права на пенсионное обеспечение, права быть избранным и т.д.).

Конституцией РФ и федеральными законами установлен ряд принципов, которых придерживается государство:

  • любой человек имеет право на получение гражданства;
  • статус гражданина РФ для всех одинаковый, независимо от того, каким способом вы его получили;
  • политика РФ направлена на приобретение российского гражданства;
  • никто не имеет права лишить человека гражданства или изменить его против воли;
  • можно иметь двойное гражданство с теми странами, что подписали международный договор;
  • выезд за пределы РФ не приостанавливает действие российского гражданства;
  • каждый, кто имеет гражданство, получает право на защиту РФ даже за ее пределами.

Принципы гражданства. Принципы приобретения гражданства

Каждое государство в сфере своего законодательства о гражданстве действует по своему усмотрению (самостоятельно), тем не менее, международным правом разработан, ряд общих принципиальных методов регламентации гражданства. Принципы приобретения и основы гражданства — это начальные основы, главные идеи, получившие закрепленные в законодательстве государства, во взаимоотношениях с гражданами.

В международном праве есть ряд общих принципов, по предоставлению (принятию) гражданства:

2) Принцип гражданства — недопустимости лишения, или права изменить гражданство, в одностороннем порядке, например решением государства. Гражданин же в свою очередь, имеет полное право распоряжаться своим гражданством, а значит изменить свое гражданство, в этом, государство не вправе ограничить его (гражданина), или лишить такого права.

  • 3) Принцип равности гражданства — определяет, что гражданство является равным, независимо от оснований и способов по его приобретению, что все лица, которые являются гражданами данного государства, имеют равный и одинаковый конституционно-правовой статус.
  • 4) Принцип постоянного гражданства – это означает, что за гражданином сохраняется гражданство, даже если они проживают за пределами государства, а также при заключении или расторжении брака, а также в тех случаях, когда один из супругов измененил гражданство.
  • 5) Принцип покровительства государством, защиты граждан своим государством, как внутри, так и за пределами своей территории.

Понятие и общая характеристика гражданства

Понятие гражданства существует уже много веков – с момента образования первых государств, хотя они мало походили на современные. Гражданами являлись лишь свободные люди, а остальные были рабами – не имели прав, выполняли роль обслуживающей касты.

Сегодня принадлежность человека к той или иной стране предполагает, что у него есть права, обязанности и ответственность перед державой. В то же время, государство несет ответственность за своих граждан, создает правовые нормы, регулирующие поведение людей, подчиняет население общим законам, определяет порядок взаимодействия граждан, защищает их от внутренних и внешних посягательств.

В толковом словаре русского языка термин гражданство означает статус, при наличии которого человек является лицом, проживающим на территории страны на постоянной основе, пользуется ее защитой, имеет права и несет обязанности. В Конституции РФ (ст. 6) прописано, что гражданство России едино, соответственно права и свободы граждан одинаковы, вне зависимости от того, каким способом гражданство приобретено.

Таким образом, гражданство – это не только наличие у граждан официального документа, который дает право жить в той или иной стране (паспорта), но и правовое состояние, которое дает гражданину определенный статус, наделяет его взаимными правами и обязанностями по отношению к государству.

Официальное современное понятие гражданства следующее: гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Читайте также:  Чем занимаются мировые судьи: какие дела они ведут

Понятие и принципы российского гражданства

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня­той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре­доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше­ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус­танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатри­дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри­дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между­народно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в РФ, пра­вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб­ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят­ствует приобретению ими гражданства другого государства.

Понятие и основные принципы российского гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

  • по рождению (филиация);
  • в результате приема в гражданство (натурализация);
  • в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);
  • в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *