Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «55. Особенности правового режима земель промышленности и земель энергетики.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Законодательством РФ земли промышленности определяются как земли, используемые для обеспечения деятельности разных объектов промышленности. Земельные участки, относящиеся к данной территории, могут использоваться в целях промышленного производства, но только в тех случаях, когда такие земли не изъяты из оборота. Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям.
Состав земель промышленности и иного специального назначения
Промышленные территории размещаются за пределами населенных пунктов. Зачастую, подобные объекты и невозможно было-бы разместить в населенном пункте по причине значительных размеров санитарно-защитных зон для разнообразных промышленных объектов и производств. К примеру, расчетная санитарно-защитная зона для производств I класса опасности составляет 1000 метров, II класса опасности 500 метров.
В категорию земли промышленности входят определенные виды разрешенного использования. Они делят территорию на участки:
- где размещают производственные мощности;
- применяемые для добычи полезных ископаемых;
- предназначенные для обеспечения транспортного сообщения;
- где строятся объекты атомной энергетики;
- на которых размещают объекты оборонного комплекса;
- используемые в целях обеспечения космической деятельности;
- для прокладки различных коммуникаций.
Что надо знать об изменении категории земель промышленности?
Чтобы в итоге процедуры получилась категория земли промышленности, и появились подходящие виды разрешенного использования, необходимо изучить положения Земельного кодекса в части перевода территории в другое назначение.
- Если в промышленную категорию переводят сельскохозяйственные наделы, придется доказать, что они имеют низкую ценность или полностью непригодны для сельского хозяйства.
- В некоторых случаях приходится обращаться за проведением экологической экспертизы, изучать близость природоохранных и водоохранных зон.
- Предварительно потребуется запросить действующие правила застройки и землепользования в отношении данного участка, составить проект будущего использования участка, утвердить документацию и добиться согласия местных властей.
- Необходимо согласовать границы будущего земельного участка, провести межевые работы и иные мероприятия.
Процедура эта довольно сложная, с множеством нюансов и подводных камней. Даже выполнение всех регистрационных действий без отказов и приостановок, не позволяет сократить срок изменения категории участка до менее полугода.

Общая характеристика земель промышленности и иного назначения
Под землями промышленности и иного назначения понимаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).
Другими словами, это земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.
Характерные особенности земель промышленности
Правовой режим для земель промышленности заключается в наличии системы, которая занимается регулированием отношений в контексте использования и охраны. Мероприятия, осуществляемые в этих рамках, характеризуются принципами и соответствующим государственным контролем.
Правила эксплуатации промземель устанавливаются в отношении отдельно расположенных зон и имеют особенные условия использования территорий. Наделы, относящиеся к этой категории, эксплуатируются по общим правилам, если другое не указано в законах и актах на региональном уровне. В тех случаях, когда принадлежность земель имеет статус федеральной собственности, использование участков регулируется Правительством России. Следовательно, если земля находится под контролем и надзором местного органа самоуправления, значит, наделы числятся на балансе муниципалитета.
Земельные участки промышленного и специального назначения подразделяются на категории в зависимости от назначения и использования:
- Земли, относящиеся к энергетическому сектору – электростанции, линии электрических передач.
- Транспортные земли – комплексы железнодорожных коммуникаций, автомобильное сообщение, морские коммуникации, трубопроводы.
- Земли для связи и совершения информационного телевещания, а также радиовещания – конструкции и комплексы для обеспечения работы спутниковых систем и технического поддержания линий связи.
- Участки для осуществления космических работ – космодромы, полигоны, стартовые площадки, учебные центры и подготовительные площадки.
- Территории, предназначенные для обороны. Например, испытательный полигон, воинская часть, всевозможные засекреченные объекты.
- Земли с иным специальным назначением – кладбище, больница, санаторий, животное хозяйство и т. д.
Наглядно соотношение земель промышленного и другого назначений продемонстрировано в следующей таблице:
Связь | 0,2% |
Космос | 0,07% |
Транспорт | 13,5% |
Энергетика | 0,9% |
Промышленность | 12,1% |
Оборона | 69,0% |
Другое | 4,3% |
Для земель данной категории существует определенный ряд правил, которые необходимо соблюдать. Такая обязанность регулируется непосредственно законодательством Российской Федерации. Итак, лица, которые совершают эксплуатацию конкретного земельного участка, в случае неблаготворного, вредного влияния на него обязаны проводить мероприятия рекультивационного, а также охранного характера. Помимо этого, при совершении эксплуатации промышленных объектов обязаны присутствовать зоны защитного, санитарного назначения.
В границах таких зон недопустимо строить жилье, обустраивать сады, дачи, размещать оздоровительные центры и профилактические учреждения.
На данных территориях могут находиться лишь индустриальные объекты. Габариты таких зон определяются исключительно с учетом величины экологической опасности производства и его вредоносности (50-1000 метров).
§ 1. Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
Старова Е.В.
Аспирант, кафедра земельного и экологического права, юридический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК) землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами, законами субъектов федерации.
Земли промышленности представляют собой один из видов земель, входящих в состав категории земель промышленности и иного специального назначения. Соответственно, использование для эксплуатации промышленных предприятий земельных участков, относящихся к землям промышленности, осуществляется в соответствии с правовым режимом земель промышленности и иного специального назначения. Целевое назначение данной категории земель состоит в том, что такие земли используются или предназначены для обеспечения деятельности определенного рода организаций или эксплуатации определенного рода объектов[2, 367]. В книге «Правовой режим земель в СССР» отмечалось, что основное целевое назначение земель специального назначения связано с обслуживанием «производственных средств»[3, 188]. А.К. Голиченков в своем комментарии к действующему Земельному кодексу указывал, что использование или предназначенность для обеспечения деятельности определенного рода организаций или эксплуатации определенного рода объектов является тем признаком, который позволяет отграничить земли промышленности и иного специального назначения от всех иных категорий земель, за исключением земель населенных пунктов, которые могут использоваться сходным образом[2, 367].
Особенностью земель промышленности земель промышленности и иного специального назначения состоит в том, что земельное законодательство не накладывает на лиц, осуществляющих использование земельных участков, относящихся к данной категории, каких-либо обязанностей, направленных на сохранение свойств земельных участков, которые обеспечили бы возможность использования данных земельных участков в качестве средства производства. Это объясняется тем, что основное целевое назначение земель данной категории связано с использованием земельных участков в качестве пространственного базиса. Учету же в ходе правового регулирования подлежат только те естественные свойств природного объекта, которые совпадают с его целевым назначением [4, 42-43].
Как уже отмечалось, земли промышленности являются одним видов земель промышленности и иного специального назначения. Деление земель той или иной категории на виды характерно для российского земельного законодательства. Виды земель выделяются в рамках практически каждой категории земель, за исключением земель запаса, которые являются однородными, а также земель населенных пунктов, в рамках которых выделяются не виды земель, а территориальные зоны. В связи с этим встает вопрос происходит ли конкретизации правового режима определенной категории применительно к отдельным видам земель в ее рамках.
Традиционным для отечественной науки является выделение общего правового режима для всех земель и особенных правовых режимов для отдельных категорий земель. Так, О.И. Крассов указывал, что понятие правовой режим может использоваться как в отношении всех земель (правовой режим земель), так и в отношении отдельных категорий
земель, видов и подвидов категорий земель[5, 512]. Действующий ЗК указывает также такой способ конкретизации правового режима как установление разрешенного использования как определение разрешенного использования в рамках категории. Однако способы конкретизации правового режима земель не ограничиваются лишь определением целевого назначения и разрешенного использования. Так, О.И. Крассов подчеркивал, что выраженное в ЗК представление о правовом режиме земель как о совокупности целевого назначения и разрешенного использования не имеет общего характера, поскольку оно применимо исключительно к землям населенных пунктов. Кроме того, исследователь указывал, что положения рассматриваемой статьи не охватывают всех способов, с помощью которых обеспечивается установление соответствующего правового режима земель [5, 512]. А.А. Минаева упоминает в числе способов установления правового режима земель деление земель различных категорий на виды, которое ведет к установлению особенностей в их правовом регулировании. В качестве примера исследователь приводит виды земель особо охраняемых природных территорий, определенные ЗК с отличающимся друг от друга правовым режимом [6, 33].
Применительно к землям промышленности и иного специального назначения ст. 87 ЗК предусматривает, что особенности правового режима перечисляемых данной статьей видов земель устанавливаются последующими статьями Земельного кодекса. Тем самым ЗК указывает на возможность конкретизации правового режима земель промышленности и иного специального назначения применительно к отдельным видам земель, относящихся к данной категории.
Под землями промышленности и иного назначения понимаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).
Другими словами, это земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.
Правовой режим земель обрабатывающей промышленности
По признаку существенного различия правового режима земли обрабатывающей промышленности следует рассмотреть отдельно от земель добывающей промышленности.
Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятий. Субъектами права на землю являются государственные, кооперативные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Земельные участки предоставляются для государственных предприятий на праве бессрочного пользования, для кооперативных и частных предприятий — на праве аренды или продаются им в собственность. В тех случаях, когда промышленные предприятия приобретаются в порядке приватизации российскими или иностранными гражданами, последние имеют право выкупать земельные участки, необходимые для их обслуживания.
Таким образом, помимо российских граждан и юридических лиц субъектами права собственности или пользования (аренды) могут быть и иностранные граждане и юридические лица.
Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются по проектам их возведения. В случае приватизации предприятий размер выкупаемого или предоставляемого участка устанавливается по материалам отвода земель на момент строительства объекта.
При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставлять прежде всего земли, не пригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности — предоставлять сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.
Хозяйственное управление землями обрабатывающей промышленности осуществляют те министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия. Одновременно с предоставлением участка под объект промышленности решается вопрос о выделении охранной зоны. Необходимость и размеры ее определяются проектом или специальным нормативным актом. Этим же актом определяется и правовой режим использования земель охранной зоны. Земли охранной зоны могут изыматься из состава земель предприятия, на территории которого размещается промышленный объект, но могут и не изыматься. Это зависит от того, могут ли они быть используемы для прежних целей или устанавливаемые ограничения исключают такую возможность.
Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются в ст. 40– 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (определяемые проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и другие.
Существуют различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный. Земли, предоставленные под каждый из этих видов транспорта, имеют соответственно свои правовые режимы и определяются рядом нормативных актов.
Общие правила, касающиеся всех без исключения земель транспорта, содержатся в Земельном кодексе. Специальные нормы для земель каждого вида транспорта содержатся в уставах, кодексах, законах, постановлениях, инструкциях.
К землям железнодорожного транспорта относятся участки, на которых расположены станционные и путевые сооружения, склады, депо, железнодорожные мастерские и заводы, служебные здания, жилые и культурно-просветительные постройки для работников, снегозащитные полосы, питомники снегозащитных насаждений, карьеры, если они обслуживают нужды железнодорожного транспорта. Правовая основа этих земель:
- приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26 «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
- приказ Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
Землями автомобильного транспорта признаются участки, отведенные для прокладки и обслуживания автодорог всех типов (шоссейных, грейдерных, профилированных, проселочных и др.). Сюда не входят городские проезды, улицы и дороги, которые относятся к категории городских земель. В состав транспортных земель входят лишь те дороги, которые находятся в ведении республиканских или местных органов дорожного хозяйства, а также небольшие полосы по обе стороны проезжей части, участки, занятые под мостами, путепроводами,трубами,жилыми,служебными, производственнымизданиями,базами,защитными насаждениями, постоянно действующими карьерами, питомниками для выращивания посадочного материала и т. д. Сюда же относятся участки, занятые гаражами, базами, бензоколонками, мастерскими и т. д., т. е. предприятиями и сооружениями, обслуживающими дорожное хозяйство, при условии непосредственного примыкания этих участков к землям, занятым самими дорогами.
Между землями железнодорожного и землями автомобильного транспорта имеется много общего. Это могут быть земли трех видов: постоянного пользования; временного пользования; специальных защитных зон.
Земли постоянного пользования — это полосы отвода под путями сообщения, под разного рода сооружениями и постройками (водопроводные, жилые, служебные, производственные здания и т. д.).
Земли временного пользования отводятся на период строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог (временные карьеры, питомники, подъездные и объездные дороги). Размер и место нахождения участков, отводимых в постоянное и временное пользование, устанавливаются проектом строительства дороги.
Специальные защитные зоны — это участки, не включаемые в полосу отвода, для которых устанавливаются особые условия землепользования; участки, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности сооружений; полосы леса, прилегающие к железным дорогам; полосы подвижных песков и т. п.
Землями морского транспорта считаются земельные участки, занятые морскими торговыми портами, со всеми находящимися на них техническими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми учреждениями и т. п. Кроме того, участки, занятые морскими судостроительными и судоремонтными заводами, а также земли, предназначенные для размещения и обслуживания маяков. Правовой режим земель морского транспорта регулируется положением о землях транспорта и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1994 г. № 81-ФЗ.
Землями речного транспорта считаются участки, занятые сооружениями и предприятиями, обслуживающими судоходство на реках, озерах, каналах. К ним относятся земли под портами, пристанями, искусственными гаванями, затонами, пескоукрепительными полосами по берегам водных путей, береговые полосы судоходных каналов, переданные в пользование органов управления этими каналами, а также земли, занятые под инфраструктуру, если они непосредственно примыкают к водным путям.
Органы речного транспорта помимо права пользования закрепленными за ними землями обладают некоторыми специальными правами в отношении береговой полосы естественных водных путей (бечевник 20 м от кромки берега). Регулирование осуществляется уставом внутреннего водного транспорта. Берега искусственных водных путей (каналов) не входят в состав береговой полосы и не закрепляются за органами водного транспорта. На береговой полосе внутренних водных путей разрешается (так называемые специальные права):
- устройство приспособлений для причала судов и плотов, погрузка и выгрузка судов; установка временных устройств для швартовки судов, плотов, временное хранение грузов;
- хранение твердого топлива для нужд транспорта, временное хранение рыболовных снастей, судовых и плотовых принадлежностей;
- устройство временных зимовочных помещений и производство других работ, вызванных случайной зимовкой или аварией судна или плота;
- устройство механической тяги судов и плотов;
- хранение и сплавка в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
- Понятие земель промышленности
- Предоставление земель промышленности
- Размеры промышленных земель
- Заключение
- Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям промышленности
- Список законов
Особенность использования таких земель зависит от множественности целей эксплуатации. Исходя из этого, правовой режим земель промышленности также очень разнообразен.
Территории промышленности могут быть использованы для следующих целей:
- организация работы специализированного промышленного предприятия;
- размещение административных зданий и обслуживающих их объектов;
Обычно такие земли заняты промышленными предприятиями, цехами, складскими постройками. Допускается на территории устройство пунктов питания и медобслуживания для конкретного промышленного объекта.
В отношении данных территорий может быть установлена санитарно-защитная зона или назначены другие природоохранные мероприятия. Земельные массивы, расположенные в пределах этих зон и принадлежащие частным лицам, не подлежат изъятию, однако, в отношении таких участков устанавливается особый режим пользования, в рамках которого допускается только деятельность, включенная в специальный перечень. Список таких видов деятельности является открытым, поскольку перечислить все виды промышленных работ, разрешенных на участке, не представляется возможным.
В итоге можно сделать ряд выводов:
- Площади, на которых располагаются строения промышленного назначения или предназначенные для использования в различных экономических направлениях называются землями промышленности.
- В состав таких территорий могут входить земли различной принадлежности – госсобственность, частные владения.
- Правовой режим использования земель зависит от цели эксплуатации территории.
- Список видов разрешенной деятельности является открытым.
- На землях могут быть размещены промышленные объекты, допускается размещение пунктов питания или медобслуживания, административных построек.
- В отношении территорий устанавливается специальная санитарная зона, а частные земли, расположенные в ее границах, могут использоваться собственниками согласно установленному порядку.
- Размеры промышленных земель устанавливаются в соответствии с проектно-технической документацией и на основании законодательных актов.
Ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР 1991 г. содержал в наименовании этой категории земель четырнадцать слов. В ныне действующем Земельном кодексе РФ законодатели расширили понятие этой категории земель до двадцати одного слова.
В прошлом данная категория земель именовалась как земли специального назначения. Это было и правильно и удобно для использования. Но виды земель, объединяемые приведенным названием, требуют дополнительного пояснения.
В соответствии с Земельным кодексом РФ такими землями признаются те, которые в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли:
- промышленности (ст. 88);
- энергетики (ст. 89);
- транспорта (ст. 90);
- связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91);
- для обеспечения космической деятельности (ст. 92);
- обороны и безопасности (ст. 93);
- иного специального назначения.
В состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Эти зоны необходимы в целях безопасности населения и создания должных условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно- и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников и других правообладателей земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установленных зон.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 ЗК РФ).
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения и установления в них зон с особыми условиями использования определяются:
- Правительством РФ для земель, находящихся в федеральной собственности;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления применительно к землям, находящимся в муниципальной собственности.
Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Рассмотрим особенности использования отдельных видов земель названной категории.
Земли промышленности — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На этих землях могут размещаться объекты промышленности, производственные и административные здания, строения, сооружения и обслуживающие их объекты.
Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий в границах горного отвода.
Размеры земельных участков, предоставляемых для промышленных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Земли энергетики — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.
В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики предоставляются земельные участки для размещения:
- гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения радиоактивных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
- воздушных линий электропередач, наземных сооружений кабельных линий электропередач, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
Понятие «земли энергетики» введено действующим Земельным кодексом РФ впервые. В прошлом они оставались не обозначенными в составе земель промышленности и иного специального назначения.
На объектах энергетики вырабатывается электричество. Оно передается зачастую на далекие расстояния по воздушным линиям, размещаемых, как правило, на опорах на множестве небольших земельных участков, которые входят в состав земель энергетики. На этих земельных участках и вдоль линий электропередач могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правовой режим охранных зон, как следует из предписаний Земельного кодекса РФ (п. 3 ст. 89), будет определен правовым актом Правительства РФ.
Характерной особенностью земель предприятий и промышленности является наличие на многих из них охранных и санитарно-защитных зон с особыми условиями использования земель. При наличии таких зон ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления названных зон. Кроме того, при оценке промышленной земли требуется определение стоимости всех объектов, находящихся на территории производственного объекта. Также следует обратить внимание на то, что промышленные земли впоследствии довольно сложно перевести в любую другую категорию и использовать их по иному назначению, т.к. их промышленное использование часто подразумевает наличие самых различных отходов на этих территориях.
Для размещения и эксплуатации объектов несельскохозяйственного назначения не требуются плодородные земли. Поэтому решающее значение для размещения промышленных объектов имеет наличие транспортной инфраструктуры, близость к населенным пунктам, к поставщикам сырья, климатические условия, рельеф местности.
Но при пользовании этими землями возникают различные проблемы, связанные с нарушением экологии. К таким проблемам относятся:
- наличие газовых выбросов и сточных вод в процессе эксплуатации;
- наличие твердых отходов;
- возможные загрязнения окружающей среды в результате аварийных ситуаций;
- изменение ландшафта.
Общая характеристика правового режима для промышленных земель
Правовой режим для земель промышленности заключается в наличии системы, которая занимается регулированием отношений в контексте использования и охраны. Мероприятия, осуществляемые в этих рамках, характеризуются принципами и соответствующим государственным контролем.
Правила эксплуатации промземель устанавливаются в отношении отдельно расположенных зон и имеют особенные условия использования территорий. Наделы, относящиеся к этой категории, эксплуатируются по общим правилам, если другое не указано в законах и актах на региональном уровне. В тех случаях, когда принадлежность земель имеет статус федеральной собственности, использование участков регулируется Правительством России. Следовательно, если земля находится под контролем и надзором местного органа самоуправления, значит, наделы числятся на балансе муниципалитета.
Рассматриваемая категория земельных участков имеет право быть переданной для безвозмездного срочного пользования для нужд сельскохозяйственного производства и другого применения.
Переход земли в собственность государства
В историческом контексте такая практика существовала при резкой смене государственной власти. Такой процесс называется национализацией и означает прекращение частной собственности и огосударствление всей реквизированной массы. Подобные случаи известны в истории многих стран.
Современное законодательство рассматривает несколько ситуаций, при которых частная собственность на землю может быть ограничена, временно или постоянно прекращена. Данные обо всех основаниях, процедурах и последствиях содержатся в седьмой главе ЗК РФ, в статьях 49 – 51.
Изъятие земли допускается в порядке исключения, если:
- речь идёт о выполнении каких-либо международных договоров;
- необходимо построить, реконструировать федеральные или региональные объекты энергетики, обороны, коммуникаций, транспорта, причём это осуществимо не иначе как с изъятием земель;
- имеются ещё какие-либо обоснования на уровне федеральных законов.
ЗК РФ рассматривает также прекращение собственности при конфискации земли по решению суда, а также временную реквизицию в чрезвычайных ситуациях. Последний случай предполагает последующий возврат земли и компенсацию за её использование.
Особенности оценки земли предприятий
Характерной особенностью земель предприятий и промышленности является наличие на многих из них охранных и санитарно-защитных зон с особыми условиями использования земель. При наличии таких зон ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления названных зон. Кроме того, при оценке промышленной земли требуется определение стоимости всех объектов, находящихся на территории производственного объекта. Также следует обратить внимание на то, что промышленные земли впоследствии довольно сложно перевести в любую другую категорию и использовать их по иному назначению, т.к. их промышленное использование часто подразумевает наличие самых различных отходов на этих территориях.
Для размещения и эксплуатации объектов несельскохозяйственного назначения не требуются плодородные земли. Поэтому решающее значение для размещения промышленных объектов имеет наличие транспортной инфраструктуры, близость к населенным пунктам, к поставщикам сырья, климатические условия, рельеф местности.
Но при пользовании этими землями возникают различные проблемы, связанные с нарушением экологии. К таким проблемам относятся:
- наличие газовых выбросов и сточных вод в процессе эксплуатации;
- наличие твердых отходов;
- возможные загрязнения окружающей среды в результате аварийных ситуаций;
- изменение ландшафта.
Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.
Земли для обеспечения космической деятельности
Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Данная категория земельных участков подразделяется на следующие подкатегории:
- 1) земли промышленности;
- 2) земли энергетики;
- 3) земли транспорта;
- 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- 5) земли для обеспечения космической деятельности;
- 6) земли обороны и безопасности;
- 7) земли иного специального назначения.
Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса и места размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п.1 Данные категории не могут устанавливаться на землях населенных пунктов, которые отделены их границами от земель иных категорий (см. параграф 4.3). Само по себе наличие на территории населенного пункта завода или иного промышленного объекта не дает правовых оснований для отнесения земельного участка, на котором расположен объект, к землям промышленности и иного специального назначения.

Участки промышленного назначения в собственности облагаются налогом. Его размеры определяет Налоговый Кодекс и региональные законодательные документы.
По данным НК платить в казну за промзону обходится значительно дороже, чем, например, за сельскохозяйственный надел или землю под жилые кварталы. Связано это в первую очередь с экологией. Любое производство, так или иначе, влияет на окружающую среду: обедняет землю вокруг, снижает показатели чистоты воздуха. Кроме того, близость предприятий делает дешевле соседние участки.
Федеральный налог на промземли составляет 1,5% от кадастровой цены участка. Учитывая, что кадастровая стоимость таких земель высока, то налог получается значительным. В некоторых регионах местные законодательные акты снижают налоговую ставку в целях развития промышленности. Но налог всё равно остаётся высоким.
В случае, если кадастровая стоимость превышает рыночную, собственник может обратиться в суд, чтобы инициировать пересмотр этого значения. Так можно существенно снизить налоговую ставку.
Земли промышленного назначения собственники стремятся освоить как можно быстрее, чтобы они приносили доход и перекрывали расходы.
Специальные требования промышленных предприятий
Требования имеющие специальный характер распространяются только на отдельные промышленные категории предприятий, конкретизируя в направлении ужесточения требований экологического порядка. Так во время эксплуатации производственных объектов, которые по своей природе являются опасными для окружающей среды начинают действовать определенные правила и требования, которые в свое время устанавливает Закон о промышленной безопасности.
Опасными объектами производства являются цехи, предприятия, участии и площадки, а также другие объекты производственного характера, перечисленные в Приложении № 1 к названному Закону, например объекты, на которых собственно и используются, и производятся, перерабатываются взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества.
Примечательно, что в 88 статье пункте 4 ЗК Российской Федерации устанавливаются землепользовательские особенности организаций нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, которым участки земельного характера необходимы для разработки полезных ископаемых предоставляющихся после оформления горного отвода, проектного утверждения рекультивации земель, восстановления ранее отобранных земель.
Очень ценными являются сельскохозяйственные продуктивные угодья, которые предоставляются на основании статьи 79 ЗК Российской Федерации, после процесса отработки других угодий сельскохозяйственной направленности, расположенных в границах горного отвода.
Тем не менее пользоваться особо важными продуктивными угодьями сельскохозяйственного характера, включенных законами субъектов Российской Федерации в специальную перечень для иных целей просто не допускается о чем говорится в 79 статье 4 пункта Российской Федерации. В таком случае мы видим непоследовательность законодателя, который в свое время делает определенное исключении из общего принципа приоритетности охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для субъектов нефтегазовой и горнодобывающей промышленности в ущерб очень важным интересам окружающей среды в целом и сельскохозяйственного охраны земель в частности. Саму же такую коллизию нужно, по всей видимости, только таким образом, что указанным организациям могут предоставляться особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, не попавшие в список, который был утвержден субъектом Российской Федерации.
Другой комментарий к Ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Согласно комментируемой статье земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное по своему характеру целевое назначение. Однако общим признаком, который позволяет объединить их в рамках одной категории, является то, что они используются или предназначены для специальных целей и для размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли используются главным образом для несельскохозяйственных целей, т.е. как пространственный территориальный базис. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами границы населенных пунктов.
Видами земель рассматриваемой категории являются земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения. В свою очередь, некоторые из видов этих земель могут подразделяться на соответствующие подвиды. Так, земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и т.д.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (п. 4 комментируемой статьи). Эти земли могут находиться и в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Земли, занятые такими объектами, находятся в публичной собственности.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории в зависимости от того, в чьей собственности они находятся, определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Некоторые виды земель данной категории могут находиться и в частной собственности, использоваться на иных титулах.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.
Отличительной чертой правового регулирования использования данной категории земель является то, что правовой режим этих земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Земельные участки, в отношении которых установлен режим зон с особыми условиями использования земель, в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, в других случаях нет.
Обычно земельные участки включаются в состав данной категории земель в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому в подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, при которых допускается такое изъятие земельных участков. Это случаи размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности и др.
Одновременно с этим в земельном законодательстве устанавливаются определенные ограничения на изъятие земель для использования их в указанных целях.
Особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в специальных целях. Согласно ст. 33 ЗК РФ размеры земельных участков для несельскохозяйственных целей устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В случае если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства.
Указанное обстоятельство обусловливает основной способ определения видов разрешенного использования земельных участков в составе данной категории земель. Виды разрешенного использования земельных участков определяются при их предоставлении для строительства, т.е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т.д.
Площадь предоставляемых земельных участков нормируется, и она обычно является минимально необходимой для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование соответствующего хозяйственного объекта. Поэтому эти земли, как правило, используются строго в соответствии с целевым назначением. Тем не менее в отдельных случаях допускается использование этих земель и в иных целях, например для ведения сельского или лесного хозяйства. Так, земли обороны могут использоваться в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях (п. 5 ст. 93 ЗК РФ). Согласно п. 6 комментируемой статьи земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования, в том числе в качестве служебных земельных наделов. Разрешенное использование земельного участка — использование его в качестве служебного земельного надела определяется решением организации, которая предоставляет надел.
Особенность правового режима этих земель заключается также и в том, что в законодательстве определяются особые требования, касающиеся выбора мест размещения хозяйственных и иных объектов, порядка использования предоставленного земельного участка. Характер этих требований зависит от назначения указанных объектов.
Кроме того, требуется согласовывать места размещения различных объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (например, в районе аэродрома) или в случаях пересечения разных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.
Статья 9 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.