Что должен знать и уметь хороший психолог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должен знать и уметь хороший психолог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Профессиональная этика

Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.

Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Вот тут можно прочитать отзыв мамы, ребенку которой уже 23 года. А её книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Чем занимается психолог-консультант

Специалист может быть полезен в случае, когда самостоятельно справиться с проблемами не удаётся. Это могут быть и проблемы в браке, и вопросы в детско-родительских отношениях, и личностные проблемы – клиенты психолога-консультанта могут быть абсолютно разными и каждый с индивидуальными запросами.

Например, частой причиной обращения является экзистенциальный кризис. Это те случаи, когда человек не понимает, в чём заключается цель и смысл его жизни.

Мамы в декрете могут прибегнуть к помощи специалиста, если столкнутся с эмоциональным выгоранием. В этом состоянии женщины не только бывают неспособны экологично воспитывать собственных детей. Иногда женщина не может в таком состоянии даже позаботиться о себе, её психика просто не справляется с такой нагрузкой. Кто-то выбирается из этого состояния, а кому-то бывает необходима психологическая опора.

Также деятельность психолога-консультанта направлена на помощь в случае потери близкого человека, в вопросах повышения самооценки или поиска своего призвания. Проблемы в личной жизни также приводят людей в кабинет профессионального психолога.

Этими и многими другими вопросами и занимается такой специалист.

Освоив профессию, можно вести частную практику, работать штатным психологом по найму, проводить семейные, групповые или индивидуальные консультации, работая с людьми разных возрастных категорий. Работать может психолог-консультант онлайн или оффлайн, на своё усмотрение.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Читайте также:  Добро пожаловать на портал Ирис!

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.

Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Пространственные аспекты консультативной беседы

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.).

Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за покупку недвижимости

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Личностные качества психолога

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.

Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.

Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.

Какие требования предъявляют к психологу-консультанту?

Вы можете работать психологом-консультантом, если имеете следующее образование:

  • высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Психологическое консультирование»;
  • любое высшее или среднее профессиональное образование и курсы психолога-консультанта (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

В частном консультировании ценится наличие часов личной психотерапии и супервизии.

Личностные характеристики психолога-консультанта:

  • развитый эмоциональный интеллект;
  • любовь к людям;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • личностная зрелость и целостность.

Личностные качества психолога

Профессионально-значимые и личностные качества психолога

2. Личностные качества психолога

В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. [4,237]

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Круг обязанностей специалиста

Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.

Гипнолог занимается:

  • подготовкой к сеансам гипноза;
  • приёмом пациентов;
  • созданием доверительной атмосферы;
  • выявлением источника проблемы;
  • выстраиванием плана лечения;
  • введением клиента в гипнотическое состояние;
  • поиском эффективных образов и установок;
  • выведением клиента из гипноза;
  • коррекцией усвоенных клиентом установок.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

Представьте, что вы рассказываете о своих проблемах близкой подруге. Она внимательно выслушает вас, посочувствует, даст полезный совет. По сути, она окажет вам психологическую помощь. Почему же этого иногда недостаточно для решения ваших проблем? Причина в том, что ваша подруга – все-таки не профессионал, не специалист в области психологии. Она не обладает нужным образованием, а ее оценка вашей личности и поступков достаточно субъективна.

Читайте также:  Почетный донор России: льготы и выплаты в 2023 году

Получая образование психолога в высшем учебном заведении или на специальных курсах, вы приобретаете особый набор знаний и качеств. Настоящий психолог должен представлять, как функционирует мозг человека, что представляет собой высшая нервная деятельность. Он обязан владеть базовым понятийным аппаратом, знать, что такое познавательные процессы, в чем разница между характером и темпераментом, чем аффирмация отличается от апперцепции.

Рядовой слушатель, каким бы доброжелательным и внимательным он ни был, не сможет профессионально и беспристрастно проанализировать вашу ситуацию. В каких-то случаях он сможет помочь, а в иных потребуется обратиться к настоящему специалисту.

Кроме того, в психологии существует множество техник и методик – от гештальт-терапии до эриксоновского гипноза. Освоить их самостоятельно проблематично. Если эти техники применяет человек без профессионального образования, он может сделать только хуже.

Все люди очень разные. К вам никогда не будут приходить безупречные и восприимчивые клиенты. Обязательно найдутся такие, которые будут вас раздражать, чьи ценности будут противоречить вашим. Возможно, вам не нравится стрижка человека, его манера одеваться, его речь, его привычки, его взгляд на жизнь. Или он расскажет вам что-то такое о себе, что вызовет шок или отвращение. Не исключено, что в какой-то момент вы почувствуете отторжение и даже нежелание дальше работать с человеком.

Однако это нельзя назвать профессиональным подходом. Настоящий специалист способен на толерантность, он отказывается от оценочных суждений. Его задача – изменить не те черты, которые его в качестве психолога не устраивают, а те, которые мешают жить самому клиенту. Максимальная терпимость и безоценочность – одни из самых важных, но при этом самых труднодостижимых качеств. Но если вы их сумеете развить, то принесете пользу не только клиенту, но и себе, так как получите более широкий взгляд на мир.

В чем разница c психотерапевтом

Как психотерапевты, так и психологи проводят и психотерапию, и исследования, но между этими двумя профессиями есть существенные различия.

Первое различие заключается в образовании: психотерапевт имеет медицинское образование и является врачом, а психолог – бакалавр, магистр или доктор наук по психологии. Второе отличие заключается в том, что психотерапевт может назначать лекарства, а психолог — нет.

Если вы пытаетесь выбрать одну из двух профессий, вам нужно будет определить, предпочитаете ли вы оценивать, диагностировать, лечить и предотвращать психические заболевания и иметь возможность назначать лекарства своим пациентамили вы предпочитаете проводить психотерапию, проводить психологические тесты и проводить исследования.

Психологи обычно диагностируют психические расстройства и работают с врачами, чтобы те могли определить лекарственные препараты для пациентов, когда психотерапевт может этого не делать. Они являются частью услуг в сфере здоровья, при этом психотерапевт может даже не иметь знаний или академической подготовки, которую имеет психолог. Возможно, вы слышали термин «клинический психолог»? Клинический психолог — это специалист по психическому здоровью, который имеет специальную подготовку и может диагностировать психические заболевания и выявлять хронические поведенческие проблемы.

У психотерапевтов есть свои преимущества. Психотерапевт — это тот, кто может консультировать и помогать вам с чувствами и решениями проблем в рамках системы здравоохранения. На самом деле, психотерапевт может быть гораздо более гибким, потому что он не строго связан с ограничениями и поэтому он работает с гораздо более разнообразными методами. Психотерапевты могут также включать в себя консультантов по вопросам брака или отношений или тех, кто работает в социальных учреждениях, помогая людям с ограниченными возможностями приспособиться. Вы также можете найти специалистов, которые работают в рамках определенных методов психотерапии.

Психологи, с другой стороны, могут охватывать большое количество различных профессий. Сюда часто включают и социальных работников, и различных консультантов. Из-за этого они могут иметь квалификацию в различных областях, включая доктора наук, магистра или бакалавра психологии. Хотя они могут также предоставлять помощь и поддержку, функции психолога совершенно разные в зависимости от области его компетенции и уровня квалификации.

Каждый из этих двух типов специалистов больше концентрируется на одном из аспектов психического здоровья

Психотерапевты чаще обращают внимание на признаки и симптомы психического заболевания, в то время как психологи больше внимания уделяют оказанию помощи в решении проблем, которые могут быть новыми для вас. Хотя оба специалиста делают и то, и другое, но у них разная специфика

Еще одно отличие в том, что психотерапевт может больше рассматривать вашу проблему с точки зрения работы мозга, в то время как психолог может лучше понимать практические аспекты ваших проблем. Психотерапевт может больше сосредоточиться на перестройке работы мозга, в то время как психолог больше заботится о том, чтобы помочь вам понять ваши чувства и управлять ими, а также помочь вам сделать лучший жизненный выбор. Опять же, оба они делают все эти вещи, но именно акцент, который они делают на каждом из аспектов вашей жизни, раскрывает разницу между ними.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]