Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешние световые приборы автомобиля ПДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.
Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
- Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
- Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
- Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
- По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
- Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
- Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
- Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.
Точное место установки правила не регламентируют.
Когда можно моргать фарами?
Да, чаще всего водители моргают фарами (одно или несколько кратковременных переключений фар с ближнего или ДХО на дальний) при предупреждении о сотрудниках ДПС встречным автомобилям. Однако, ПДД рекомендуют это делать совсем в других случаях. В каких же:
- для предупреждения других участников дорожного движения о начале обгона;
- если Вас ослепляет встречное транспортное средство.
При этом, нигде в Правилах не указан прямой запрет моргать фарами. Тем не менее, сотрудниками ДПС это может быть расценено как нарушение ПДД, вследствие чего можно легко заработать штраф в размере 500 рублей. Подумайте сами, ведь при моргании Вы включаете дальний свет, а его включать в большинстве случаев запрещено.
Как видите, всё очень просто! Но давайте ещё больше упростим эти Правила использования световых приборов и представим всё в наглядном табличном виде.
Условия/свет | Светлое время | Тёмное время суток, освещённые участки дорог населённых пунктов | Тёмное время суток, неосвещённые участки дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
---|---|---|---|---|---|
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные фары | +1 | — | +2 | — | +2 |
Дневные ходовые огни | + | — | — | — | — |
Задние противотуманные фонари | — | — | — | — | + |
Можно ли менять внешние световые приборы автомобиля?
Можно, но не всегда.
Автомобиль является сложным техническим устройством. Он поставляется с завода, где изготовитель заранее предусмотрел и тщательно проверил работоспособность и безопасность внешних световых приборов ТС.
Если вы хотите установить в обход ТБ вместо галогеновых ламп ксенон, а маркировка фар этого не допускает – это нарушение. За подобные действия может последовать наказание по ч. 1 или ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.6 ПДД:
- Спереди автомобиля могут располагаться только белые, жёлтые или оранжевые огни;
- На задней части ТС – только красные, жёлтые и оранжевые;
- Фонари заднего хода и подсветка госномера – исключительно белого цвета.
Это официальные требования к транспортным средствам для возможности их эксплуатации на дорогах России. Недопустимо самовольно изменять цвет огней автомобиля!
Ответственность за нарушение правил использования фар
Включенный свет фар гарантирует, что автомобиль будет своевременно замечен другими участниками движения. Данное требование ПДД призвано обеспечить безопасность водителей на дороге, что особенно актуально в темное время суток. Избежать ответственности за отступление от регламента режима работы осветительных приборов удастся только при езде с включенными габаритами.
За все прочие нарушения сотрудник ГИБДД привлечет водителя к наказанию в соответствии с требованием закона.
Штраф в размере 500 рублей автомобилисты получат при следующих обстоятельствах перечисленных ниже:
- водитель применяет только ходовые фонари без включения фар ближнего освещения дороги (при передвижении в условиях недостаточного освещения);
- у транспортного средства отсутствует прибор освещения (или работает, не соответствуя установленным требованиям);
- автомобилист использует автомобиль с включенными габаритами;
- собственник ТС использует фары дальнего света в черте города или другого населенного пункта, вне зависимости от его величины (главное — соответствующий дорожный знак, уведомляющий о въезде в НП);
- автомобилист использует фары ближнего цвета в дневное время суток;
- ТС эксплуатируется с учетом некорректного использования противотуманных осветительных приборов.
Несмотря на небольшой размер штрафной квитанции (в 20 дневный срок можно заплатить 50%, а это всего 250 рублей), не стоит пренебрегать правилами безопасной езды. Любое нарушение, связанное с игнорированием норм режима работы осветительных приборов, может привести к несчастному случаю на дороге.
Как нужно применять противотуманные огни
Противотуманные осветительные приборы автомобилист может использовать в качестве основного освещения при езде в светлое время суток. Однако пункт 19.4 регламентирует, что противотуманки применяются также при ограниченной видимости пространства во время передвижения на ТС.
Использовать данное освещение можно совместно со светом основных фар, предназначенных для ближнего или дальнего освещения. Пункт 19.5 правил дорожного движения допускают использование противотуманных фонарей ночью на дорогах, не оборудованных освещением. Интересно заметить и тот факт, что данные приборы возможно использовать днем вместо фар, предназначенных для ближнего освещения.
Таким образом, использование автотранспорта днем при работающих противотуманных приборах не является санкционируемым проступком. По этой причине автомобилисты могут не беспокоиться о получении штрафа за огни.
Before you continue to YouTube
Так как в противотуманных фарах зачастую установлены отражатели, свет от светодиодных фар будет сильно рассеиваться и ослеплять других людей. Для того, чтобы предотвратить это, фары должны иметь особую конструкцию, за счёт которой светодиодный свет будет распределяться правильно. Сотрудники ДПС, которые остановят вас на трассе, смогут обнаружить незаконно используемые светодиодные лампы в фарах при помощи специального прибора для замера яркости света. Если таковой у них отсутствует, то они могут проверить маркировку фар на их соответствие такому источнику света.
Современные оптические системы LED обладают ярким светом и длительным сроком службы. Эти достоинства очень привлекательны для владельцев автомобилей.
Некоторые производители авто изначально предусматривают использование подобного освещения для своих моделей. В остальных случаях автовладельцы нередко самостоятельно заменяют обычные галогенные лампы на светодиодные.
Для начала рассмотрим самый простой вариант. Имеется автомобиль, оборудованный стандартными галогеновыми лампочками. Соответственно сами фары (отражатели) предназначены для работы с галогеновыми лампами. Водитель находит светодиодные лампочки с аналогичным цоколем и устанавливает их в фары.
В данном случае имеет место нарушение пункта 3.1 переченя неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Ст. 12.5 КоАП закрепляет положение, согласно которому использование внештатных световых приборов запрещено. Санкция не предусматривает штрафа, а в случае обнаружения нарушения водитель будет ограничен в праве на управление транспортным средством от полугода до 1 года с изъятием незаконных приборов и связанных с ними приспособлений.
До середины 2019 года правоохранительные органы рассматривали установку светодиодных лампочек, как нарушение, предусмотренное частью 3 ст. 12.5 КоАП:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечёт лишение права управления ТС на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Суды нещадно лишали водителей прав за диоды в фарах по причине того, что они нарушали установленные нормы эксплуатации автомобиля и правила дорожного движения. Поэтому большую часть апелляций граждан по таким делам были отклонены.
До середины 2019 года правоохранительные органы рассматривали установку светодиодных лампочек, как нарушение, предусмотренное частью 3 ст. 12.5 КоАП:
Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечёт лишение права управления ТС на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Суды нещадно лишали водителей прав за диоды в фарах по причине того, что они нарушали установленные нормы эксплуатации автомобиля и правила дорожного движения. Поэтому большую часть апелляций граждан по таким делам были отклонены.
ГОСТ Р 41.19-99
(Правила ЕЭК ООН N 19)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР
ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Uniform provisions concerning the approval of motor vehicle fog lamps
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 19*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 19, Пересмотр 3 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.18/Rev.3, дата вступления в силу 27 октября 1992 г.) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств» и включает в себя:
4.1 Общие положения
4.1.1 Официальное утверждение предоставляется в том случае, если все образцы типа передней противотуманной фары, представленные в соответствии с разделом 2, удовлетворяют требованиям настоящих Правил.
4.1.2 Если сгруппированные, комбинированные или совмещенные огни были признаны как удовлетворяющие требованиям нескольких стандартов, то может проставляться единый международный знак официального утверждения при условии, что каждый из сгруппированных, комбинированных или совмещенных огней отвечает соответствующим требованиям.
4.1.3 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения. Его первые две цифры (в настоящее время 02) представляют собой номер серии поправок, включающих самые последние значительные технические изменения, внесенные в стандарт к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить один и тот же номер другому типу фары, на который распространяются настоящие Правила, за исключением случаев распространения официального утверждения на устройство, отличающееся по цвету испускаемого света.
4.1.4 Стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения, об отказе в официальном утверждении, об отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства данного типа передней противотуманной фары посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
4.1.5 На каждой передней противотуманной фаре, соответствующей типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, в местах, указанных в 3.2, помимо маркировки, указанной в 3.1, проставляется знак официального утверждения, описание которого приводится в 4.2 и 4.3.
4.2 Знак официального утверждения
Знак официального утверждения состоит из:
4.2.1 международного знака официального утверждения, представляющего собой:
4.2.1.1 круг, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
4.2.1.2 номер официального утверждения в соответствии с 4.1.3;
4.2.2 из дополнительного обозначения (или обозначений):
4.2.2.2 на передних противотуманных фарах с рассеивателями из пластических материалов рядом с обозначениями, указанными в 4.2.2.1 выше, должна быть проставлена группа букв «PL»;
4.2.2.3 в каждом случае соответствующий способ эксплуатации, используемый в ходе испытания в соответствии с 1.1.1.1 приложения 4, и допустимые величины напряжения в соответствии с 1.1.1.2 приложения 4 должны быть указаны в карточке официального утверждения и в карточке сообщения, направляемой странам, которые являются Договаривающимися сторонами Соглашения 1958 г. и применяют настоящие Правила.
В соответствующих случаях на устройстве проставляется следующая маркировка:
на элементах, которые удовлетворяют требованиям настоящих Правил и которые сконструированы таким образом, чтобы нить (нити) накала одной функции не включалась одновременно с какой-либо другой нитью, с которой она может быть совмещена, проставляется на знаке официального утверждения после обозначения такой функции наклонная черта (/).
Однако, если одновременно не должны включаться только передняя противотуманная фара и огонь ближнего света, то наклонная черта проставляется после обозначения противотуманной фары, причем это обозначение проставляется либо отдельно, либо в конце комбинации обозначений.
На элементах, которые удовлетворяют требованиям приложения 4 настоящих Правил и которые предназначены только для напряжения 6 или 12 В, рядом с патроном лампы накаливания проставляется число 24, перечеркнутое косым крестом ( ). Совмещение огня ближнего света и передней противотуманной фары возможно, если оно соответствует Правилам ЕЭК ООН N 48;
4.2.2.4 две цифры номера официального утверждения, которые указывают на серию поправок, действовавших в момент предоставления официального утверждения, могут проставляться вблизи вышеупомянутых дополнительных обозначений;
4.2.2.5 знаки и обозначения, упомянутые в 4.2.1 и 4.2.2, должны быть четкими и нестираемыми даже в том случае, если передняя противотуманная фара установлена на транспортном средстве.
4.3 Схема знака официального утверждения
4.3.1 Независимые огни
Примеры схем знаков официального утверждения и вышеупомянутых дополнительных обозначений приведены на рисунках 1 и 2 приложения 2.
Особенности использования ПТФ в 2021 г.
Первый логичный вывод сделано: водитель может использовать противотуманные фары днем. Другой вопрос: нужно ли их всегда включать или можно без них передвигаться по трассе?
И здесь интересный факт: по ПДД субъект вообще может не использовать такой элемент авто. Ведь сейчас даже по Техническому регламенту новые авто не обязаны иметь в комплектации ПТФ. Логично, что гражданин не может включить то, чего нет. Следовательно, и отвечать за такое управление ТС без фар он не может.
Вопрос другого характера: обязан ли водитель использовать противотуманные фары ночью? Тоже нет. Ведь действующие ПДД не содержат четко прописанной нормы, в которой говорится о следующем: субъект обязан включать ПТФ ночью. Если такого нет в законе, следовательно, и выполнять его не стоит.
Когда разрешено включать
В ПДД оговорено, когда можно использовать задние противотуманные фары.
На практике они используются:
- совместно с обычным светом;
- вместо ближнего света при плохой видимости дороги.
В любых ситуациях, связанных с низким освещением во время движения, использование дополнительной световой техники обязательно. Однако допускать факт излишне яркого света не стоит, так как появляется риск аварийной ситуации и ослепления других водителей.
Согласно ПДД, при ухудшении видимости из-за погоды или дополнительно включенных фар водитель должен снизить скорость движения авто до приемлемой, стараясь создать максимальную безопасность для участников дорожного движения.
В случае полного ослепления фарами автомобилей встречного движения, следует совершить остановку и включить аварийный сигнал. Только после полного восстановления зрения автомобилист может продолжать движение. Соблюдение такого правила гарантирует безопасность и минимальный риск ДТП.
Особенности использования задних противотуманных фар:
- В светлое время суток при хорошей видимости противотуманные фонари могут быть использованы только отдельно от ближнего света. А вот использование ЗПТФ категорически запрещено.
- В темное время суток при отсутствии плохих погодных условий применение ПТФ допустимо только на неосвещенных участках проезжей части и совместно с ближними габаритными огнями. При этом задние противотуманные фары подключать полностью запрещено.
- Единственное условие, когда можно пользоваться ЗПТФ – условия недостаточной видимости при тумане, дожде, ливне, снегопаде, в сумерках и т.п. При этом видимость должна быть менее 300 метров.
- На практике водитель может самостоятельно определять расстояние видимости и необходимость использования дополнительного внешнего освещения, а также оценивать риски использования тех или иных источников света.
- Установка ПТФ считается обязательной. Иначе в тумане автомобиль может быть признан как мотоцикл или другое небольшое ТС, что может спровоцировать ДТП.
- Обычные фонари не могут использоваться в качестве противотуманной светотехники.
- В тумане или других плохих погодных условиях ситуация на дороге не может быть оценена объективно. Это значит, что снижение скорости и повышенная внимательность при использовании дополнительного света обязательна.
Соблюдение таких условий относительно автомобильной светотехники уменьшает риск возможной аварии в затруднительных обстоятельствах и плохой видимости.
Таблица использования внешних световых приборов на дорогах
Условия / Свет | Светлое время | Темное время суток, на освещенных участках дорог населенных пунктов | Темное время суток на неосвещенных участках дорог | Тоннель | Недостаточная видимость |
Ближний свет | + | + | + | + | + |
Дальний свет | — | — | + | + | + |
Противотуманные фары | 1 | — | 2 | — | 2 |
Дневные ходовые огни | 1 | — | — | — | — |
Задние противотуманные фонари | — | — | — | — | + |
Правила пользования противотуманными огнями 2021
Итак, мы выяснили, можно ли днём включать ПТФ – да, можно. Настало время уяснить для себя, когда нужно их включать по закону.
И ответ на данный вопрос достаточно неожиданный – противотуманными фарами можно вообще никогда не пользоваться по ПДД.
И это правда! Ключ кроется в том, что действующие в 2021 году ПДД не могут обязать пользоваться «туманками» просто потому что Техрегламент предусматривает, что автомобили могут комплектоваться и без них. А как можно обязать водителя включать то, чего не было при покупке машины?!
То есть ПДД указывают, когда можно использовать ПТФ, но не предписывают, когда нельзя. Конкретно, актуальные Правила устанавливают следующие возможности касательно нашей темы:
- противотуманками можно пользоваться днём вместо ДХО,
- при недостаточной видимости их можно включать только совместно с фарами головного света,
- а вот в тёмное время только на неосвещённых участках дорог и также с головным светом.
Как безопасно ездить в тумане
Сделать поездку в тумане полностью безопасной можно единственным способом — отказавшись от неё. И это не фигура речи: иногда дорожные условия настолько плохи, что лучше действительно переждать непогоду, чем испытывать удачу. Но если возможности взять таймаут нет, и ехать сквозь туман придётся в любом случае — будьте осмотрительны и всегда выполняйте несколько простых действий:
- Снизьте скорость. Это даст дополнительное время для реагирования на изменение дорожной обстановки и, при необходимости, на экстренное торможение. Но и не крадитесь черепашьим шагом — в густом тумане вы превратитесь в неожиданное препятствие для едущих сзади.
- Увеличьте дистанцию до едущей впереди машины. Не жмитесь к её заднему бамперу, пытаясь не упустить из вида. При недостаточной видимости безопасной считается дистанция, которую вы преодолеете за 4 секунды. Таким образом, если вы едете в тумане со скоростью 50 км/ч (13,9 м/с), выдерживайте дистанцию не менее 50 метров.
- Включите освещение. Даже если вы едете днём и неплохо видите дорогу, нужно чтобы видели и вас. Дневных ходовых огней в тумане явно недостаточно — включайте ближний свет и противотуманные фары. На них остановимся отдельно.