Все про транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про транспортный налог для физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Что будет, если не заплатить налог на роскошь

Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.

В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.

Что делать, если положенная льгота раньше не была предоставлена

Если для вас предусмотрена льготная помощь, но по каким-то причинам раньше они не предоставлялись, в 2022 году все можно вернуть, а не только снизить основную сумму. Возврат касается сумм за 2017, 18 и 19 годы. Для этого необходимо подать заявление на возврат денег. Но в заявлении нужно указать причины просрочки оформления льготы и прикрепить документы, подтверждающие её наличие. Эта процедура доступна онлайн. Рассматривать заявление будут 10 дней, а ещё через 5 владельцу транспорта поступит решение, и переведут нужную сумму.

Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.

Как узнать сумму транспортного налога?

Ответственным за расчет и начисление налога за транспорт являются районные инспекции ФНС. Для каждого автовладельца должна быть рассчитана конкретная сумма налога, о которой водители узнают либо из «письма счастья», либо через личный кабинет на государственных порталах или в приложениях — Госуслуги и ФНС.

Методика расчета тайной не является, существует она с 2003 года и открыта для изучения каждому желающему. Размер пошлины зависит от:

  • мощности автомобиля;
  • региональной налоговой ставки;
  • количества месяцев владения транспортным средством;
  • надбавки за роскошь, если автомобиль относится к категории дорогостоящих. В этом случае соответствующий коэффициент составляет 3.

Что делать, если размер налога в сообщении не совпадает с уплаченной суммой?

При хорошем раскладе суммы, рассчитанные организацией и исчисленные инспекцией, должны совпадать. Однако расхождения не исключены, поэтому плательщики имеют право оспорить расчет. Для этого нужно подготовить возражение с подтверждающими документами и подать его в течение 20 дней со дня, когда получили сообщение. Налоговая рассмотрит документы в течение месяца (п. 6,7 ст. 363 НК). Однако перед тем как писать возражения, постарайтесь понять расчет инспекции, возможно, вы ошиблись сами.

Пример. ООО «Милена» получило сообщение с большей суммой, чем определила и уплатила их бухгалтер. У организации образовалась недоимка, на которую нужно начислить пени за каждый день просрочки. Бухгалтер, уверенная в своей правоте, написала жалобу и ждет, когда ее рассмотрят (в течение месяца). Когда налоговики рассматривали возражение, то обнаружили, что ООО «Милена» применило ставку, которая не действует в регионе. Бухгалтер за новостями не следила и не знала об изменении регионального законодательства — с нового года ставки были повышены. Налоговики остались правы, а организации пришлось не только доплатить налог, но и уплатить пени.

Налоговая делает расчеты, опираясь на информацию, поступившую об организации и ее транспорте на момент исчисления. Например, возможно, из ГИБДД пришли сведения, что вы владеете машиной, которую на самом деле продали. Покупатель на учет ее не поставил, а вы в базе госавтоинспекции все еще числитесь собственником — вам и выставили налог.

Если же по вашим расчетам налога оказалось больше, чем указано в сообщении, то вы переплатили и можете зачесть или вернуть излишек (ст. 78 НК).

В случае, когда сообщение вообще не пришло или пришло не по всем объектам, организация не должна игнорировать это. Согласно п. 2.2 ст. 23 НК вы обязаны сообщить в налоговую о наличии транспортных средств, подлежащих налогообложению, до 31 декабря года, следующего за отчетным. Форма сообщения и порядок его составления утверждены приказом ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@.

Читайте также:  Водительские права на мотоцикл, со скольки лет

Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Адыгея, республика 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Алтай, республика 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Башкирия, республика 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Бурятия, республика 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Дагестан, республика 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Ингушетия, республика 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Кабардино-Балкария, республика 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Калмыкия, республика 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Карачаево-Черкесия, республика 7 14 25 35 95
Карелия, республика 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Коми, республика 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Крым, республика 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Марий Эл, республика 25 35 50 90
Москва, город 12 35 50 75 150
Мордовия, республика 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Северная Осетия, республика 7 15 20 45 90
Севастополь, город 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Татарстан, республика 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Тыва, республика 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Удмуртия, республика 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Хакасия, республика 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Чечня, республика 7 11 24 48 91
Чувашия, республика 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Якутия, республика 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145

Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.

Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.

На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.

Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

Отмена повышенного транспортного налога для автомобилей от 3 до 10 миллионов рублей

Итак, изменения внесены в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ:

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Основные особенности обновленной статьи:

1. Автомобили стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей больше не будут облагаться повышенным транспортным налогом с коэффициентом 1,1 или 2.

2. Для автомобилей стоимостью более 10 миллионов рублей абсолютно ничего не изменилось. Для них действует повышающий коэффициент 3, то есть стандартный транспортный налог умножается на 3. Прежними остались и требования по возрасту транспортных средств.

Таким образом, законодатели не стали смещать вверх границы для всех категорий ТС, а просто исключили 2 «нижние» группы. И это означает следующее. Автомобили, которые ранее попадали в группы до 10 000 000 рублей не будут облагаться повышенны транспортным налогом.

Однако, если ранее какая-то модель стоила менее 10 миллионов, а в будущем та же самая модель подорожает до 10 миллионов или более, то транспортное средство сразу же попадет в группу с коэффициентом 3.

Владельцы, каких транспортных средств освобождаются от уплаты налога?

Многие считают, что эти взыскания касаются только владельцев автомобилей, однако это не совсем так – мотоциклы, катера, квадроциклы, автобусы, яхты, тракторы, вертолеты и многие другие средства передвижения также предполагают отчисления финансовых средств государству их владельцами. Определенные группы людей, владеющие теми или иными транспортными объектами, попадают под льготы в отношении выплаты фискальных взносов. Льготным транспортом считается:

Автомобили, выступающие в качестве презентов в тех или иных социальных программах, а также те, которые были переоборудованы под водителей, имеющих группу инвалидности. При этом такая машина не должна иметь под капотом больше сотни лошадей;

Машина, которая ранее была подвержена угону. Данный криминальный факт и само средство должны быть документально зарегистрированными правоохранительной службой;

Плавательные средства, которые имеют промышленное предназначение, рассчитанные на передвижение по рекам и морям;

Средства передвижения, которые применяются в сельскохозяйственных целях (например, для транспортировки животных, молока, мяса, яиц, соломы, зерна). Также это касается тракторов и комбайнов;

Лодки и катера, оснащенные двигателем с номинальной мощностью, которая не превышает пять лошадиных сил.

В чем несправедливость транспортного налога

Главная претензия к данному виду налога в том, что он собирается со всех собственников транспортных средств в более или менее равных долях.

Да, владельцы более дорогих и мощных автомобилей действительно платят налог выше, чем собственники бюджетных малолитражек, но налог в любом случае не учитывает то, насколько интенсивно человек использует транспортное средство.

Получается так, что налог, который собирается для того, чтобы содержать российские дороги, одинаков для тех, кто серьезно нагружает эти дороги и для тех, кто пользуется автомобилем несколько раз в год.

Более справедливым вариантом было бы содержать российскую дорожную сеть на средства, собранные в качестве топливного акциза.

Акциз, который включается в стоимость бензина, как замена транспортного налога — оптимальное решение. Те, кто ездит часто и много, покупает больше топлива. Те, кто владеет автомобилями с мощными двигателями, соответственно, также заправляются чаще и больше, чем водители малолитражек.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления пенсии по возрасту в 2023 году

В данный момент государство и собирает акцизы на топливо, которые постоянно растут, и не забывает раз в год присылать собственникам транспортных средств платежку по транспортному налогу.

Как рассчитывается размер транспортного налога

Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.

Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.

Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.

Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.

Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога

Обычно уведомление налоговая служба присылает в бумажном виде на почту собственника ТС. В этом уведомлении указана ставка и сумма налога по каждому транспортному средству. Также прилагается квитанция для оплаты через банк.

Более продвинутые граждане могут получить информацию о начисленных налогах в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС и тут же оплатить его, например, с помощью банковской карты. Рекомендуем не ждать бумажную квитанцию, а получить доступ в личный кабинет налогоплательщика (как это сделать, описывается на сайте ФНС) и произвести уплату налога, не нарушая сроки. Бумажная квитанция может и не прийти вовсе по каким-то причинам.

Транспортный налог необходимо уплатить до 1 декабря года, следующего за расчетным. Так, налог за 2018 необходимо уплатить до 1 декабря 2019 года.

Для юридических лиц

В некоторых регионах могут иметь место отчетные периоды, равные кварталам, по истечение которых необходимо оплатить авансовые платежи по транспортному налогу.

Срок уплаты по итогам года также зависит от региональной политики, но этот срок не может быть ранее чем 1 февраля года, следующего за расчётным.

Изменения в НК РФ в 2018 году

В конце 2017 года Владимир Путин подписал ФЗ №436, который автомобильная общественность поначалу ошибочно приняла за закон об отмене транспортного налога. На самом деле, закон всего лишь внес поправки в некоторые статьи Налогового кодекса и определил порядок списания старых долгов по транспортному налогу, которые образовались до 1 января 2015 и не были погашены.

Фактически произошла просто очистка налоговой базы и централизованная отмена безнадежных задолженностей по ТН для граждан и ИП (юридических лиц она не касалась), хотя за сроком давности (3 года) эти административные правонарушения и без того аннулировались по КоАП РФ. Такая «амнистия» должна была произойти автоматически и не требовала от автомобилистов обращаться в налоговые органы: если у автовладельца были долги, штрафы и пени – они списывались, если не было – он просто не подпадал под действие закона.

Все прочие долги (с 2016 по 2018 годы) оставались, и подлежали уплате вместе с суммами штрафных санкций за неуплату. Отмены транспортного налога не произошло, и автомобилисты с надеждой стали ждать этого важного для них решения в 2019 году.

Особенности ситуации 2019 года

Несмотря на то, что шансов на отмену транспортного налога в 2019 году немного (уж слишком привлекательно выглядят суммы налоговых поступлений за движимое имущество владельцев транспортных средств), процесс урегулирования этой сложной ситуации продолжается.

В июне в Госдуму был внесен очередной законопроект №480908-7, в котором предлагается полностью отменить главу 28 НК РФ о транспортном налоге, а сам налоговый сбор включить в стоимость автомобильного топлива, чтобы сделать налоговую ситуацию более справедливой (сумма сбора должна зависеть от частоты эксплуатации автомобиля) и дать право автовладельцам, не пользующимся автомобилем, сэкономить. Это законопроект, как и все предыдущие, Госдума отклонила.

Таким образом, транспортный налог – цел и невредим, его будут взимать в 2019 году (уплата до 1 декабря), и пока, «легкие деньги» в местные бюджеты этот налог приносит, не стоит рассчитывать, что власти легко согласятся на его отмену.

Не облагаются налогом

  1. автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  2. промысловые морские и речные суда;
  3. пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  4. тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  5. транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  6. транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  7. самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  8. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  9. морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]