Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер и мопед в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
На какой мопед нужны права в 2022 году
Однако для управления мопедами и скутерами подойдут не только права категории М. Федеральный закон «О БДД» разрешает управление этими транспортными средствами при любой открытой категории прав. Например, если у Вас есть водительское удостоверение категории B, то оно вполне подойдет для управления скутером.
Согласно новым поправкам, мопед признается транспортным средством, которое способно развивать скорость до 50 км/ч, следовательно, для управления необходима категория «М». По ФЗ №25, ст.1 к данной категории относят также скутеры и квадроциклы любого объема двигателя. Если объем двигателя скутера более 50 куб.м., то для его управления требуется открывать категорию «А». Это связано с тем, что у данного транспортного средства максимальная скорость более 50 км/ч.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
Обязательным требованием для получения водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД. Однако до этого придется пройти обучение, которое состоит из теории и практики.
Порядок прохождения обучения регламентирован на федеральном уровне. Поэтому вне зависимости от места его прохождения, будущий водитель как минимум получит 70 часов теории и 30 часов практики.
ВАЖНО !!! Теоретическая основа мало чем отличает от той, что проходят для получения других категорий. Это общие правила дорожного движения, законодательство, основы оказания медицинской помощи.
Практика проходит на автодроме, где ученик выполняет определенные упражнения. В городе обучение не происходит. Поскольку управление мопедом не является сложным, сама программа осваивается довольно быстро.
ВНИМАНИЕ !!! После прохождения всего курса обучения, ученика допускают к сдаче экзаменов в ГИБДД. Однако некоторые автошколы вводят внутренний экзамен. Чаще всего ученику придется пройти тестирование, аналогичное тому, что будет в ГИБДД.
В зависимости от региона и конкретных условий обучения, стоимость всего курса может варьировать от 10 до 15 тысяч рублей. Время обучения – около 1 месяца.
Ответственность за отсутствие водительского удостоверения
Отсутствие водительского удостоверения признается правонарушением, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность. Санкция статьи КоАП содержит наказание в виде крупного штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.
ВНИМАНИЕ !!! Помимо административного наказания, водителю грозит мера дополнительной ответственности – задержание транспортного средства. Это означает, что мопед будет эвакуирован и отправлен на штрафную стоянку, где будет находиться до момента устранения нарушения.
Предотвратить эвакуацию можно, если рядом будет другой законный пользователь мопеда – лицо, имеющее водительское удостоверение и получившее разрешение. В противном случае нарушитель будет обязан оплачивать услуги эвакуатора, а затем и штрафной стоянки. В среднем, сутки обойдутся в 1 тысячу рублей. Практике известны случаи, когда в итоге водителю приходилось оплачивать больше, чем сама стоимость недорогого скутера.
Кроме этого, могут возникнуть проблемы со страховыми компаниями, которые подадут гражданские иски на компенсацию причиненного ущерба. При аварийной ситуации с возникшим ДТП, страховые компании должны компенсировать убытки второму водителю. Если виновником был водитель на скутере, страховщики могут перенаправить регрессный иск, по которому водитель будет обязан оплатить все причиненные убытки. Суммы таких исков могут крайне сильно варьироваться и достигать десятков тысяч рублей.
Как сдавать экзамены для получения прав на скутер в ГИБДД?
Если нужны документы на скутер, то придется пройти через некоторое испытание:
- Обучение в автошколе на конкретную необходимую категорию, стоимость и сроки обучения зависят напрямую как от выбранной категории, так и от самой автошколы, но стоит отметить, что чаще всего на категорию М обучение сокращенное и занимает не более 2 недель.
- Параллельно с обучением или сразу после него необходимо пройти медицинский осмотр и получить специальную справку, в соответствии с которой производится допуск к управлению ТС.
- Производится сдача внутренних экзаменов автошколы для допуска к основным.
- Сам экзамен в ГИБДД состоит из двух частей: теория на компьютере и практика на площадке и в городе. После успешной сдачи можно официально получить права.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.
На дорогах в черте города сегодня можно встретить обильный поток этих небольших транспортных средств.
В связи с тем, что скутеры стали все больше привлекать несовершеннолетних водителей, и участились случаи, когда молодые люди на них откровенно мешали движению иных транспортных средств, в ПДД ввели соответствующие изменения.
Так, появилась новая категория водительского удостоверения – М. Она дает право управления мопедами, легкими квадроциклами и, соответственно, скутерами, мощность двигателя которых больше 0,26 кВт или 50 кубов.
Для однозначного понимания данного требования в ПДД также имеется сноска, объясняющая, что считается двигателем. Он представляет собой механическое устройство, преобразующее горючее или электронную энергию в механическую. Именно мотор приводит в движение само транспортное средство.
Согласно законодательству Российской Федерации и ПДД, к новой категории М причисляются все транспортные средства, имеющие следующие характеристики:
- двигатель внутреннего сгорания топлива объемом более пятидесяти кубов;
- электродвигатель, который развивает мощность от 0,26 до 4 кВт;
- ТС, максимальная скорость которых не превышает 60 км/час.
Нужны ли права на скутер (мопед) в 2022 году?
В 2019 году в ФЗ о безопасности дорожного движения были внесены изменения. Коснулись они и категории М.
До этого ездить на мопедах, скутерах с малым объемом двигателя можно было и взрослым, и несовершеннолетним гражданам. Так как для этой категории транспорта не требовалось проходить обучение, сдавать экзамены и получать разрешение. Многие этим пользовались, вследствие чего, за скутеры очень часто садились люди, будучи пьяными.
На сегодня категория М касается маломощного транспорта. Объем двигателя таких транспортных средств менее 50 кубических сантиметров. Что касается ТС с электродвигателями – их мощность менее 4 киловатт.
К этим транспортным средствам относят скутеры, мопеды и прочие подобные двух и трехколесные средства, в том числе и велосипеды с электродвигателями. Категория М указывает и на еще одно ограничение – скорость транспорта не должна превышать 50 км/ч.
Что нужно, чтобы получить права на скутер? После окончания обучения перед экзаменом в ГИБДД необходимо собрать пакет документов и подать его в отделение ГИБДД.
Список документов таков:
- Заявление на получение водительских прав. Заполняется оно по стандартной форме, образец которой всегда можно найти на сайте ГИБДД, или получить уже в отделении.
- Свидетельство об успешном окончании курса обучения, оформленное автошколой.
- Карту медосмотра водителя с отметками от каждого из врачей-специалистов.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности с подтверждением адреса прописки.
Квадроциклы и скутеры: что нужно знать водителям и какую экипировку подобрать
Водительское удостоверение с категорией М можно получить с 16 лет. Для этого нужно сдать теорию и практику в ГИБДД. Важно, что при наличии прав более высокой категории, отдельно открывать М в удостоверении не нужно. Но есть исключение. Если в правах стоит отметка ML, значит управление мопедом или скутером запрещено по медицинским показаниям. Сдавать на права категории М с такой отметкой нельзя.
Скутеры и мопеды, максимальная скорость которых превышает показатель 50 км/ч, а также транспорт с электродвигателем (мощность от 0,25 кВт до 4 кВт в режиме длительной нагрузки) необходимо ставить на учет, чтобы получить регистрационные документы и номера. Регистрация проходит в ГИБДД после предъявления договора купли-продажи (для нового транспорта) или диагностической карты по итогам техосмотра (для б/у изделий). Для транспорта с максимальной скоростью до 50 км/ч и объемом двигателя до 50 куб. см. регистрация не нужна, а гос. номера не выдаются.
- Отделы ГИБДД — найти в своем регионе
- Автошколы — найти в своем регионе
- Мотошколы — найти в своем регионе
- через Госуслуги
В правилах дорожного движения, такое понятие как скутер вообще не указано. Но дается описание мопеда. Где говорится, что он относится к транспортному средству с объемом двигателя до 50 куб м, и максимальной скоростью 50 км/ч. Данные показатели дают возможность объединить в единую группу целый класс машин, обладающих следующими техническими характеристиками:
- Наличие облегченной рамы.
- Колеса небольшого диаметра.
- Двигатель малого объема.
- Две и менее передач.
- Небольшой расход топлива.
- Невозможность перемещаться на дальние расстояния.
Скутер представляет собой двух или трехколесный транспорт, который не может развивать на дороге скорость выше 50 км/ч. Объем мотора как правило бывает в пределах 50-230 м/куб. При этом он может работать на бензине или быть электрическим, мощностью от 0,25 до 4 кВт. Отличает скутер особенное сиденье, которое в народе именуют «табуретка».
Мопед и скутер принадлежат к категории «М» прав, куда также можно отнести и квадроциклы.
Скутер и мопед используется преимущественно в пределах населенного пункта. К основным преимуществам такой техники можно отнести ее невысокую стоимость и маневренность, что позволяет не простаивать длительное время в пробках. Стоит отметить и недостатки транспорта – это невозможность перевозить грузы и ограничение по скорости.
В 2019 году в Федеральный Закон о безопасности дорожного движения, были внесены некоторые изменения, которые коснулись и транспорта категории «М». До поправок на скутере и мопеде с небольшим объемом двигателя было допустимо передвигаться и взрослым и несовершеннолетним. Так как для данной категории не нужно было особого разрешения, прохождения учебы и сдачи экзамена. Данные обстоятельства стали приводить к различного рода эксцессам, в особенности многие граждане управляли скутером нетрезвом состоянии.
Теперь для езды на данном транспорте необходимо водительское удостоверение категории М. Для этого водителю нужно:
- пройти медицинский осмотр;
- пройти обучение в атошколе;
- сдать экзамен в отделении ГИБДД.
Если же человек в момент остановки будет пьян, он понесет те же наказания, что и водители других видов транспорта.
Для вождения на мопеде и скутере теперь нужно оформить и полис ОСАГО.
Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?
Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.
Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.
ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.