Приватизация имущества государства или муниципалитета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация имущества государства или муниципалитета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Кто и что может приватизировать

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Глава 3. Порядок и основные способы приватизации государственного и муниципального имущества

В п. 2 ст. 2 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества установлено, что она осуществляется исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Решение о приватизации принимается Правительством РФ или Росимуществом согласно их компетенции в соответствии с прогнозным планом приватизации. Решение о приватизации содержит сведения о составе и характеристике имущества, способе приватизации имущества, нормативной цене, сроке рассрочки платежа (при ее предоставлении), а также иные сведения, необходимые для приватизации имущества

Конкретный состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них.

Государственное или муниципальное имущество может быть реализовано по цене не ниже нормативной, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок определения нормативной цены определен в Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества».

Нормативная цена — минимальная цена, по которой возможно отчуждение приватизируемого имущества[14]. Это не означает, что соответствующее имущество сразу же может быть продано по такой цене. Подобное допускается только при невозможности продажи имущества по более высокой цене, которую определяют в ходе проведения конкурсов и аукционов. Основным правилом является необходимость реализации имущества по цене не ниже начальной, которая устанавливается на основании отчета независимого оценщика о рыночной стоимости соответствующего имущества по законодательству об оценочной деятельности.

Рассмотрим какие же существуют способы приватизации государственного и муниципального имущества.

В Федеральном законе « О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что приватизация может осуществляться только способами, предусмотренными в ст. 13 данного Закона. Такими способами являются:

1). Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В результате такого преобразования все 100% акций созданного АО принадлежат на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. В то же время имущественный комплекс бывшего унитарного предприятия после преобразования принадлежит на праве частной собственности созданному акционерному обществу.

В последующем акции такого предприятия могут быть проданы в качестве самостоятельных объектов приватизации.

2). Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Данный способ используется в случаях, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении продаваемого имущества. Имущество выставляется на торги, и их победителем признается лицо, которое предложит в ходе торгов наиболее высокую цену*(250). Начальная цена аукциона публикуется в информационном сообщении о продаже имущества.

Аукцион является открытым по составу участников. Для участия в аукционе все участники должны внести задаток, размер которого составляет 20% начальной цены, но не более 4,5 млн. МРОТ. Предложения о цене подаются участниками в открытой или закрытой форме (в запечатанных конвертах). В последнем случае при равенстве двух и более предложений о цене победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.
В течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи. Задаток не возвращается, если победивший участник отказывается заключить договор. Если в аукционе принял участие только один участник, аукцион признается несостоявшимся[15].

3). Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. Особенностью специализированного аукциона является то, что продаваемые акции реализуются одновременно нескольким победителям по единой цене, рассчитываемой в специальном порядке по правилам проведения аукциона. При этом каждый из участников аукциона при подаче заявки должен внести денежные средства, которые он готов потратить на приобретение акций, в размере не меньше начальной цены реализации акций.

4). Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе. При продаже имущества на конкурсе помимо соблюдения всех правил, которые действуют на аукционе, покупателю необходимо выполнить определенные условия в отношении продаваемого имущества. Речь идет о возложении на покупателя, предложившего наибольшую цену, определенных обязательств. По итогам конкурса с победителем заключается договор купли-продажи, который включает порядок выполнения условий конкурса, порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принятых на себя обязательств, порядок осуществления контроля за выполнением условий конкурса, ответственность сторон за неисполнение обязательств[16].

Читайте также:  Ветеран труда в Ставропольском крае - порядок получения, льготы

В настоящее время действует Положение о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г.( в ред. Постановления Правительства от 26.01. 2010 г.).

5) Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ. Она может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Средства, полученные от продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Российской Федерации

6). Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры. Информация о продаже акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, а также информация о результатах сделок купли-продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли подлежит обязательной публикации.

7) Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Такая продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона. При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до цены отсечения[17].

8) Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Такая процедура осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

Рассмотрев вопросы, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества можно сделать следующие выводы:

1. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Очевидно, основным признаком приватизации является ее возмездный характер.

Вместе с тем понятие «приватизация» имеет многоаспектное значение. Оно рассматривается и как основание прекращения права государственной и муниципальной собственности, и как основание возникновения права частной собственности, и как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

2. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Среди указанных нормативно-правовых актов, главную роль в регулировании процесса приватизации государственного и муниципального имущества играет Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Данный закон составляет основу приватизационного законодательства.

3. Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались. Большинство способов приватизации — это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи государственного имущества. Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.

Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Например, новыми способами приватизации являются: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг и др. Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.

4. Законом установлены специальные правила для приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества. В частности с некоторыми особенностями происходит процедура приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, отдельных видов земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения.

Объекты и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

  • Объекты приватизации государственного и муниципального имущества. Основной процент объектов, подлежащих приватизации, составляет недвижимость: имущественные комплексы и предприятия. Движимая часть имущества, это, в первую очередь, акции ОАО и государственные или муниципальные доли в обществах с ограниченной ответственностью.
  • Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Лица, участвующие в процессе отчуждения того или иного объекта, — представители государства, наделенные полномочиями по продаже объекта, и непосредственно покупатели – физические и юридические лица, резиденты РФ. Для первых необходимые условия – дееспособность и эмансипация. Для второй категории покупателей требования выдвигаются особые: если доля государства в уставном капитале предприятия-покупателя превышает 25%, то он автоматически исключается из числа претендентов.
Читайте также:  Правила тонировки авто в 2023: разрешенная и по ГОСТу

✅ Способы приватизации

Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.

Выделяют следующие способы приватизации:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
  • аукцион государственного или муниципального имущества;
  • реализация части акций на торгах;
  • перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
  • проведение биржевых торгов;
  • вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
  • иные способы.

Несмотря на то, что процедура присвоения муниципального и государственного имущества практически не отличаются, у первого есть ряд особенностей из-за влияния локальных законодательных актов.

Особенности процедуры:

  1. Жилье всегда приватизируется на уровне муниципалитета. Местные власти устанавливают, как недвижимость может быть присвоена частными лицами. Часть жилых помещений вовсе не подлежит приватизации, например, квартиры при воинских частях.
  2. На уровне муниципалитета отчуждается собственность, стоимость которой ниже государственной. По этой причине здесь распространены аукционы с целью получить наибольшую прибыль.
  3. Практически все земли хозяйственного назначения принадлежат органам местного самоуправления, поэтому контракт о присвоении подобной территории должен быть подписан с властями субъекта РФ.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Документы для приватизации участка земли

Поскольку все общение с государственными службами является бюрократизированным, то важным условием получения надела в частную собственность является правильная подача документов.

Для того, чтобы все сделать правильно, в муниципальные или государственные органы власти необходимо подать:

  1. Заявление о передаче территории в частную собственность.
  2. Паспорт и его ксерокопия.
  3. Если заявитель находится в брачных отношениях, то необходимо письменное согласие супруги/супруга.
  4. Справка, подтверждающая необходимость или право владеть землей. Например, наличие вашего частного дома.
  5. Кадастровые данные. Если их нет – сообщить об этом.

В зависимости от целей заявителя и характера участка уполномоченный орган может потребовать дополнительные документы.

Приватизация государственных предприятий

Как правило, гос. предприятия по заявлениям обычных граждан не приватизируются. Частные лица могут лишь инициировать данный процесс, подав соответствующее обращение в гос. орган, в чьём распоряжении находиться предприятие. Однако дата такого обращения никакого процессуального влияния оказать на процесс имущественных перемен не может. Специфика такова, что процесс регулирует не только федеральное законодательство, но и муниципальное.

Последовательность действий можно прописать лишь после того, как по процедуре для организации или физ. лица по передаче госсобственности будет вынесено одобрение. Такие гос. органы сами выносят решение о том, что предприятие целиком или частично необходимо передать частным лицам. МУП (муниципальное унитарное предприятие) является собственностью местных властей и отчуждать его по федеральным законам можно не всегда.

Осуществляется это следующими способами:

  • инвестирование;
  • покупка акций;
  • торги и аукцион.

Можно ли приватизировать часть имущества предприятия и можно ли продать его без приватизации? В подобном вопросе необходимо исходить из хозяйственно-правовой формы предприятия.

Так, когда осуществляется приватизация государственных и муниципальных предприятий:

  • в ООО необходимо купить имущество;
  • в АО выкупаются ценные бумаги;
  • организации унитарного характера либо продаются целиком, либо переводятся в иную хозяйственно-правовую форму.

Посредством инвестирования можно принять участие в процессе в отношении любого гос. предприятия. Однако в основном инвестирование позволяет стать лишь частичным владельцем объекта, а не единоличным.

Чтобы стать единоличным собственником гос. предприятия, придётся выкупить его целиком у государства или иных участников приватизации. Гос. предприятия, как правило, приватизируются исходя из целесообразности передачи их одному или нескольким лицам.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Читайте также:  Участие нотариуса в сделках с материнским капиталом

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Приватизация подразделяется на два типа:

  1. Безвозмездная.
  2. Возмездная.

Безвозмездная приватизация происходит на уровне муниципалитета, получить в собственность государственное жилье невозможно, если закон определяет, что владельцем имущества выступает только государства. Как правило, это дома в военных городках или здания культурной или исторической значимости. Несмотря на то, что процедура бесплатна, за услугу взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей для жилого помещения, 350 рублей для земельного участка.

Приобретение в собственность нежилых помещений происходит возмездно. Для этого заявитель обращается с заявлением в администрацию города. После месячного срока рассмотрения документации, заявитель оплачивает полную стоимость имущества. Через двухмесячный срок собственность переходит в руки заявителя.

Основные способы приватизации муниципального имущества:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
  2. Продажа имущества/пакета акций на аукционе.
  3. Продажа собственности на специализированных аукционах.
  4. Выкуп собственности.
  5. Продажа акций за пределы РФ/на рынке ценных бумаг.
  6. Продажа посредством публичного предложения.
  7. Вклад собственности в уставные капиталы ОАО.

Этапы переоформления собственности:

  1. Разработка программы, где указывается описание имущества и предполагаемый срок перехода в частную собственность.
  2. Вынесение решения, где указывается наименование имущества, способ перехода, цена.
  3. Приватизация.
  4. Предоставление отчета о выполнении плана.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Приватизация государственных предприятий

Как правило, гос. предприятия по заявлениям обычных граждан не приватизируются. Частные лица могут лишь инициировать данный процесс, подав соответствующее обращение в гос. орган, в чьём распоряжении находиться предприятие. Однако дата такого обращения никакого процессуального влияния оказать на процесс имущественных перемен не может. Специфика такова, что процесс регулирует не только федеральное законодательство, но и муниципальное.

Последовательность действий можно прописать лишь после того, как по процедуре для организации или физ. лица по передаче госсобственности будет вынесено одобрение. Такие гос. органы сами выносят решение о том, что предприятие целиком или частично необходимо передать частным лицам. МУП (муниципальное унитарное предприятие) является собственностью местных властей и отчуждать его по федеральным законам можно не всегда.

Осуществляется это следующими способами:

  • инвестирование;
  • покупка акций;
  • торги и аукцион.

Можно ли приватизировать часть имущества предприятия и можно ли продать его без приватизации? В подобном вопросе необходимо исходить из хозяйственно-правовой формы предприятия.

Так, когда осуществляется приватизация государственных и муниципальных предприятий:

  • в ООО необходимо купить имущество;
  • в АО выкупаются ценные бумаги;
  • организации унитарного характера либо продаются целиком, либо переводятся в иную хозяйственно-правовую форму.

Посредством инвестирования можно принять участие в процессе в отношении любого гос. предприятия. Однако в основном инвестирование позволяет стать лишь частичным владельцем объекта, а не единоличным.

Чтобы стать единоличным собственником гос. предприятия, придётся выкупить его целиком у государства или иных участников приватизации. Гос. предприятия, как правило, приватизируются исходя из целесообразности передачи их одному или нескольким лицам.

Приватизация доли в предприятиях осуществляется путём такой же купли-продажи. Кроме того, региональные власти могут устанавливать случаи передачи объектов в ведение частных лиц с правом отчуждения. Однако в таком случае необходимо уточнить, через какое время можно приватизировать соответствующий объект.

Кто и что может приватизировать

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной. Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]