Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Можно ли развенчаться?
Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.
Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.
Как происходит расторжение церковного брака?
Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.
Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.
Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.
В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.
Расторжение брака в Ветхом Завете
Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями. Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).
Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2). Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [1]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.
Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4). Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [2]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8). При этом не стоит забывать, что прелюбодеяние по закону Моисея каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22), однако пострадавшая сторона, вместо смертной казни виновных, могла согласиться на денежное возмещение (Притч. 32:35) и последующий развод.
Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).
Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Второй брак в ранней Церкви
Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей, стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.
Восточная Церковь понимала брак как вечный союз, который не прекратится в вечности: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Поэтому один и единственный брак на всю жизнь был и является идеалом для Церкви.
Христианские священники должны быть примером для всех верующих, поэтому единобрачие для них является обязательным условием [33]. Поэтому в первоначальной Церкви существовало мнение, что и для мирян вторые браки недопустимы даже в случае смерти супруга. Его выражал в некоторых своих посланиях апостол Павел. «Остался ли без жены? не ищи жены». «Жена если же муж ее умрет, блаженнее, если останется так, по моему совету», то есть безбрачной, «а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7: 39–40).
Надо сказать, что и в языческом греко-римском мире существовал идеал супружеского посвящения и верности, которая распространялась и на время после кончины супруга [34]. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове «К молодой вдове. О воздержании от второго брака» также призывает вдов не вступать во второй брак. Он вдохновлялся примером своей матери-христианки Анфусы, которая в двадцать лет осталась вдовой и не выходила потом замуж, посвятив свою жизнь воспитанию сына [35]. Однако уже в первохристианские времена Апостол Павел понимал, что такой подвиг не всем под силу. «Юных же вдовиц отрицайся» (1 Тим. 5: 11), — писал апостол Павел, напоминая о соблазнах этого состояния. «Безбрачным же и вдовам говорю: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8–9). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).
В сборнике конца III — начала IV веков, называемом «Апостольские постановления», относительно «молодых вдовиц, поживших малое время с мужем» сказано: «А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безрассудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение» [36].
Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7: 39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.
Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?
Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
Духовник благословил…
– А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда?
– Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно – на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате – это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там.
– То есть сам брак – не добровольное решение супругов?!
– Да. Духовник говорит: «Ты – выходи за вон того, а ты – женись вот на этой, благословляю!» – и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей жениться на каком-то парне из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.
Опять же, как у нас можно встретить во многих книгах и брошюрках: «Ослушаться духовника – это страшный грех. Живьем в аду сгоришь, если духовника ослушаешься! Если духовник благословляет, значит, так и надо! Слово духовника (или старца) – это слово Божие – его нельзя ставить под сомнение, ибо послушание превыше поста и молитвы…» Вот под этим соусом, бывает, люди выходят замуж и женятся, совершенно не думая сами. Причем, если на выезде «Супружеских встреч» мы просим супругов: «Вспомните время, когда вам было хорошо, когда вы гуляли вместе под ручку, когда смотрели друг другу в глаза, когда мечтали всю жизнь провести вместе, когда просто от того, что вы находитесь рядом, вам было хорошо», – тут получается, что у этих людей такого даже и не было никогда в их жизни.
Это одна из специфических проблем православных людей. Слава Богу, уже не такая массовая, но она есть.
– Но ведь святые отцы пишут, что нужно собственную волю отсекать, действительно, что «послушание выше поста и молитвы». Казалось бы, логично: для чего тогда людям принимать собственные решения, если они могут проявить святое послушание?
– Начнем с того, что на каком-то этапе истории Церкви Православной – примерно веке в пятом – монашество, которое появилось преимущественно в пустынях как отшельничество, начинает распространяться и в городах. Строятся городские монастыри. Монахи перестают быть чем-то диковинным, далеким, живущим в пустыне – они здесь, рядом, и миряне могут их видеть. Часто это люди святой жизни, которые отрешились от всего земного, которые свято блюдут устав, молятся, как никто, постятся, как никто, очень скромные, смиренные, преисполненные добродетелей…
Постепенно возникла идея, что монашество – это путь идеальной христианской жизни, что миряне должны во всем монахам подражать, что подлинные христиане – это монахи, а миряне – это как бы «недоделанные» монахи, те, кому «слабó» принять постриг.
Так что в среде мирян стал культивироваться комплекс по поводу того, что они не ушли в монахи, что они от этого как бы второсортные христиане.
Как только эта точка зрения появилась и стала культивироваться, возникла и другая: что миряне должны хотя бы стремиться уподобляться монахам во всем, насколько это возможно.
В монашеской жизни действительно существует такое важное понятие, как духовное послушание. Но в наши дни этим словом называются очень разные вещи: и административное подчинение архиерею или игумену монастыря, и просто некая трудовая повинность в духовной семинарии или монастыре (на послушание отправляют на поле, в коровник, еще куда-то).
А «послушание» в его изначальном смысле – это некое духовное руководство духовником-старцем, что важно – добровольное, когда послушник вверяет свою волю в руки своего духовного наставника, который, действительно, явил святость жития. Человек, видя эту святость жизни, хочет у него научиться, поэтому доверяется ему, живет рядом с ним, следует его примеру и регулярно, что важно, открывает ему свои помыслы. Каждый вечер послушник приходил к своему старцу и рассказывал – причем, что важно, без оценки, хорошо это или плохо – какие события происходили, какие помыслы и чувства у него при этом возникали, и уже сам старец давал оценку тому, что происходит, советовал, как послушнику себя вести. Причем у такого старца было один-два или три послушника максимум.
Практику откровения помыслов, кстати, многие путают с исповедью.
– А в реальности?
– В реальности это было возможно только в монастырях, для мирян пытаться исповедь превратить в откровение помыслов – это безумие! Большинство приходских священников – вовсе не духоносные старцы, и прихожан у них – не два-три человека.
Тем не менее сама идея духовного руководства из монашества перешла и к мирянам. Правда, что это такое, они до конца так и не поняли, но поняли, что обязательно нужно иметь духовника, который за тебя все решает, а ты – исполняешь послушание. К сожалению, некоторые священники такой тип отношений чуть ли не навязывают: «Мне, а не кому иному, ты обязан послушаться, только у меня обязан исповедоваться, только мои советы выполнять…»
Кто сказал, что это так? Ведь тот же преподобный Иоанн Лествичник советует: искуси старца, прежде чем доверить ему волю свою – тот или не тот это человек, чтобы ему послушаться. Опять же, со временем этим словом стали называть еще административное подчинение начальствующему в церкви или в монастыре, что вносит еще бóльшую путаницу.
Особенности процедуры
Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.
В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.
Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.
Как развенчаться после развода
После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.
Причины, по которым можно расторгнуть церковный союз
Нужно понимать, что православная церковь против разрушения семьи и всеми силами, старается сохранить семью. Расторжение брака в православие считается грехом. Институт семьи создан по воле Божьей, и разрушение его канонов является преступлением против самого Господа.
Согласно Божьему закону, у каждого человека должен быть свой партнер и он быть одним и на всю жизнь. Они должны взяться за руки и пройти свой жизненный путь от начала и до конца. Пережив вместе все тяготы и радости совместной жизни.
Принять человека со всеми его плюсами и минусами является очень тяжелой и трудной задачей. Но согласно священным писаниям именно пройдя через невзгоды человек, очистится и найдет спасение у Бога. Когда человек дорожит своей семьей и ценит ее у него намного больше шансов стать ближе к господу.
И не смотря на старании церкви сохранить семью. Существуют определенные причины, которые церковь считает значимыми для расторжения церковного брака. Самой важной причиной считается прелюбодеяние. Остальные причины будут приведены ниже:
- Употрeбление наркотических веществ или злоупотрeбление алкогольной продукцией;
- Венерические заболевания у человека;
- Проблемы с психическим состоянием;
- Один из супругов принял другую веру;
- Создание новой семьи, брака;
- Один из партнеров совершил преступление, за которое назначается уголовная ответственность;
- Причинение физического вреда одним супругом другому. Так применение силы в отношении детей;
- Человек, которой пропал без вести, которого не могут найти больше пяти лет;
- Решение сделать aбopт, без уведомления и согласия своего мужа. Аборт не является основанием, если он был необходим в связи медицинским заключением;
- Союз был заключен против воли одного из партнеров;
- Бесплодие;
- Сексуальная связь родственников.
Все перечисленные случаи рассматриваются священнослужителем в индивидуальном порядке со всеми подробностями. Если же вы решили прийти в церковь и расторгнуть брак по причине ссоры, вы получите отказ.
Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:
- неверность одного из супругов;
- принятие другой веры мужем или женой;
- повторный брак при наличии уже существующего;
- венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
- исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
- попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
- заключение одного из супругов в тюрьму;
- невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
- кровосмесительный брак.
Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие «церковный брак» воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак — прошедший через Таинство венчания — предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.
Проект документа «О церковном браке» содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия «не по разуму» обзывают «блудом» не венчанные, но законные — по гражданскому законодательству — браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они «как блудники» не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается «греховным сожительством», а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны «особого попечения», и им надо разъяснить все о должном браке.
Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. «Нерасписанных» венчают только в очень особенных случаях — каких, уточняется в документе.
Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.
Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», — писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется «пастырское снисхождение».
Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как «отпадение одного из супругов от православия», «прелюбодеяние одного из супругов», «злонамеренное оставление одного супруга другим», «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.
По каким причинам церковь может признать брак недействительным
В начале прошлого века собор Русской православной церкви утвердил перечень тех причин, по которым может произойти развенчание или расторгнут брак. Кроме уже упомянутого прелюбодеяния в этот перечень были включены: — смена православной веры одним из супругов; — вступление кого-нибудь из них в другой брак; — неспособность к супружеской жизни вследствие самокалечения мужа или жены; — заболевания, представляющие угрозу для здоровья будущих детей (сифилис, проказа); — противоестественные пороки; — исчезновение одного из супругов на долгое время; — посягательство на здоровье и жизнь второго супруга или детей; — сводничество или снохачество; — потеря дееспособности одним из супругов.
Уже в XXI веке в этот перечень были добавлены заболевание СПИДом, алкоголизм и наркомания, которые тем не менее обязательно должны быть подтверждены медицинскими документами. И еще один повод считается церковью уважительной причиной для развода — это аборт, сделанный женщиной без согласия мужа, в том случае, когда не существовало медицинских показаний для него и беременность не угрожала здоровью и жизни жены.
В том случае, когда оба супруга венчаются повторно, венцы на их головы не возлагаются. Если же для одного из них обряд происходит впервые, он будет сопровождаться возложением венцов |
Статистика браков и разводов в России
По статистике того же Росстата, в 2021 году около 20% пар распалось именно в этом периоде брачных отношений. А вот на первом году совместной жизни супруги разводятся редко, отмечено всего 4,7 % таких семей.
Брачные отношения, длившиеся более 20 лет, прекращались в 2017 году в 13,2% случаев.
По статистике, чем больше детей в семье, тем ниже вероятность развода. К примеру, в 2021 году у 56,7% разведённых супругов не было общих детей.
Семьи с одним ребёнком рушатся реже.
Всего треть разводов приходится на семьи, в которых имеется 1 ребёнок.
Супруги, у которых 2 и более детей, разводятся ещё реже. В 2016 году распалось только 12,1% таких семей (73 000 человек).
Статистика, которая ведётся в российских ЗАГСах, весьма неутешительна. С каждым годом популярность официальной регистрации брака падает.
А разница между численностью браков и разводов с каждым годом сокращается.
Сегодня в моде гражданский брак. При этом многие супруги не учитывают тот факт, что гражданский брак с точки зрения закона — просто сожительство, и данный союз не наделяет супругов почти никакими правами и обязанностями по отношению друг к другу. Рассмотрим таблицу статистических данных по бракам и разводам за 8 последних лет: Год Количество зарегистрированных браков Количество разводов % разводов 2010 г.
Рекомендуем прочесть: Мотив для поощрения специалиста по персоналу
1215066 639321 52,61% 2011 г.
1316011 669376 50,86% 2012 г. 1213598 644101 53,07% 2013 г. 1225501 667971 54,50% 2014 г.