Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реестр недобросовестных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Самый лучший способ: не конфликтовать с заказчиком, а убедить его расторгнуть контракт по соглашению сторон. В этом случае у заказчика не будет оснований обращаться в ФАС по поводу включения участника в РНП.

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?

Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?

Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект. Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.

Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.

Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков

В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.

Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:

  • Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.

  • Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.

Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП-615 и как в него не попасть

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) наводит ужас на участников всех без исключения закупок. В самом деле организация (ИП), угодившая в данный реестр не сможет два года участвовать в тендерах.

Сам факт включения в РНП не является препятствием для участия в торгах, однако закон даёт право заказчикам прописать в документации запреты на участие в торгах как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

И участник, угодивший, скажем в РНП, в соответствии с законом 223-ФЗ не сможет участвовать в торгах, проводимых как по 44-ФЗ, так и в соответствии с 223-ФЗ. Закон 44-ФЗ такого перекрестного ограничения не устанавливает.

А если участник в основном занимается торгами, его организация (ИП) может закрыться. Да и сменить вывеску будет не так-то просто. Ведь в РНП вносятся сведения о учредителе и генеральном директоре учредительного лица, а не только название участника.

И придется ему привлекать своих родственников или посторонних людей на замещение вакансий учредителя и генерального директора новой организации, если он хочет возобновить участие в торгах быстрее, чем через два года после включения в РНП. И неизвестно еще окажутся ли они порядочными людьми. В общем, включение в РНП может похоронить тендерный бизнес организации, особенно если она небольшая.

Как же участнику избежать РНП?

Если же заказчик неумолим, все же можно попытаться убедить комиссию ФАС в своей невиновности. Как показала практика, ФАС принимает во внимание следующие объяснения:

— Неисправность Интернета в последний день подписания контракта.

Читайте также:  Календарь предпринимателя 2023: сроки отчетности и даты уплаты налогов на апрель

— Болезнь руководителя или лица, наделенного правом подписи проекта контракта при помощи ЭЦП по доверенности.

— Другие форс-мажорные обстоятельства.

При благоприятном исходе комиссия ФАС предложит заключить контракт или расторгнуть по соглашению сторон.

Если все же решение комиссии ФАС окажется отрицательным, можно еще попытать счастья в арбитражном суде. Но шансов победить там 30%, не более, как показывает практика арбитражных судов.

На основании изложенного выше, делаем вывод: самая лучшая страховка от всевозможных реестров недобросовестных – добросовестное исполнение контрактов, которые участнику по силам и неучастие в процедурах, прогноз исполнения которых сомнителен. Конечно при исполнении даже несложного контракта (договора) могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например, подставит поставщик или подскочат цены на необходимые заказчику товары, но на этот случай есть золотое правило: не снижаться слишком сильно на аукционах и редукционах. Что же касается запросов котировок, запросов предложений и конкурсов, участнику целесообразно оставлять достаточный запас по цене при подготовке предложений.

Пусть существенно снизится вероятность выигрыша, не беда, тендеров в ЕАИС много. Зато если уж участник выиграет тендер с относительно небольшим снижением, он всегда сможет закупить товар по более дорогой цене у другого поставщика или предложить заказчику товар с улучшенными характеристиками. Конечно, прибыль при этом уменьшится, ведь товары с улучшенными характеристиками стоят дороже. А если капризный заказчик от такого варианта откажется, то всегда можно будет его уломать на расторжение контракта (договора) по соглашению сторон.

Остаток прибыли он при этом потеряет, заплатит и небольшой штраф (в частности для субъектов малого и среднего предпринимательства от составляет не более 1% цены контракта, что не ударит больно по карману участника), но РНП ему грозить уже не будет. И он сможет спокойно продолжать участие в закупках, проводимых в соответствии с законами 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП-615 .

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС.

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Читайте также:  Что нужно знать о стандартных налоговых вычетах

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФАС реестр недобросовестных поставщиков

Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.

Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:

  1. отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;

  2. обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;

  3. отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.

Основания и порядок включения в РНП

Государство должно представить факты и доказательства как основание для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. То есть нужны веские причины, чтобы расторгнуть договор. Иногда для этого заказчику приходится обращаться в суд и доказывать существенные нарушения сделки.

Если компания-победитель сама решила отказаться от подписания контракта, то здесь государству легче отменить сделку, сославшись на ст. 104 № 44-ФЗ или ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, и через 3 дня закрыть вопрос. К отказу могут приравнять и уклонение от предоставления документов:

  • исполнитель не обновил выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • подрядчик не вернул подписанную проектную документацию;
  • предприниматель необоснованно снизил цену контракта на 25 % и ниже (ч. 3 ст. 54; ч. 1 ст. 91; ч. 11 ст. 78; ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

По 44-ФЗ неблагонадёжным поставщиком становятся по следующим причинам:

  • участник победил в закупочной процедуре, но уклонился от заключения контракта (не подписал его в установленный регламентом срок);

  • участник заключил контракт с заказчиком, но не исполнил обязательства по нему либо исполнил с существенными нарушениями условий, что повлекло расторжение договора в одностороннем порядке заказчиком;

  • поставщик не предоставил в установленный регламентом срок документ об оплате обеспечения контракта;

  • контракт был заключён, но в процессе выполнения заказа расторгнут по решению суда.

Как избежать попадания в РНП

Проверяя репутацию партнеров, с которыми вы вступаете в сотрудничество, важно не забывать о собственной. Чтобы избежать реестра недобросовестных участников закупок, руководствуйтесь следующими принципами:

  1. Подавайте заявку на участие, если твердо уверены в своих силах. Убедитесь в том, что у вас достаточно ресурсов для исполнения всех обязательств.
  2. Проверьте, нет ли на предприятии неисправностей. Проверьте оборудование, состояние транспорта, компьютеры и т.д.
  3. Отслеживайте сроки. Вы должны подписать соглашение за пять дней после того, как его разместит заказчик.
  4. Если вы нарушили сроки, не паникуйте. Мы уже выяснили, что в список не вносят без весомой причины. Свяжитесь с заказчиком и обратитесь к специалистам, которые помогут подготовить аргументы для ФАС.
  5. Старайтесь исправно выполнять условия контракта. Если вы понимаете, что это скоро станет невозможным, обсудите это с заказчиком. Возможно, у вас получится прекратить сотрудничество по взаимному согласию. Тогда в реестр не внесут.
  6. Если ФАС все же назначил заседание, подготовьте все доказательства того, что у вас не было намерений обманывать заказчика. А лучше представьте подтверждение того, что вы готовились к сделке и намеревались ее исполнить — наняли сотрудников, закупили транспорт и т.д.
  7. Если антимонопольная служба вынесла решение не в вашу пользу, это еще не повод отчаиваться. Обратитесь к специалистам и подавайте заявление в суд.

Чем рискует компания, оказавшаяся в РНП?

  1. Компания-поставщик лишается возможности участвовать в закупках сроком на 2 года как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
  2. Теряет обеспечение заявки, которое подлежит возврату. Обеспечение заявки как раз выступает в роли защитного механизма для госучреждений от недобросовестных поставщиков, которые подают заявки, а потом становятся уклонистами, не заключая контракты.
  3. Лишается возможности обжаловать действия заказчика по процедурам, в которых указано требование по отсутствию информации о поставщике в РНП (п.3 ч.5 ст.105 44-ФЗ).
  4. Ухудшается репутация компании. РНП – это некий «черный» список, оказавшись в котором потом будет тяжело наладить заново сотрудничество с контрагентами, поскольку их это отталкивает.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.

Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.

В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.

Читайте также:  Лишение прав за алкогольное опьянение в 2023 году

Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике в РНП

В практику взаимодействия по государственным контрактам внедрены декларации соответствия правилам проведения аукционов. Этот документ присутствует в составе конкурсной документации, обязательной для заполнения соискателями. Оформляется на фирменном бланке компании. В тексте декларации делается указание на подтверждение недоступности организации заявителя в РНП, а том, что в таковом каталоге отсутствуют органы управления, в том числе:

  • Учредители (каждый из участников, если их несколько);
  • Члены Совета директоров;
  • Руководитель, в том числе номинальный, обладающий правом распоряжения и подписи документов по доверенности.

Отправляя такой документ в составе конкурсной документации, заявители берут на себя ответственность за деловую репутацию, а также за то, что их учредитель ранее не принимал участие в государственных закупках в качестве недобросовестного поставщика.

Учитывая тот факт, что на внедрение в базу поставщиков нарушителей уходит 8 дней, теоретически на момент подачи заявок соискатель может быть потенциально ненадежным.

Как доказать свою невиновность, чтобы не попасть в РПН

Организациям, подпадающим под административное преследование, следует правильно вести себя в каждой ситуации. Не стоит забывать, что часто контракты могут выигрываться «не теми» участниками. По этой причине основной целью взаимодействия на этапе подписания контракта со стороны заказчика будет удаление подрядчика из игры. На практике бюджетные организации, заинтересованные в исполнении и самом компаньоне, никогда не будут скрупулезно контролировать каждое действие оппонента.

Учитывая суть учета в реестре как административного разбирательства, следует понимать важность состава правонарушения. Субъективная сторона проступка — это и есть умысел, искомая контролирующими органами недобросовестность. Реальное намерение не заключать контракт еще должно быть доказано или оспорено в стенах судебного заседания. Если же поводом к проведению разбирательства стали издержки, вызванные оформлением банковской гарантии или же поведением самого заказчика, решение по организации будет отрицательным.

Одним из инструментов санации российского закупочного рынка является формирование реестра нарушителей. Наличие записи в таком регистре с одной стороны, ограничивает экономическую активность организаций. С другой, дает уверенность в оппоненте, который будет соблюдать все условия контракта.

Есть только 2 способа «выйти» из RNP:

• Через 2 года после внесения информации в RNP вся информация оттуда удаляется.

• Обжаловать допуск к RNP в суде и доказать свою правоту. В случае принятия судом соответствующего решения информация о провайдере RNP удаляется.

Таким образом, чтобы не попасть в RNP, провайдеры должны соответствовать следующим условиям:

1. Добросовестно выполнять свои обязательства. Все контракты должны рассматриваться добросовестно.

2. Внимательно прочитайте аукционную документацию.

3. Изучая аукционную документацию, следует обратить внимание на условия НДС: разрешено ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим? Сюда же следует отнести просчет технических характеристик и стоимости.

4. Обжалование решений клиента (при необходимости). Нередко необоснованные жалобы в ФАС подают сами заказчики на не заключение договора с сомнительным поставщиком, выигравшим тендер.

5. Обязательно участие в заседаниях комиссий УФАС. В таких случаях необходимо опираться на существующую практику ФАС, сопровождать все гражданско-правовые сноски, договорное право, аукционную документацию. Если ФАС принимает решение о включении провайдера в РНП, она должна обращаться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая тем самым реализацию основных принципов таких закупок: оперативность, результативность закупочных процедур, равноправная и честная конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при участии в публичных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное влияние недобросовестного лица при приеме на работу проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением в момент фактического приема на работу в связи с необходимостью заключения договора/контракта с другим участником, но и в необходимости повторения процедуре (как в данном случае), а также в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенном количестве и в течение первоначально ожидаемого срока.

Следовательно, недобросовестное поведение участников при заключении договора создает угрозу столкновения других клиентов с аналогичными действиями указанных лиц при других приобретениях.

Именно во избежание таких негативных действий, для их предотвращения и существует РНП, поддержание и реализация которого являются функциями, возложенными на них антимонопольными органами путем изучения и оценки недобросовестности участника контрактации.

Бывают ситуации, при которых добросовестный поставщик может оказаться в РНП из-за юридической неграмотности. В любом случае все существенные действия, связанные с исполнением договоров, реальная сложность исполнения договоров, несоблюдение сроков клиентами должны быть задокументированы, чтобы в случае судебного разбирательства были доказательства тяжести его невиновности. Так же перед участием в контрактации рекомендуется позаботиться об изучении всех признаков и причин включения в РВП, во избежание негативных последствий, указанных в данной статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *