Как и почему учителя унижают учеников?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и почему учителя унижают учеников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учителя, которые выгоняют детей за плохое поведение из класса, отбирают телефоны, прилюдно читая личные переписки, ставя низкий балл просто за то, что ребенок отсутствовал на занятии или не пришел вовремя, забывают о том, что они нарушают закон. Родителям приходится часто сталкиваться с тем, что их дети жалуются на действия преподавателей. Вашей первоначальной задачей должна быть защита интересов своего ребенка, отстаивание его прав. Но! Еще важно соблюсти грань и не поссориться с администрацией школы на ровном месте.

Наказание за избиение работником образовательного учреждения

Поднятие руки учителем на ребенка в ходе урока можно квалифицировать как побои, но это в случае если явные телесные повреждения отсутствуют. Что же касается ситуаций, когда полученные повреждения имеют различную степень тяжести, квалификация правонарушения определяется уровнем нанесения вреда.

Какое наказание может понести учитель? Если злодеяние не имеет квалифицирующих признаков, то суд может обязать его заплатить штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере трехмесячного заработка. Мерой пресечения также может быть привлечение к обязательным работам или исправительным. В первом случае максимальный срок составляет 360 часов, во втором 6 месяцев. Более суровым способом наказать учителя является его взятие под арест до трех месяцев.

Отягощающими обстоятельствами дела являются:

  • хулиганские побуждения;
  • наличие мотива расовой, национальной, идеологической, политической вражды;
  • ненависть.

Если следствие показало, что, хотя бы одно из приведенных обстоятельств имело место, то наказание может быть применено в виде привлечения к обязательным, исправительным, принудительным работам (до 360 часов, 1 года, 2 лет). Это также может быть ограничение свободы максимум на два года, арест до полугода, лишение свободы на срок около двух лет.

Как бороться с учительским буллингом?

По словам Анастасии Поповой, первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист.

Как поменять учителя в классе: действия родителей

[ads-pc-3]Если преподаватель обижает многих детей в классе, то его можно поменять. Для этого родителям пострадавших малышей следует действовать сообща. Есть два варианта решения проблемы.

Первый заключается в том, что родители обращаются в администрацию школы с просьбой заменить педагога. Это делать стоит в письменной форме, подав заявление-жалобу. В документе по пунктам нужно изложить претензии, подтвердив их фактами и заверив подписями родителей класса.[ads-mob-2]

Составлять жалобу надо в двух экземплярах: первый образец дается директору, а второй с подписью секретаря о получении остается на руках у заявителя. Второй способ решения проблемы – обратиться в администрацию школы с просьбой перевести малыша в другой класс, в котором не преподает определенный учитель. Необходимо подать заявление.

Надо учитывать, что руководство школы может отказать в такой просьбе, на это есть ряд причин:

  • укомплектованность классов;
  • боязнь создать прецедент;
  • расхождения в образовательных программах классов.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что придется не один раз встретиться с администрацией учебного заведения, чтобы добиться своей цели.

Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт

Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:

  • Вы слышали, как ребенок с друзьями пренебрежительно отзывается об учителе. Или даже по-хамски и оскорбительно.
  • До вас дошла информация о какой-то издевке, которая вывела учителя из себя.
  • Ваш ребенок вообще склонен к манипуляциям и часто обвиняет других, чтобы снять с себя вину.
Читайте также:  Транспортный налог 2020 для юридических лиц

Пока ребенок находится в детском саду, все несколько сложнее. Малыши еще не слишком хорошо умеют выражать свои мысли, а в младших группах и вовсе много «неговорящих» детей. Поэтому ребенок, может быть, и рад сказать, но пока не может. В пять – шесть лет многое меняется, и слова ребенка не должны быть «пустым звуком». Начиная с семи лет дети уже более реалистично оценивают ситуацию. Но почему же они могут месяцами молчать, не говоря родителям о том, что учитель к ним жесток?

Первая причина – нужно время, чтобы разобраться. В «группе риска» на неблагосклонность учителя – гиперактивные дети, самоконтроль которых снижен, постоянно подвижные нарушители дисциплины; «непокорные» дети, испытывающие трудности с усвоением социальных норм и правил. Таких детей часто ругают и дома. Поэтому, когда они сталкиваются с грубостью учителя, она для них не становится диковинкой. А отличить педагогическое наставление от откровенной жестокости они могут не сразу.

Причина вторая – боятся «получить вдвойне». Логика ребенка такова: меня часто ругают и наказывают дома. Учитель тоже меня ругает и наказывает. Значит, они заодно. Родителям нельзя говорить ни в коем случае, иначе получу за провинности еще раз. И молчат бедолаги, даже не подозревая, что их родители были бы готовы дать учителю отпор.

Причина третья – боятся мести учителя. Ребенок в последнюю очередь задумывается о том, что можно перейти в другой класс или школу и избавиться от общения с ненавистным педагогом. Нет, он думает о том, как выживать в данной ситуации. А ее логика диктует «молчать и терпеть», чтобы не вызвать еще больший гнев. Тем более что учителя подстраховываются, внедряя в детские головы сентенции о том, как нехорошо быть ябедами.

Причина четвертая – потерян контакт с родителями. Если ребенок не считает, что вы можете ему в чем-то помочь, он не обратится к вам. Причины того, что уже семилетний ребенок может не доверять родителям, мы сейчас обсуждать не будем. Но каждый родитель интуитивно может сказать, есть ли контакт, или уже нет.

Какой ребенок может сразу рассказать родителям о том, что в отношении него или других проявляется жестокость? Это дети, которых не учили, что «взрослый всегда прав», а, напротив, вкладывали в голову, что может быть и по-другому. Это дети, которые способны сказать «нет», в том числе и взрослому. Это дети, которым родители говорили: «Если тебя обижают дети, я могу помочь только советом; если взрослые – иду разговаривать я». К началу школьного обучения у такого ребенка, как правило, уже накоплен опыт обсуждения подобных вопросов (особенно если он посещал сад). И очень высока вероятность, что он придет к вам в сложной ситуации.

Если ваш ребенок подвергается жестокости, моральной или физической, со стороны учителя, позиция «голова в песок» – не для вас. Не тяните, идите на прямой и честный разговор с учителем и администрацией школы. Было замечено, что педагоги, склонные к насилию, «не трогают» тех детей, чьи родители активно следят как за благополучием ребенка, так и за действиями в отношении педагога. Иначе говоря, если родители заботятся о ребенке и очевидно, что в случае необходимости могут «принять меры», их чадо вряд ли станет «козлом отпущения» у педагога.

Консолидируйтесь с другими родителями. Если от своего ребенка вы узнали, что обижают кого-то из его одноклассников, поговорите с родителями несчастного. Не только ради «чужого» ребенка. Ради своего – тоже. Дети черствеют душой, теряют верные ориентиры, если видят жестокость взрослых, даже обращенную не на них. Даже самого отъявленного хулигана можно приструнить, не доходя до рукоприкладства. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал родительскую поддержку и был уверен, что вы сможете его защитить от тех, с кем ему пока рано бороться самому.

Почему не работают законы и механизмы

В правилах педагогической этики есть следующая норма:

«Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними».

И если учитель нарушил установленную норму, можно обратиться в Совет по педагогической этике. Однако, как отметила педагог-психолог алматинской гимназии №21 Алёна Дмитриева, советы эти фактически не работают.

«Я провела неофициальный опрос среди знакомых в нескольких школах, и оказывается, ни родители, ни дети, ни сами педагоги не знают о существовании этих советов. Для того чтобы эти советы работали, нужно о них рассказывать. Рассказывать о положениях этических правил», – сказала Алёна Дмитриева.

Защита прав и интересов детей законными представителями предусмотрена п. 59 постановления Правительства № 196 от 19 января 2001 года.

Читайте также: 

Гарантированные Конституцией РФ права несовершеннолетнего на получение образования и защиту чести и достоинства, на защиту физического или психического здоровья могут быть нарушены незаконными действиями школьных преподавателей.

Названые нарушения могут проявляться в виде:

  • недопущения школьника к урокам (отсутствие формы, выполненного домашнего задания, плохое поведение);
  • навязывания действий (посещение уроков или мероприятий) религиозной направленности, преследования из-за вероисповедания;
  • публичного унижения чести и достоинства (нецензурные и оскорбительные высказывания);
  • необоснованного занижения оценок, а также выставления неудовлетворительной отметки по поведению;
  • проявления физического или психического насилия (ругательства, крики, рукоприкладство);
  • нанесения материального ущерба имуществу (порча телефонов и гаджетов);
  • проявления неприязненного отношения, придания огласке личной тайны и переписки ученика;
  • сбора денежных средств на нужды школы, ценные подарки для преподавателей, а также вымогательства.

Правовое регулирование прав школьников

Права учащихся установлены статьёй 34 Закона № 273-ФЗ.

Школьники имеют право на:

  • уважение человеческого достоинства;
  • охрану здоровья и жизни, защиту от всех форм психического и физического насилия, оскорбления личности;
  • свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу совести и информации;
  • выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
  • представление условий для обучения с учётом особенностей состояния здоровья и психического развития несовершеннолетнего, получение психологической и социальной педагогической помощи;
  • участие в формировании профессионального образования;
  • обучение по индивидуальному плану;
  • выбор обязательных и факультативных учебных дисциплин и предметов;
  • получение других учебных дисциплин и предметов наряду с основными учебными предметами и дисциплинами по выбранной учебной программе;
  • зачёт образовательной организацией результатов учебных предметов и дисциплин, освоенных в другом образовательном учреждении;
  • каникулы;
  • перевод в другое образовательное учреждение;
  • бесплатное пользование библиотекой;
  • развитие творческих процессов и интересов (участие в спортивных мероприятиях, олимпиадах);
  • поощрение за достижение успехов в учебной, общественной и физкультурной деятельности;
  • иные права.

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.

Учитель не имеет права:

  • причинять физический вред ученику,
  • портить имущество ученика,
  • оскорблять и унижать ученика,
  • отказывать ученику в получении знаний,
  • необъективно оценивать знания ученика.

Побои и оскорбления со стороны учителя — это преступление, за которое педагог должен нести наказание. Не стоит закрывать на это глаза, ведь безнаказанность, как мы знаем, влечёт за собой повторные правонарушения. Если учитель понесёт заслуженное наказание, есть шанс, что от его действий больше не пострадает ни один ребёнок.

Что же делать, если вашего сына или дочь ударил учитель?
Рассказывает эксперт Общественной Палаты по защите прав детей, адвокат Вадим Кудрявцев:

— В последнее время в СМИ действительно участились рассказы о чудовищных историях, когда в детских садах и школах детям наносили телесные повреждения, и делали это учителя. Перед родителями в таких случаях встаёт вопрос: куда и как обращаться? Как юрист могу ответственно заявить, что нанесение телесных повреждений вашему ребёнку является преступлением и карается согласно российским законам. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно вызвать сотрудников полиции, зафиксировать телесные повреждения и сразу написать заявление о возбуждении уголовного дела. Если повреждения серьёзные, нужно обратиться в Следственный Комитет по месту совершения преступления.

Если вы просто недовольны работниками воспитательных учреждений или считаете, что есть какие-то нарушения закона, и это не связано с конкретными преступлениями в отношении вашего ребёнка, можете обратиться в прокуратуру и просить провести проверку в отношении работников воспитательных учреждений.

Ольга Нянькина, адвокат, управляющий партнёр Адвокатского бюро Москвы «Нянькин и партнёры», добавляет:

— Если ваш ребёнок стал жертвой физического насилия со стороны педагога, в первую очередь, необходимо обратиться в травмпункт или детскую поликлинику, где зафиксировать следы побоев, если таковые сохранились. Следующий шаг — обращение с заявлением в органы управления образованием, на территории которого находится школа, а наряду с этим — и к руководству самого образовательного учреждения — директору школы.

При отсутствии следов физического насилия, либо, если насилие проявилось в оскорблениях, иных формах психологического насилия или просто неэтичном поведении, важно подробно расспросить ребёнка о действиях педагога, его высказываниях. Также стоит поговорить с детьми, ставшими очевидцами происшествия — это делать стоит через контакт с их родителями.

Убедившись в том, что ребёнок действительно подвергся насилию, подавайте заявление в администрацию учебного заведения с просьбой принять меры в отношении педагога. При наличии аудио- или видеодоказательств приложите запись к своему обращению.

По факту обращения в школе обязаны провести служебную проверку, в ходе которой должны опросить участников происшедшего.

Учитель, который допустил противоправные действия в отношении ученика, может быть привлечён к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

  • Так, в соответствии с пунктом вторым статьи 336 Трудового кодекса РФ, дополнительным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является однократное применение методов воспитания, связанных с применением физического или психического насилия в отношении ученика или воспитанника.
  • Если в отношении ребёнка применено физическое насилие, педагога могут привлечь к уголовной ответственности по статье 115 «Причинение лёгкого вреда здоровью» или 117 «Истязание» Уголовного кодекса России, либо по статье 6.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Побои».
  • Совершение преступления педагогическим работником в отношении несовершеннолетнего воспитанника является отягчающим ответственность обстоятельством в силу статьи 63 УК РФ.
  • В отдельных случаях действия учителя могут быть квалифицированы по статье 156 Уголовного кодекса РФ за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка педагогическим работником, если оно сопряжено с жестоким обращением с воспитанником.
Читайте также:  Алименты на ребенка, родившегося вне брака

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Если учитель оскорбляет, высмеивает малыша перед классом, приказывает ему стоять на протяжении всего урока, дает подзатыльник, бьет указкой по ногам, рукам или телу, разговаривает с ним в язвительном тоне, намеренно занижает оценки, то это повод разобраться и наказать педагога.

Некоторые мамы и папы, узнав, что учитель плохо поступает с их малышом, переполняются эмоциями, начинают вести открытый конфликт с обидчиком, угрожать ему. Это неправильный подход. Важно сохранять спокойствие и благоразумие. Действовать в такой ситуации нужно грамотно.

Что делать, если учитель обижает ученика, стоит решать исходя из степени выраженности противоправных действий педагога, результативности общения с ним. В любом случае рекомендуется поговорить по поводу сложившейся ситуации с классным руководителем.

Родителям не стоит делать следующее:

  • ругать педагога, оскорблять его и унижать;
  • разбираться с учителем в присутствии детей или представителей педагогического персонала;
  • нервничать, раздражаться;
  • угрожать учителю прокуратурой, санкциями;
  • писать жалобы в вышестоящие инстанции без предварительного общения с директором школы.

Подобные действия могут лишь усугубить ситуацию.

В каких ситуациях родители вправе пожаловаться

Причиной для жалобы послужит любое непрофессиональное или неэтичное поведение со стороны преподавателя, например:

  • некомпетентность преподавателя в собственном предмете;
  • неэтичное отношение к детям: оскорбления, применение наказаний, дискриминация по признаку вероисповедания, пола, расы, внешнего вида;
  • физическое воздействие на ученика;
  • принуждение ученика к действиям, которые повлекут ущерб его психологическому или физическому здоровью;
  • необоснованное недопущение ученика до урока или отстранение от занятий;
  • предвзятое отношение к ученикам, необъективная оценка их достижений;
  • вымогательство, склонение к совершению противоправных деяний.

Евгений Ямбург, академик, директор Центра образования №109 (Москва): Учитель – выжигающая профессия, а тут еще майские указы

Академик РАО, директор школы № 109 Евгений Ямбург. Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

— У нас не только учителя стали бить учеников, но и ученики стали бить учителей и друг друга. Таких случаев в прессе много, а ещё больше туда не попадает. И таким дракам есть сразу несколько причин.

Во-первых, эмоциональное выгорание учителей. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Учитель – это просто выжигающая профессия.

В последние годы выгорание усугубилось выполнением «майских указов» 2012 года. Намерения, конечно, были благие – чтобы зарплата учителей была средней по региону. Беда в том, что там написано «зарплата», а не «ставка».

«Майские указы» — 11 указов президента Владимира Путина, подписанных 7 мая 2012 года. Наиболее известны распоряжением о повышении зарплаты бюджетникам. По распоряжению президента, зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и работников культуры должна быть не ниже средней по региону, а зарплаты научных сотрудников, вузовских преподавателей и врачей превышать среднюю по региону в два раза.

Школы обязаны эти указы выполнять, но, чтобы их выполнить, учителя надо нагрузить на 35-40 часов в неделю.

А это значит, что математик или словесник должен в месяц проверить до десяти тысяч контрольных и тестовых работ.

И это – немыслимое перенапряжение, которое тоже сказывается.

Кроме того, сегодня массовому сокращению подверглись такие важнейшие в школе специалисты как школьные психологи, дефектологи, социальные работники. Это делалось не специально.

Представьте себе: вы – директор школы. Вы обязаны выполнить майские указы, и эта ситуация каждый месяц мониторится отчётами. Если вы что-то не выполнили, вас могут уволить без объяснения причин.

Кого вы будете увольнять в этих условиях? Конечно, не учителя физики. Пострадают «лишние люди» — психологи, логопеды, дефектологи. То есть, ситуация с детьми становится всё сложнее и сложнее, а мы гоним из школ тех, кто отвечает за их «неодинаковость».

Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор и разработчик адаптивной модели школы. Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех», «Педагогический декамерон».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]