Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила проведения медосмотров с 2022-2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медосмотры в начале рабочего дня, а в некоторых случаях и по окончанию, проводят для работников отдельных профессий и должностей, в соответствии со ст. 220 Трудового кодекса, а также других НПА, указанных в таблице ниже.
Каким категориям водителей запрещено проходить медосмотр в дистанционном формате
С 1 сентября 2023 года медосмотры можно проводить не только «вживую», но и дистанционно, с помощью устройств, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья в медицинскую организацию. Но это правило распространяется не на всех. Так, новыми правилами запрещено проводить дистанционный медосмотр в отношении:
- лиц, занятых на работах, связанных с организованной перевозкой групп детей;
- лиц, занятых перевозкой опасных грузов;
- лиц, занятых на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 километров и более.
Указанные работники должны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр только очно. Это связано с предупреждением рисков травматизма в ДТП детей и организованных групп пассажиров. Перевозка опасных грузов также связана с высоким риском, поэтому водители должны также проходить медосмотр лично, без применения дистанционных технологий.
Требования в отношении дистанционных предрейсовых осмотров
Поскольку удаленный контроль здорового и бодрого состояния водителя является полностью законным, процесс подобной проверки также облагается рядом требований. Проведение дистанционного предрейсового осмотра считается легальным, если соблюдены следующие условия:
- Необходима организация персональной идентификации личности работника;
- Оборудование обеспечивается средствами видеофиксации, осуществляющими запись прохождения предрейсового медосмотра на видео;
- Программно-аппаратный комплекс эксплуатируется в соответствии с эксплуатационной документацией разработчика;
- Результаты прохождения и записанная информация хранятся в течение 30 дней.
Если у работника есть индивидуальные варианты нормы частоты пульса и артериального давления, работодатель обязан информировать об этом медицинскую организацию, проводящую предрейсовый осмотр. В случае если водитель не допускается до рейса, руководитель предприятия должен быть своевременно проинформирован медицинским специалистом, проводившим осмотр.

Обоснования изменений в законодательстве
Согласно законопроекту, разные способы контроля здоровья водителя позволят существенно сократить количество аварийных ситуаций, связанных с плохим или нетрезвым самочувствием водителей коммерческого транспорта. При этом текст законодательного акта предполагает, что даже в случае удаленной проверки здоровья результат будет максимально точным и беспристрастным.
Приложение к закону также отмечает, что субъекты предпринимательской деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства в своей деятельности, не понесут финансовых потерь в связи с обновлением законодательства.
Осуществить проверку здорового состояния водителей перед рейсом в любом формате можно в нашей компании: для получения бесплатной консультации достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте! Мы помогаем любым клиентам избегать штрафов и быть уверенными в том, что их сотрудники находятся за рулем в здоровом и бодром состоянии.
Особенности проведения процедуры
Приказ Минздрава № 835н устанавливает следующие нормы, касающиеся вопросов проведения предрейсовых медосмотров водителей:
- они должны проводится перед началом смены, c целью выявления различных вредных факторов, а также состояний здоровья, при которых водитель не может приступать к своим трудовым обязанностям;
- осмотры организует и финансирует наниматель;
- медосмотры проводят работники, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующими документами и предоставляющую им право заниматься медицинской деятельностью.

Основные отличия новых требований
Рассмотрим по пунктам основные отличия новых требований:
1. Добавлена возможность работы контролером для людей, имеющих среднее профессиональное образование по профессии (училище). Ранее минимальным уровнем образования был средний профессиональный по специальности (техникум).
При этом к контролеру предъявляются дополнительные требования:
- 3 года стажа работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств;
- диплом о профессиональной переподготовке в том случае, если специальность не входит в группу 23.00.00;
2. Изменились требования к контролерам, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности (техникум), не входящей в группу 23.00.00.
Ранее контролеру требовался только диплом о профессиональной переподготовке, а с 1 января 2021 года он должен будет дополнительно иметь стаж не менее 1 года.
3. Изменились требования к контролерам, которые имеют высшее образование по специальности группы 23.00.00. Ранее такие контролеры должны были иметь стаж в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года, а с 1 января 2021 года требования по стажу не предъявляются.
Особенности проведения осмотра
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:
- в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
- в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.
Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).
Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:
- от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
- до 20000 рублей за 45-50 человек.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно в начале статьи).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2023 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
– состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
– хорошо освещено;
– оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
– оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается также. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
Ежедневному медицинскому осмотру, до выхода на линию, подлежат водители, управляющие транспортным средством в коммерческих целях; задействованные в перевозке пассажиров, багажа или грузов; в том числе, использующие личный автомобиль; не выезжающие с территории предприятия и управляющие автотранспортом компании, перевозя сотрудников для нужд организации или в личных целях.
Исключение из правила – водители транспорта экстренных оперативных служб (МЧС, пожарной или скорой помощи и т.д). Они имеют право выезжать на вызов без предрейсового медосвидетельствования, а пройти его позже, в свободное от работы время.
Юридическая ответственность, если выявят нарушения в проведении мед. осмотра, серьезная – немалые штрафы, а при ДТП со смертельным исходом — лишение свободы. Не стоит так же забывать, что при отсутствии путевого листа со штампом о прохождении ПМО (техконтроля ТС), страховая компенсация не выплачивается.
Формально медосмотр можно провести только перед рейсом и после него (в первый и последний день командировки), но могут возникнуть претензии со стороны проверяющих в части правомерности оформления командировки и непроведения медосмотров, так как сотрудники будут иметь возможность возвращаться к месту работы.
Ситуация: Можно ли оформить путевой лист на несколько суток и как долго действует предрейсовый медосмотр, если водителя направили в командировку на несколько суток и перед выездом он прошел предрейсовый медосмотр
«Да, путевой лист можно оформить на несколько суток. При этом предрейсовый медосмотр действует на все время командировки.
Путевой лист должен содержать сведения о сроке его действия. Эти сведения включают дату, в течение которой путевой лист можно использовать. Если путевой лист оформляют больше чем на один день, в нем указывают даты начала и окончания срока, в течение которого его можно использовать (п. 4 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).
Закон обязывает работодателей проводить предрейсовые медосмотры водителей (п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Однако понятие «рейс» не установлено законом. Поэтому водители могут совершать длительные служебные поездки и подтверждать их «многодневными» путевыми листами. На таких листах ставят отметку о прохождении медосмотра на момент получения путевого листа – начала пути.»
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Предрейсовый медосмотр водителей на несколько дней
Предрейсовый осмотр- это обязанность Вашей транспортной компании, проводится он перед выездом в рейс. Поскольку Вы в гараж не возвращаетесь продолжа работу, на мой взгляд, этого осмотра достаточно. Согласно
Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 18.01.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 N 12414)II. Обязательные реквизиты путевого листа
3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. 4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. 5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: 1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; 2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. 6. Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. 7. Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. 8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос
Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.
Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:
- «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
- «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».
Источники:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
- Трудовой кодекс РФ
Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить
Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса.
Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:
- Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
- Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.
Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.