Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.

Льготный тариф страховых взносов

Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.

В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

  • российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
  • российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
  • организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
  • организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
  • организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
  • студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
  2. Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
  3. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
  4. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
  5. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
  6. Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
  7. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  8. Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
  9. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  10. Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
  11. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
  12. Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
  13. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
  14. Формирование положительного образа предпринимателя.
  15. Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.
Читайте также:  Как правильно оформить согласие на выезд ребенка за границу

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
  2. Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
  3. Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
  4. Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
  5. Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.

Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:

  • 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Экосистема поддержки бизнеса

На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.

Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.

Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.

Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:

  • обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
  • запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
  • создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
  • помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
  • оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.

Поддержка МСП с аграрной сфере

В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.

Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.

Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.

Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.

Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.

Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:

  • «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
  • на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).
Читайте также:  Нужно ли платить госпошлину за регистрацию по месту жительства

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, отличается и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.

Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2022 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:

  • нотариальные действия;
  • услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственные пошлины;
  • первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.

Законодательством предусмотрена поддержка и в форме грантов, например в Фонде содействия инновациям. Организация поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 25 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок, от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие, как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и трудоустройство определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

Бессрочные декларации СОУТ (специальной оценки условий труда)

С 2021 года изменится порядок проведения специальной оценки условий труда (законопроект № 1034649-7). Сейчас декларация соответствия условий труда (СОУТ) действительна в течение 5 лет с момента проведения спецоценки. При отсутствии несчастных случаев на производстве и нарушений требований охраны труда срок действия декларации продлевается еще на 5 лет.

По истечении десятилетнего периода действия декларации (с учетом ее продления) работодатели обязаны проводить новую спецоценку условий труда работников. Новыми же правилами предполагается установить бессрочное действие декларации СОУТ в случае отсутствия оснований для ее прекращения. Это позволит работодателям не проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если условия труда на рабочих местах не изменились.

Для работодателей это уменьшение издержек и, пускай и небольшая, но значимая отмена бюрократических барьеров. Данные действия направлены на снижение и без того избыточную административную нагрузку на предпринимателей.

Государственный реестр МСП.

Все сведения об организациях и ИП, соответствующих критериям МСП, содержатся в так называемом реестре МСП, находящемся в ведении Федеральной налоговой службы. Реестр размещен на официальном сайте ФНС, где можно достаточно быстро проверить принадлежность компании/организации к нему.

Информация, содержащаяся в реестре:

  • название организации/ предприятия или Фамилия Имя Отчество ИП;
  • юридический и физический (если они отличаются) адрес;
  • ИНН;
  • ОКВЭД;
  • категорию субъекта МСП;
  • ССЧ сотрудников;
  • дата появления реестре.

С 2022 года установлены льготные особенности для применения льготного тарифа страховых взносов для малых и средних предприятий (15%) для налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания. Суть льготы в том, что если среднесписочная численность работников таких налогоплательщики превышает 250 человек, но не более 1500 человек, то они вправе продолжать применять льготный тариф страховых взносов (15%), при условии, что соответствуют условиям для применения освобождения от НДС (пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Эти особенности регулируются п. 13.1. ст. 427 НК РФ.

Так, указывается, что для плательщиков страховых взносов, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов МСП, пониженные тарифы страховых взносов применяются в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

При этом деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков признается основным видом экономической деятельности, если класс 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности указан в качестве основного вида экономической деятельности плательщика в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов МСП.

В случае несоответствия плательщика хотя бы одному из применимых к нему условий, установленных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ, такой плательщик лишается права на применение пониженных тарифов страховых взносов, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

При этом сумма страховых взносов, исчисленная с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, исходя из базовых тарифов страховых взносов, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов, подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Подробнее:

Налоговые каникулы: льготы начинающим предпринимателям

Правительство разработало закон, согласно которому все вновь открывающиеся ИП могут рассчитывать на льготное налогообложение в течение первых двух лет своей деятельности.

Налоговые каникулы – это срок, в течение которого начинающий предприниматель имеет право не платить налоги.

Этот закон в народе принято называть налоговыми каникулами. Однако есть нюансы – в каждом регионе решение по налоговым каникулам принимается самостоятельно (через Постановления местных органов власти, областных Дум и Правительств субъектов федерации). Если в вашей области или крае действуют налоговые каникулы, об этом вы можете узнать в ближайшем отделении налоговой инспекции ИФНС. В зависимости от региона льготные ставки по налогу на прибыль могут различаться.

Мораторий на проверки малого бизнеса и ИП

Мораторий на проверки, получивший в народе название «надзорные каникулы», был принят несколько лет назад с целью облегчить административное бремя над малым бизнесом.

Мораторий на проверки ИП – это запрет для госорганов проводить проверки малого бизнеса.

В 2020 году продолжает действовать запрет на осуществление плановых налоговых проверок сроком на 3 года, хотя Правительство планирует продлить его еще на 6 лет.

Однако мораторий действует не на все виды проверок — могут проводиться:

  • плановые налоговые проверки;
  • внеплановые неналоговые проверки.

Также согласно ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ под мораторий не попадают ИП и компании из:

  • электроэнергетики,
  • социальной сферы,
  • здравоохранения,
  • теплоснабжения,
  • образования.

Особенности деятельности предприятия: подведем итоги

В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:

  • Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
  • Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
  • Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
  • Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.

Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *