Нужно ли платить налог за прицеп и полуприцеп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли платить налог за прицеп и полуприцеп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для перегонки незарегистрированного автоприцепа достаточно ПТС и Договора купли-продажи – транзитные номера не требуются. ООО «Вектор» оформляет договор купли-продажи и выдает клиентам паспорт технического средства. Эти документы, а также паспорт владельца необходимо предъявить при подаче заявки в ГИБДД (при регистрации через представителя необходимо оформить и заверить доверенность). После подачи заявления платится госпошлина. Ее размер регламентирован Налоговым кодексом РФ и на момент написания статьи составляет 1850 руб.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). В силу п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога на имущество. Законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Пунктом 4 ст. 374 НК РФ предусмотрены виды имущества (объекты), не признаваемые объектами налогообложения. В частности, объектами налогообложения не признаются объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Чтобы разобраться, облагается ли налогом прицепное ТС, следует для начала разобраться к какой категории оно относится и чем является. Согласно определению п. 1.2 ПДД, прицеп — это транспортное средство (ТС), у которого отсутствует двигатель. Его основное предназначение — передвижение в составе с основным автотранспортом. Это же определение касается и полуприцепа.

Знаете ли вы? По официальной информации Министерства общественной безопасности Китая, в стране зарегистрировано 250 млн автомобилей. В первом полугодии 2019 г. 3,44 млн китайцев приобрели электрокары.

Прицепное ТС должно использоваться исключительно для перевозки грузов. Людей в нём транспортировать запрещено.

Прицепы для легкового автотранспорта в зависимости от грузоподъёмности делятся на 2 типа:

По предназначению они могут быть грузовыми, для специальной техники, прицепы-дачи. Каждое прицепное ТС необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить на него индивидуальный номер.

Другие нормативные источники

Приказ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (утратил силу) полностью подтверждает такую точку зрения. В частности, раздел IV пункт 12, где подчёркнуто, что прицепы, полуприцепы и другие несамоходные т/с в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не входят.
Об этом же разъяснения Минфина России в письме от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03.

Вышеперечисленными документами установлено, что физические лица и организации транспортный налог на прицепы и полуприцепы не уплачивают.

Читать также

17.07.2018

Чтобы разобраться, облагается ли налогом прицепное ТС, следует для начала разобраться к какой категории оно относится и чем является. Согласно определению п. 1.2 ПДД, прицеп — это транспортное средство (ТС), у которого отсутствует двигатель. Его основное предназначение — передвижение в составе с основным автотранспортом. Это же определение касается и полуприцепа.

Знаете ли вы? По официальной информации Министерства общественной безопасности Китая, в стране зарегистрировано 250 млн автомобилей. В первом полугодии 2019 г. 3,44 млн китайцев приобрели электрокары.

Читайте также:  КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Прицепное ТС должно использоваться исключительно для перевозки грузов. Людей в нём транспортировать запрещено.

Прицепы для легкового автотранспорта в зависимости от грузоподъёмности делятся на 2 типа:

  • до 750 кг — О1;
  • от 750 до 3500 кг — О2.

По предназначению они могут быть грузовыми, для специальной техники, прицепы-дачи. Каждое прицепное ТС необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить на него индивидуальный номер.

Паспорт транспортного средства

В п. 5 приложения 6 Конвенции перечислены категории ТС. В частности, автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены Конвенцией к категории В.

В свою очередь, в соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее — Положение), в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства (ПТС) указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией.

В строке 2 ПТС «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение ТС, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного ТС буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других ТС (например УАЗ 29892) (п. 26 Положения).

Согласно п. 27 Положения в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС необходимо учитывать при определении категории автомобиля в целях уплаты транспортного налога и ставки транспортного налога, нет.

Существует мнение, что принадлежность ТС к категории «В» автоматически означает, что данное ТС является легковым автомобилем. Такое мнение поддерживается некоторыми судами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А) и в 2007 году поддерживалось Минфином России (смотрите письмо от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17).

Однако, на наш взгляд, такое мнение неверно. Так, в приведенной классификации не употребляются такие понятия, как «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль», «автобус» и т.д. Следовательно, однозначно сказать, что, например, автобус не может быть включен в категорию «В», нельзя. В Положении расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются.

Поэтому полагаем, что отнесение ТС к категории «В» совершенно не означает, что в целях исчисления транспортного налога данное ТС следует рассматривать в качестве легкового автомобиля.

Отметим, что в настоящее время именно такой позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (смотрите письма от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1). Финансовое ведомство считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус).

Существует и судебная практика со схожими выводами (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013).

В апелляционном определении СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к «грузовым» или «легковым» автомобилям.

Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении («категории»), указанных в ПТС. Однако в рассматриваемом случае тип ТС — специальное пассажирское ТС, также не позволяет определить категорию ТС в целях налогообложения.

Читайте также:  Компенсация за задержку зарплаты: сколько должен заплатить работодатель?

Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам ТС организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями ТС в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке, таможенными органами ФТС России или подразделениями ГИБДД в порядке, установленном Положением.

Следовательно, полномочиями по отнесению ТС к тому или иному типу ТС наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения ГИБДД.

Другие нормативные источники

Приказ МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (утратил силу) полностью подтверждает такую точку зрения. В частности, раздел IV пункт 12, где подчёркнуто, что прицепы, полуприцепы и другие несамоходные т/с в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не входят.
Об этом же разъяснения Минфина России в письме от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03.

Вышеперечисленными документами установлено, что физические лица и организации транспортный налог на прицепы и полуприцепы не уплачивают.

Читать также

17.07.2018

Прицепы по честной цене от ООО ТД «СаранскСпецТехника»

Мы произвели уже более 10 000 прицепов и не собираемся останавливаться на достигнутом.

Наша задача — сделать качественные и надежные прицепы доступными для всех желающих. Для решения этой задачи мы используем как проверенные временем решения, так и собственные перспективные разработки. Например, в подвеску мы устанавливаем детали от серийных российских авто, поэтому наши прицепы просты как в обслуживании, так и в ремонте. А лазерный раскрой позволяет нашим мастерам точно подгонять детали, что увеличивает срок службы ТС.

По телефону мы всегда рады помочь вам по всем вопросам касательно прицепов: подобрать модель, уточнить условия доставки и оплаты, разъяснить технические вопросы (например, фактическую грузоподъемность прицепов) — это то, что выгодно отличает нас от конкурентов. Вне зависимости от вашего бюджета вы получите быстрое и качественное обслуживание!

Что говорит Налоговый кодекс

В пункте 2 ст. 358 НК РФ, где перечислены т/с не являющиеся объектом налогообложения, прицепы и полуприцепы не указаны. И казалось бы это прямое указание к уплате транспортного налога.

Но прочтем внимательно пункт 1 этой статьи:

“Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.”

Как видим, речь идет о самоходных машинах и механизмах, а прицепное оборудование не имеет двигателя и не может передвигаться самостоятельно. Следовательно, прицепы и полуприцепы не являются объектом налогообложения.

Элемент налогообложения

Налоговое законодательство предусматривает четкий перечень объектов, подлежащих налогообложению. Если обратиться к статье 358 НК РФ, можно увидеть полный перечень транспортных средств, за которые автовладельцы обязаны уплачивать налоги.

Чтобы понять, относится ли прицеп к элементу налогообложения, необходимо разобраться, что подразумевается под данным термином.

Прицеп относится к виду движимого имущества, которым не может управлять физическое лицо и не способным передвигаться самостоятельно, в силу отсутствия механических деталей.

Законодательные акты не регламентируют необходимость постановки таких средств на налоговый учет, так как их передвижение без автомобиля не представляется возможным.

Единственный налог, от которого не освобождены автовладельцы – с продажи прицепов. Но даже здесь имеется исключение. Если прицеп находится во владении свыше 3 лет и стоимость продажи не превышает 250 000 рублей, оплачивать налог не потребуется.

При рассмотрении вопроса, касающегося прицепов, важно учесть еще ряд особенностей. В частности, груз в прицепном ТС не должен выходить за габариты сзади более, чем на 2 м, а по ширине — 2,55 м. Суммарная высота изделия и груза должна быть до 4 м от поверхности дорожного покрытия.

Если груз выходит за габариты сзади более чем на 100 см или по бокам более 40 см, требуется крепить знак «Крупногабаритный груз». Если транспорт перемещается ночью, в передней части нужно крепить осветительное устройство или белый отражатель, а сзади фонарь или красный отражатель.

По законодательству в прицепном устройстве разрешено перевозить только грузы, а транспортировка людей исключена. Кроме того, нельзя перевозить изделия, отличающиеся легкостью воспламенения и взрывоопасностью. К таким предметам можно отнести газовый баллон, а также канистру с топливом. Если инспектор обнаруживает нарушение, он вправе оштрафовать автовладельца и даже задержать транспорт.

Читайте также:  Завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Стоит выделить еще один важный момент. Транспортируемый груз не должен препятствовать движению, ухудшать обзорность или влиять на устойчивость машины. Кроме того, нельзя, чтобы объект закрывал световые приборы, знаки регистрации или опознания ТС.

Большинство водителей имеет водительскую категорию «B» и обычно этого вполне достаточно.

Так, лёгкие автоприцепы не потребуют никаких изменений в документах, причём их можно цеплять к чему угодно, будь то грузовик, автобус или легковое авто.

Для остальных есть один нюанс: если их масса свыше 750 кг и при этом они тяжелее автомобиля без учёта нагрузки, максимальный вес состава не может превышать 3,5 тонны.

Например, к машине весом в 2 т можно присоединить технику до 1,5 т, не усовершенствуя свои навыки. Если же прицепить необходимо больший вес, тогда требуются права категории «E».

То есть, если автовладелец захочет прицепить к своей малолитражке дачу на колёсах, неизбежно посещение автошколы и, кроме того, обязателен практический экзамен в ГИБДД. Всё это выльется в сумму 15-30 тысяч на обучение, плюс государственная пошлина 2000 рублей.

Страховка ОСАГО на прицеп

Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.

Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2019 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.

Рассчитать стоимость полиса для использования прицепа можно с помощью следующего калькулятора:

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • прицеп выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Ответственность при неуплате утилизационного сбора

Законодательство предусмотрело ответственность за неуплату утилизационного сбора на прицеп. Так, в соответствие с Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 г. № 81) если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора на бланке ПТС установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора – таможенные органы информируют плательщика в течение 10 дней, направив заказное письмо с уведомлением.

В течение 20 дней после получения письма утилизационный сбор необходимо уплатить или произвести доплату. В противном случае денежные средства будут взыскиваться в судебном порядке.

Как уже отмечалось выше, прицепы и полуприцепы не входят в перечень пункта 1 статьи 358 НК РФ, соответственно и не подлежат налогообложению. Данное утверждение распространяется на все виды прицепов, независимо от их массы, объема и формы собственности.

Иногда налоговики в силу своей неопытности либо недобросовестности начисляют владельцам транспортный налог, тем более что для собственников прицеп является транспортом. Поэтому вопрос начисляется ли транспортный налог на прицепы у них не вызывает никаких сомнений, они уверенны, что ответ положительный.

Если случилось так, что налоговая предъявляет претензии по уплате налога, каждому собственнику прицепов следует обратиться к законодательству РФ и направить в письменном виде жалобу в соответствующие органы для разрешения споров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *