Шашечки в сетях бюрократии: с 1 сентября такси станет меньше, а поездки — дороже

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шашечки в сетях бюрократии: с 1 сентября такси станет меньше, а поездки — дороже». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Второй вариант получения легальной работы в такси для гражданина, если он не является ИП и не может оформить лицензию на себя в установленном порядке — заключение договора с таксомоторной компанией. Он может работать на нее по трудовому договору как обычный наемный сотрудник (уплачивая 13% НДФЛ с заработка), или как самозанятый — но только по гражданско-правовому соглашению. В обоих случаях возможна работа на машине, принадлежащей самому физлицу. Но, поскольку лицензию на такси человек, не имея статуса ИП, оформить не сможет, он «делегирует» право на ее оформление работодателю, предоставляя (по отдельному договору) свою машину ему в аренду.

Разрешение или лицензия

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Нормативно-правовая база

Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.

Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.

Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:

  • необходимость и порядок получения разрешений на такси;
  • требования к автомобилям, перевозящим людей;
  • контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году?

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке

    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором

    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

  3. Поиск заказов самостоятельно

    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Читайте также:  Отказ от отцовства. Варианты по закону, юридические последствия

Как оформить разрешение на такси самозанятым?

hidden>

Разрешение на такси выдается ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не смогут. Однако некоторые агрегаторы могут оформить самозанятого как партнёра, в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.

Как сделать лицензию (разрешение) таксиста самозанятым гражданам? Если водитель хочет заниматься перевозкой пассажиров в статусе «такси», то ему придётся сначала оформиться как ИП, получить разрешение и только потом переоформляться как самозанятый.

В большинстве субъектов РФ подать заявку на получение разрешения на такси можно онлайн. Для этого нужно зайти на сайт Госуслуг и ввести в поиске «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

В открывшемся окне сразу появится название органа, отвечающего за выдачу документа, а также информация о сроках рассмотрения заявления и стоимости услуги.

Кто такие самозанятые

Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.

В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят. В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения. Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.

По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.

Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.

Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.

Специальный налоговый режим для самозанятого гражданина предполагает только один платеж в бюджет — налог на профессиональный доход. Ставка унифицирована и максимально низка: 4% при работе с физ лицами, 6% — если работа ведется с компаниями и ИП. Встать на учет и вести отчетность можно без регулярных визитов в налоговую: достаточно скачать приложение «Мой налог».

Кто-то отнесся к эксперименту скептически. Однако, согласно отчетам ФНС, все больше людей оформляют самозанятость. В основном на территории Москвы, но есть такие и в других регионах РФ, где действует такой режим.

То есть, сначала нужно открыть ИП.

Как правильно это сделать, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать быстро и без ошибок, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.

А потом зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Как зарегистрироваться в качестве плательщика НПД см. в материалах:

Далее нужно подать заявление в департамент транспорта в местной администрации и получить соответствующую лицензию о том, что автомобиль соответствует всем необходимым для перевозки пассажиров характеристикам.

Читайте также:  Жизнь в городе: Спрашивали? Отвечаем!

ВНИМАНИЕ! В отношении одного автомобиля выдается только одно разрешение. Реестр выданных разрешений на такси публикуется на официальном сайте администрации муниципалитета.

Самозанятые ИП, работающие в такси, передают сведения о доходах через спец. приложене «Мой налог» и уплачивают 4% от суммы дохода при работе с физлицами и 6%, если доход поступил от юрлица или ИП.

Самозанятым ИП разрешили не платить фиксированные старховые взносы, которые в обязательном порядке упалчивают ИП на других режимах налогообложения. Но в этом случае у них не идет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии.

Кто признается самозанятым?

Тестовый режим самозанятости берет свое начало в 2019 году. Изначально он вводился в четырех регионах РФ: в Москве и в Московской области, в Калужской области, в Татарстане и в СПБ.

На сегодня для регистрации статуса самозанятого таксиста с собственным автомобилем существуют специальные программы, которые позволяют выбирать заказы, производить автоматическую оплату тарифов и отправлять отчеты о своей работе. Таким образом, любой гражданин получает возможность дополнительной подработки. Однако не все так просто. Перевозку пассажиров нельзя назвать легким занятием. В случае возникновения конфликтов с клиентами, недовольный пассажир вправе потребовать у водителя документ, подтверждающий легальность осуществляемой им деятельности. Это – лицензия для самозанятых таксистов. Такую бумагу может потребовать и сотрудник ГИБДД, поэтому ее наличие крайне важно для того чтобы услуги такси считались безопасными и законными.

Вам также будет интересно:

Как получить лицензию?

Как же все-таки самозанятому получить лицензию? В первую очередь потребуется зарегистрироваться в качестве ИП. На перевозку пассажиров и багажа в такси должно быть выдано законное разрешение, которое отражается в базе данных ГИБДД, Минтранса и ЦОДД.

После того как самозанятый гражданин получает допуск к занятию предпринимательством, он вправе получить лицензию. Даже при условии, что гражданин получит статус самозанятого, но не будет иметь разрешения на автомобильную перевозку, он не вправе работать в такси. В противном случае это может обернуться штрафом и лишением водительского удостоверения.

Получить лицензию можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, широкое разнообразие которых представлено на рынке данных услуг.

Для чего нужна лицензия самозанятому

Кроме того, что госдума приняла положение о том, что самозанятой таксист без соответствующего разрешения не имеет права осуществлять пассажирские перевозки и граждане, проигнорировавшие данное требование будут наказаны вплоть до лишения водительских, получение лицензии имеет и свои видимые преимущества:

  • не нужно платить процент от дохода в пенсионный фонд;
  • льготы на налогообложение до достижения определенной суммы, что позволяет таксистам в начале работы существенно сэкономить;
  • простота регистрации в больших компаниях такси, включая Яндекс.Такси, где не нужно ездить по местам большого скопления людей и тратить время на ожидание клиента;
  • многие фирмы предлагают акционные предложения для водителей с лицензией на первое время сотрудничества.

Стоит упомянуть, что для того, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, необходимо зарегистрировать своё ИП.

Как работает лицензия на такси для водителей?

Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.

Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:

  • доверие со стороны клиентов;
  • возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
  • защита от контролирующих органов.

В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:

  • знание водителем русского языка;
  • гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
  • безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
  • прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
  • возврат вещей, забытых в машине после поездки.

Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.

Законопроект, о котором идет речь, уже внесен в Государственную думу. Как рассказал «Реальному времени» один из его авторов, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов, документ уже согласован Администрацией президента и агрегаторами такси, а сейчас находится на согласовании в регионах. Этот процесс займет какое-то время, однако, как полагает Фаррахов, до конца года у законопроекта есть все шансы быть принятым. Правда, со стороны федерального Минтранса документ встретил некоторое противодействие.

— Минтранс [РФ] против того, чтобы самозанятые физлица могли получать разрешения на работу в такси. В ведомстве опасаются, что из-за этого могут возникнуть проблемы, потому что считают, будто физлица — недостаточно ответственные люди. Но мы думаем, что именно с невозможностью получить лицензию связано то, что рынок такси сегодня — это достаточно «серая» зона: половина водителей «бомбит», и все об этом знают, — рассуждает Фаррахов.

Кто такие самозанятые

Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.

В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят. В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения. Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.

По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.

Читайте также:  Как поменять права по истечении срока 10 лет через Госуслуги и МФЦ?

Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.

Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.

Как оформить разрешение на такси самозанятым?

hidden>

Разрешение на такси выдается ИП и юрлицам. Самозанятые граждане получить его не смогут. Однако некоторые агрегаторы могут оформить самозанятого как партнёра, в случае, если водитель арендует транспорт у таксопарка.

Как сделать лицензию (разрешение) таксиста самозанятым гражданам? Если водитель хочет заниматься перевозкой пассажиров в статусе «такси», то ему придётся сначала оформиться как ИП, получить разрешение и только потом переоформляться как самозанятый.

В большинстве субъектов РФ подать заявку на получение разрешения на такси можно онлайн. Для этого нужно зайти на сайт Госуслуг и ввести в поиске «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

В открывшемся окне сразу появится название органа, отвечающего за выдачу документа, а также информация о сроках рассмотрения заявления и стоимости Услуги.

Примеры деятельности на “Мой налог”: бухгалтер, бухгалтерия, консультирование, риэлтор, страховые услуги, услуги курьера, финансовые услуги

Многие специалисты, работающие в финансовой отрасли, могут тоже стать самозанятыми. Например, все больше бухгалтеров отказываются от штатной работы в пользу фриланс-сотрудничества с разными организациями, самостоятельно выбирая клиентов. Самозанятость невозможна при условиях, приведенных в начале статьи, и если деятельность бухгалтера похожа на трудовые отношения. То есть ежедневную работу с утра до вечера, премирование и ответственность за нарушение корпоративных правил.

Более понятные и простые правила уплаты налогов стали и для риэлторов, работавших ранее как ИП. Но стоит отметить, что самозанятый агент по недвижимости может заниматься не всем. Нельзя работать в интересах других лиц (ИП или ООО), работая по поручительским, комиссионным и агентским договорам, нельзя сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет после расторжения трудового договора, а еще — учитывать доход от сдачи в аренду нежилой и коммерческой недвижимости.

Плюсы и минусы перевозки пассажиров

Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.

Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.

Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.

Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.

Как работают самозанятые в Яндекс.Такси

Агрегатор Яндекс.Такси предлагает самозанятым множество возможностей и ставит выгодные условия сотрудничества на арендуемой машине. Благодаря удобному мобильному приложению автолюбитель может моментально получать заказы от пассажиров.

Чтобы официально устроиться на работу, нужно:

  • установить на смартфон мобильное приложение «Таксометр»;
  • пройти регистрацию, указать номер мобильного;
  • выбрать в приложении пункт «Стать водителем-партнером»;
  • скачать на смартфон приложение «Мой налог», верифицироваться;
  • синхронизировать приложения «Мой налог» и «Таксометр»;
  • в приложении «Таксометр» изучить правила, подтвердить согласие на работу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *