Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица штрафов для поставщиков за нарушения по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность в сфере учреждения и проведения торгов регламентируется законодательством и обязывает их организатора выполнять ряд требований:
• опубликовать извещение о проведении аукциона не позже чем за 30 дней до его начала;
• в случае отказа от проведения торгов возместить убытки их участникам, при этом отказ от аукциона должен быть зарегистрирован не позднее чем за 3 дня до начала, от конкурса – не позже чем за 30 дней;
• подписать протокол, равносильный договору, с победителем торгов в день их проведения;
• в случае уклонения от подписания договора возместить убытки в размере, превышающем сумму задатка, внесенного победителем для оплаты своего участия.
Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика
Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.
Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.
При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:
- Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
- В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
- Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.
Чтобы отозвать заявку, поданную на участие в открытой электронной закупке, необходимо сформировать с использованием функционала электронной площадки отзыв и подписать его электронной подписью.
Если участник отзывает свою заявку до окончания срока её подачи, то она считается отозванной с момента подписания отзыва на электронной площадке. В случае если заявка отзывается с момента подведения итогов закупки до размещения в ЕИС проекта контракта — с момента, когда оператор площадки направил отзыв заказчику и в ЕИС.
Если конкурс закрытый или аукцион проводится не в электронной форме, то отзыв заявки нужно направить заказчику. С момента его получения заказчиком заявка считается отозванной (ч. 11 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).
Госзаказ является гражданско-правовым договором осуществления работ, поставки продукции или оказания услуг в рамках государственных задач, предусмотренных госбюджетом. Процесс регламентируется статьями 525-534 и 763-768 ГК РФ, 44-ФЗ и прочими нормативными актами в зависимости от нюансов торгов. Статус госзаказчика могут иметь бюджетные учреждения, муниципальные и госорганы, которые при размещении заказа обязаны соблюдать «Положения о закупках».
Торги начинаются с публикации заказчиком на федеральном или региональном сайте оповещения об организации закупки. В документации указывают все необходимые условия:
- сроки подписания контракта и выполнения работ;
- обязательства и стоимость;
- порядок финансирования;
- требуемое качество товара, услуг, работы;
- прочие условия.
Потенциальные конкурсанты регистрируют заявки и позже в зависимости от решения конкурсной комиссии получают оповещения об участии в торгах. Обязательное условие участия в закупках – финансовое обеспечение заявки в размере от 0,5% до 5% стоимости контракта.
Отказ или уклонение победителя от заключения контракта приводит к штрафным санкциям, при которых выступившие в роли обеспечения заявки средства остаются у заказчика либо изымаются у банка, оформившего гарантию обеспечения заявки. Помните, выданная банком гарантия имеет ограниченный срок действия. Если выполнение контракта затягивается, не забудьте вовремя получить новый документ.
Эксперты по комплаенсу оценят уровень опасности тех или иных рисков в конкретной закупке и защитят компанию во время участия и подписания контракта.
Как снизить риски при заключении госконтракта
Закупка, как неотъемлемый элемент бизнеса, сопровождается рисками. Неблагоприятные события приводят к упущенной выгоде, финансовым потерям, безрезультативности, потере репутации и прочим неприятным последствиям. Предупрежден – значит вооружен. Рассмотрим риски, которые могут возникнуть у подрядной компании при участии в торгах и заключении госконтракта:
- Организационные. Подача неполного пакета документов, заявки с неверной и неактуальной информацией или неправильным оформлением, просрочка подачи заявки. Все это влечет за собой снятие с закупка. Также сюда относится увеличение стоимости контракта, которое способствует росту потенциального дохода, но вместе с тем повышает риск проиграть. Это связано с ошибочными прогнозами ценовых конкурентских предложений, издержками по выплате зарплаты работникам и так далее.
- Финансовые (внутренние и внешние). Невыполнение гарантийных обязательств и финансовая неустойчивость компании. Главный критерий для всех закупок – отсутствие задолженностей. Внешние риски включают недобросовестность контрагента и упущенную выгоду, возникающую вследствие срыва какого-либо мероприятия.
- Кадровые. Помимо халатности и некомпетентности сотрудников сюда можно отнести отсутствие необходимых кадров в месте производства работ. Привлечение специалистов из других регионов влечет за собой дополнительные расходы.
- Инфляционные. Крупные закупки могут длиться до двух месяцев. Подписание контракта тоже занимает много времени, а выполнение договора порой длится не один год. Поскольку утвержденная цена не подлежит изменениям, важно предусмотреть инфляционный риск на стадии формирования предложения.
- Логистические. Такие риски сопровождаются сложностью и финансовыми затратами на доставку оборудования и материалов в труднодоступные регионы.
- Коррупционные. Торги проводятся формально, а условия уже прописаны для определенного юридического лица. Заказчик может быть в сговоре с будущим исполнителем и намеренно выставлять убыточную цену, чтобы позже применить пункт об изменении цены в случае обстоятельств непреодоленной силы и поднять стоимость. Если закупка составляется для конкретной организации, документация обычно включает требования, присущие нужному подрядчику.
- Природно-климатические. Риски связаны с географическим местоположением объекта и жесткими климатическими условиями, способными негативно повлиять на реализацию проекта.
- Репутационные. Угроза для компании попасть в реестр недобросовестных поставщиков в случае невыполнения в срок своих обязательств.
- Форс-мажорные. Нанесение вреда оборудованию, здоровью физических лиц вследствие непредвиденных обстоятельств, халатности других работников, стихийных бедствий.
- Политические. Изменения государственной политики, законодательства внутри страны или за ее пределами приводит к убыткам или недополучению прибыли.
- Информационные. Искажение сведений со стороны заказчика или организатора закупки.
Любой государственный контракт первым делом ориентирован на защиту интересов заказчика. Исполнители не могут включать в контракт свои условия или корректировать предложенные госзаказчиком, иначе рискуют потерять репутацию. Чтобы успешно работать с госзакупками, нужно внимательно подходить к таким сделкам и скрупулезно анализировать все возможные риски.
Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.
Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:
- Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
- Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
- Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
- Предписание антимонопольного органа.
- Решение по результатам общественных обсуждений.
- Форсмажорные обстоятельства.
Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.
Как отменить электронный аукцион ?
Если нарушите порядок отмены аукциона, ФАС обяжет заказчика провести закупку, а контрактный управляющий заплатит штраф в 30 000 руб. Рассказываю, как отменить аукцион правильно с учетом практики ФАС и судебных споров. Заказчик вправе отменить электронный аукцион.
Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Аукцион отменяют:
- при нехватке средств;
- из-за ошибок в документации;
- по итогам общественного обсуждения закупки;
- по предписанию контрольного органа;
- по решению суда.
Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАС
Заказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:
- установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
- составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
- прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
- указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.
Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).
Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?
Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.
Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.
Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.
Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?
Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.
Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?
Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015). Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14). Совет: как отменить аукцион, если вышел срок
Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.
Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Пример: о нарушении срока отмены закупки
1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС.
Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года.
По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.
Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:
- заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
- заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
- подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.
Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).
2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе.
Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год.
Нарушения в сфере интеллектуальной собственности
Большинство известных маркетплейсов включают в свою зону ответственности защиту авторских прав. Это связано с тем, что неправомерные действия относительно интеллектуальной собственности могут приводить к искам на миллионы. Такое уже случалось на практике.
И хоть отвечают за подобные нарушения преимущественно сами продавцы, торговые площадки заботятся о собственной репутации. Поэтому стараются отслеживать и предотвращать неприятные ситуации. Соответствующие пункты прописываются в договорах с партнерами.
В случае нарушения авторских прав селлеру грозят:
- значительный штраф, если это предусмотрено правилами маркетплейса, на котором он работает;
- иск на сумму до 5 000 000 рублей и необходимость отстаивать интересы в суде;
- временные ограничения работы на площадки (ограниченный доступ к рекламным инструментам, запрет на продажу и прочее);
- вечный бан на маркетплейсе;
- финансовые и репутационные потери, закрытие бизнеса.
Письмо отказа поставщика от конкурса
Вы вынуждены отказать, но не хотите портить себе репутацию.Каждая из этих ситуаций потенциально опасна для вашего успеха. Но аккуратно составленное деловое письмо об отказе от участия в мероприятии поможет честно предупредить о своей позиции, не усугубляя текущего положения. Возможно, вы не укрепите отношения с партнером таким образом – но вы их и не испортите.
Отказы – нормальная практика в деловом мире. Чем раньше вы научитесь корректно их преподносить, тем лучше. Как оформить письмо-отказ? Реквизиты любого делового письма с официальным отказом соответствуют обычным реквизитам для делового письма фирмы.
Письмо отказ должно содержать четкую формулировку отказа + четкое объяснение причин, по которым принято решение отказать: «Несмотря на технически грамотный проект, мы вынуждены пока отказаться от Ваших услуг. Поскольку затраты, которые будет вынуждена нести наша компания, как в период окупаемости проекта, так и после, превосходят наши текущие затраты» «При этом мы приняли решение о невозможности в данный момент принять Ваше предложение. Это связано с тем, что …» «К сожалению, в данный момент позитивное решение принято нами в пользу другого кандидата, чей профессиональный опыт более соответствует объему и сложности решаемых в данной должности задач».
6.
Оформление отказа от заключения контракта
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победившим участником аукциона необходимо составить соответствующий протокол. Документ подлежит размещению в ЕИС в течение следующего рабочего дня после того, как заказчик обнаружил основания, которые не позволяют ему заключить контракт.
После этого нужно известить самого поставщика — на это заказчику отводится не более двух рабочих дней. Уведомляется победивший участник аукциона направлением протокола об отказе от заключения контракта. Он также вправе обжаловать решение заказчика.
Денежные средства, которые победитель аукциона перечислил заказчику в качестве обеспечения контракта, следует вернуть. Ведь контракт стороны не заключили, а значит, обязательства, которые обеспечиваются этими денежными средствами, так и не наступили.
На то, чтобы возвратить деньги поставщику, у заказчика есть максимум 5 рабочих дней. Отсчет начинается с даты отказа от заключения контракта. Если заказчик этого не сделает, то нарушит статью 1102 Гражданского кодекса и получит необоснованное обогащение.
Отказ от участия в тендере после подачи заявки
Различные процедуры торгов предусматривают различные условия выхода из тендерной гонки. Но в любом случае сделать это нужно до момента окончания приема предложений.
- Проще всего, если вы подали заявку на электронный аукцион. В этом случае достаточно зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку “Отозвать”. Средства обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
- Чуть сложнее с запросом котировок. Процедура предполагает возможность отказа от участия в тендере, только если заказчик внес изменения в извещение. Тем не менее отозвать заявку можно в любом случае: по закону заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной. Пришлите вторую, и вашу кандидатуру рассматривать не будут.
- При отказе от участия в открытом конкурсе следует направить заказчику уведомление. Сделать это нужно до момента завершения приема заявок, в той же форме, в какой вы получили конкурсную документацию: бумажной или электронной. В первом случае логично воспользоваться услугами курьера, а не отправлять бумаги почтой, так как велика вероятность не уложиться в сроки. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере. Вернуть обеспечение заявки заказчик обязан в течение 5 дней.
Без откатов и связей: как выигрывать тендеры — Личный опыт на vc. ru
Помимо этого, возможно возникновение случаев, препятствующих заключению договора неодобрение компетентным органом со стороны заказчика крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, для тех видов заказчиков, для которых в действующем законодательстве выделяются указанные выше особые категории сделок. Как отказаться от выигранного тендера, на какую мотивацию можно сослаться. Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации далее — ГК РФ , Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации ч. Доработки возникают всегда, и вносить их обязательно, чтобы оставить заказчика довольным.
Отказ от участия в тендере
Госзакупки РК Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ под ред. Помимо этого, возможно возникновение случаев, препятствующих заключению договора: неодобрение компетентным органом (со стороны заказчика) крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, для тех видов заказчиков, для которых в действующем законодательстве выделяются указанные выше особые категории сделок. ФАЙЛЫ Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Нам достался тендер по 223-ФЗ, где пакет определяет заказчик.
Если по итогам аукциона ценовое предложение занимает ниже третьего места, и это зафиксировано в протоколе подведения итогов, участник имеет право отказаться от дальнейшего участия в тендере и отозвать предложение. Нарушителям грозят штрафы до половины сумм контрактов.
- ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
- ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
- п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
- ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.
Если в процессе уточнения либо корректировки бюджета проекта бюджета сократили расходы на приобретение товаров, работ и услуг ТРУ , предусмотренных в утвержденном уточненном годовом плане предварительном годовом плане. Напишите заявление, сошлитесь на отсутствие свободных денежных средств.
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.
В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Типичные нарушения и взыскания
Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:
- просрочка исполнения условий контракта;
- поставка товаров или оказание услуг низкого качества.
При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.
Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей.
Заказчики допускают следующие нарушения:
- нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
- незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
- нарушение порядка приемки товара.