Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в прессе или Интернете появилась заведомо недостоверная или ложная информация, которая порочит имидж или репутацию бизнеса, то его собственнику (уполномоченному лицу) следует сразу же обратиться к главному редактору СМИ, чтобы заставить его удалить такие сведения.
На что можно пожаловаться
Для создания положительного имиджа и популяризации реализуемых товаров (услуг) компании тратят колоссальные финансовые ресурсы на свое развитие, совершенствование линейки продуктов, разработку торговых марок и их рекламу. Но все это может не привести к желаемому результату, если ее конкурент решит действовать незаконными методами, такими как:
- Распространение заведомо неточных, искаженных и ложных сведений. Под этим подразумевается любое публичное сообщение (в том числе и в Интернете) о фактах или событиях, которых точно не было в действительности. Кроме того, нарушением может считаться то обстоятельство, что конкурент сообщил о себе ложные сведения (например, указал в качестве своего постоянного клиента какую-то известную личность), чтобы улучшить имидж своей компании.
- Некорректное сравнение товаров или услуг для дискредитации компании или ее продукции. За счет этого у потребителей формируется предвзятое отношение, и они начинают все чаще приобретать товары только определенного производителя.
- Распространение недостоверных сведений о месте производства, качестве товара, его свойствах и условиях использования. Чтобы получить конкурентное преимущество, компания может указать на использование эксклюзивных технологий или публиковать на своем сайте заведомо ложную информацию о низком качестве товаров конкурентов.
- Введение в оборот нового товара с использованием результатов чужой интеллектуальной деятельности (другого предприятия или организации). Типичный пример – это когда новая компания при выходе на рынок регистрирует торговую марку, внешний вид которой имеет много общего с популярной торговой маркой другого предприятия. Как вариант, чтобы быстро увеличить объемы сбыта без больших денежных вложений, может использоваться другой эффективный прием недобросовестной конкуренции: продажа товара в упаковке, цвет, форма и оформление которой полностью идентичны фирменной упаковке узнаваемого бренда.
- Использование, получение и разглашение информации, которая является коммерческой тайной (это может быть состав ингредиентов продукции, технологический процесс и т. д.). Под этим подразумевается нарушение режима конфиденциальности, что приводит к убыткам и финансовым потерям.
- Реализация планомерной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов. В большинстве случаев речь идет о демпинге – намеренной продаже товаров по заниженной цене (даже ниже себестоимости).
- Силовое воздействие: поджоги, шантаж, физическое устранение, демонстрация силы и т. д.
- Уклонение от налогов через серую зарплату: конкурент выплачивает работникам минимальный оклад официально, а оставшуюся сумму выдает наличными.
- Прием на работу нелегальных сотрудников, готовых трудиться без соцпакета и трудового договора.
Некорректное сравнение
Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.
Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.
Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.
Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.
о нарушении антимонопольного законодательства
Заявление оформляется в произвольной форме, описательная часть заявления должна содержать:
— сведения о лице, в отношении которого подано заявление (для юридических лиц: организационно-правовая форма, наименование, юридический, почтовый адреса, Ф.И.О. руководителя; для физических лиц: Ф.И.О., адрес);
— описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты;
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий.
Документы и сведения, составляющие коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну необходимо пометить грифом «ДСП», «конфиденциально» или «коммерческая тайна».
В заключительной части необходимо указать:
— существо требований.
Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к финансово-бюджетной сфере:
В соответствии с п.6 (1) постановления Правительства Москвы от 11.03.2014 № 112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере» (в радакции постановления Правительства Москвы от 13.03.2018 N 185-ПП) обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Главное контрольное управление города Москвы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в финансово-бюджетной сфере только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
На официальном портале Мэра и Правительства Москвы (далее – Портал) реализован дополнительный функционал по входу на Портал при помощи единой системы идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) пользователей, ранее зарегистрированных на федеральном ресурсе «Госуслуги».
Для авторизации необходимо нажать «Войти» в верхней правой части Портала Мэра и Правительства Москвы, далее нажать «Другие способы входа» и выбрать «Госуслуги». В обращении, направленном в Главконтроль, будет отображена информация об аутентификации пользователя через ЕСИА.
Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.
Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.
В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.
Время, отведенное законом антимонопольной службе для принятия решения по жалобе, варьируется в зависимости от оснований жалобы. Так:
- жалобы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений Закона РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд» – до 5 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере рекламы, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в градостроительной деятельности, рассматриваются в срок от 7 до 14 дней;
- жалобы, касающиеся нарушений в сфере закупок и услуг, регламентированной Законом РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд», рассматриваются в течение 7 дней.
В любом случае минимальное значение срока для рассмотрения является установленным по умолчанию. Дни свыше минимального срока могут быть использованы только при необходимости сбора дополнительной информации.
Недобросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция – один из наиболее частых предметов жалоб в ФАС. Пункт 9 статьи 4 Закона 135-ФЗ содержит следующее понятие «недобросовестной конкуренции»: это «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».
На первый взгляд, это довольно размытое определение с весьма внушительным перечнем условий, при которых действия признаются недобросовестной конкуренцией.
Из данного определения принято выделять четыре критерия недобросовестной конкуренции (антимонопольная служба в своих решениях тоже выделяет эти критерии):
- осуществление действий хозяйствующим субъектом — конкурентом;
- направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
- противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.
Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?
Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.
Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:
- шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
- описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
- мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
- просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.
После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.
Когда в рассмотрении заявления могут отказать
Существует ряд причин, по которым Вам могут отказать в рассмотрении заявления:
- многие придают своему заявлению эмоциональный окрас, употребляют нецензурную брань или же оскорбляют нарушителя. Все это очень необдуманные и глупые решения, такую жалобу никто не будет рассматривать;
- текст нечитабелен;
- текст написан транслитом, капсом или же не разделен на предложения, абзацы;
- заявление заполнено не по форме, не содержит всю необходимую информацию;
- заявление содержит вопросы, на которые уже был дан ответ;
- если для ответа нужно раскрыть государственную тайну или любую секретную информацию, Вы получите отказ.
Образец заявления в ФАС о недобросовестной конкуренции
Согласно части 1 статьи 23 закона «О защите…» от 27.06.2006 № 135-ФЗ уполномоченный орган обязан принимать и рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам недобросовестной конкуренции.
Таковым органом, в силу пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 30.06.2004 № 331, является ФАС РФ.
При этом законодательство не указывает на специальные требования к такому обращению, поэтому при его составлении практики придерживаются общепринятых юридико-технических норм.
Таким образом, обращение должно содержать:
При составлении обращения на бумажном носителе желательно использовать фирменный бланк организации. Также необходимо поставить подпись руководителя и печать (если имеется).
Обращение может быть оформлено и в электронном виде.
В этом случае документ подтверждается ЭЦП. К обращению при необходимости следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие доводы заявителя.
Основные полномочия ФАС
Основные полномочия ФАС России прописаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» и в Федеральном законе «О защите конкуренции».
Итак, согласно действующему законодательству, Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия:
- Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства физическими и юридическими лицами, некоммерческими организациями, внебюджетными фондами и т.д.;
- Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- Осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- Возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- Обращение в органы в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- Обращение в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства;
- Участие в судебном рассмотрении дел, связанных с применением и/или нарушение антимонопольного законодательства;
- Ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- Размещение в интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц.