Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификация и маркировка опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2013 процедура получения водителем ДОПОГ претерпела ряд изменений. Если раньше можно было просто оплатить обучение, в течение одного дня прослушать лекции и получить желаемый документ, то сегодня эта процедура займёт несколько более длительный период. Оплатить обучение всё так же нужно, а затем придётся прослушать курс лекций в течение 4 дней. Только после этого обучаемый будет допущен к процедуре сдачи экзамена. Экзамен будет сдан лишь в том случае, если ошибочные ответы не будут составлять более 5%. В противном случае экзаменуемый получит отказ от выдачи свидетельства ДОПОГ.
Нормативные документы
Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.
Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.
Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:
-
рекомендации ООН;
-
дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
-
типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.
Классификация опасных грузов
В соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) выделяются следующие классы опасных грузов:
Класс 1 | Взрывчатые вещества и изделия |
Класс 2 | Газы |
Класс 3 | Легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества |
Класс 4.2 | Вещества, способные к самовозгоранию |
Класс 4.3 | Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой |
Класс 5.1 | Окисляющие вещества |
Класс 5.2 | Органические пероксиды |
Класс 6.1 | Токсичные вещества |
Класс 6.2 | Инфекционные вещества |
Класс 7 | Радиоактивные материалы |
Класс 8 | Коррозионные вещества |
Класс 9 | Прочие опасные вещества и изделия |
Стоимость удостоверения
К процедуре обучения и сдачи экзаменов можно подготовиться самостоятельно и заранее. В интернете всегда можно найти и лекции, и варианты вопросов к экзаменам. Стоимость обучения колеблется очень существенно. Это зависит от региона, в котором водитель получает разрешение. В этом году за полный курс лекций и экзамены требовалось отдать от 4 до 9 тысяч рублей. Сколько стоит ДОПОГ на перевозку опасных грузов в вашем регионе, можно узнать, связавшись с аккредитованными центрами.
Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.
Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».
Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.
Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:
- Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
- Перевозка особо опасного груза;
- Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.
Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:
- Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
- Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
- При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.
Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:
- Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
- Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
- Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.
Требования к транспорту: как оборудовать автомобиль для перевозки опасных грузов?
Предъявляются следующие требования к оборудованию спец техники для транспортировки ОГ: Наличие защитного устройства, препятствующего случайному выпадению цистерн, баллонов или батарей. Топливный бак изолирован металлическими прокладками Аккумулятор расположен в вентилируемом отсеке. Клеммы изолированы. Наличие специальной маркировки и проблесковой лампы для привлечения внимания других участников дорожного движения. Глушитель выводится в передней части автомобиля Вся электропроводка уложена в изоляционный материал Наличие выключателя бортового питания от аккумулятора Транспортное средство оборудован спутниковой навигацией ГЛОНАСС или GPS Дабы обеспечить безопасность перевозки, запрещено брать на буксир свыше одной машины с ОГ и перевозить более одного полуприцепа с опасными грузами.
Классификация опасных грузов
- 1 класс — Взрывчатые вещества и изделия;
- 2 класс — Газы;
- 3 класс — Легковоспламеняющиеся жидкости;
- 4 класс — Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные, полимеризирующиеся и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества; вещества, способные к самовозгоранию и выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
- 5 класс — Окисляющие вещества, органические пероксиды;
- 6 класс — Токсичные и инфекционные вещества;
- 7 класс — Радиоактивные материалы;
- 8 класс — Коррозионные вещества;
- 9 класс — Прочие опасные вещества и изделия.
Параметры автотранспорта
«Во-первых, следует определиться с видом груза, который классифицируется по различным основаниям:
По классу опасности: груз повышенной опасности требует согласовывать маршрут движения; просто опасный груз можно перевозить различными видами транспорта, в зависимости от наличия соответствующих условий. К примеру, есть газы, которым нужна для перевозки низкая температура, т. е. транспорт должен быть оборудован рефрижератором.По погрузке/разгрузке грузы могут быть наливными, штучными, навалочными. Штучными считаются грузы в упаковке (мешках, тюках, ящиках) и без упаковки. Тут необходимо подбирать транспорт с учетом формы, объёмного веса», — поясняет начальник логистики ООО «ДОПОГ-Транс» Дмитрий Петров.
Во-вторых, необходимо удостовериться, что машина отвечает всем стандартам, прописанным в ГОСТ и ДОПОГ.
«Для оформления ДОПОГ автомобиль должен соответствовать ряду условий. К примеру, вся электропроводка должна быть надежно защищена от различных воздействий, а электрооборудование при возможном ударе не воспламенялось.
Топливные баки должны быть герметично закрыты, двигатель должен располагаться так, чтобы не повредить груз. Для автомобилей более 3,5 тонн необходимо устройство ограничения скорости. Все перечисленные технические меры являются внесением изменений в конструкцию ТС и подлежат регистрации в установленном порядке», — отмечает Дмитрий Петров.
Кроме того, автомобиль должен быть соответствующе промаркирован. Для этого используют особый окрас, знаки и надписи. Так, едкие соединения перевозят в цистернах, имеющих жёлтый окрас с чёрными продольными полосами.
Взрывоопасные материалы маркируют изображением чёрной бомбы, ядовитые соединения — черепом с двумя скрещёнными костями.
Более подробно все нормы по маркировке, упаковке и выбору транспортного средства можно уточнить в таблице «Перечень опасных грузов» (Приложение A к ДОПОГ) по номеру ООН (UN-идентификатор), который закреплён за каждым опасным веществом или группой веществ.
Контейнерные перевозки опасных грузов
Общие требования к упаковкам, в которых допустима перевозка, сформулированы в гл. 4.1 приложения А к ДОПОГ (т. 2). В частности, опасные грузы должны упаковываться таким образом, чтобы исключалась их утечка. Кроме того, должен использоваться тот тип контейнера, который предназначен именно для перевозимого в нем груза.
К контейнерам применяются дополнительные требования, сформулированные в п. 4.1.2, а именно:
- принятие мер для предотвращения электростатического разряда в отношении отдельных веществ, являющихся предметом перевозки (например, взрывоопасных);
- проведение обязательных проверок и испытаний контейнеров как перед началом перевозки, так и периодически, в процессе их эксплуатации, после эксплуатации;
- проставление износостойкой маркировки, включающей название страны, в которой проведено техобслуживание контейнера.
Знаки ДОПОГ и правила маркировки опасных грузов
Маркировка, в соответствии с требованиями ДОПОГ, предполагает нанесение специальных знаков как на автомобиль, так и на упаковку или тару (например, цистерну или контейнер). Знаки ДОПОГ на перевозку опасных грузов предполагают возможность использования специальных табличек или досок информирования, содержащих класс опасности перевозимого груза. При этом требования к маркировке различаются, в зависимости от класса опасности вещества. Маркировка груза (тары) осуществляется в соответствии с гл. 5.2 ДОПОГ, при этом знаки должны быть читаемы.
На таре указывается следующая информация:
- класс и подкласс вещества;
- вес;
- номер тары;
- знак опасности для окружающей среды;
- указание на требуемое положение тары (в виде стрелок).
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
ДОПОГ изменения с 2018 года
Тем не менее краткий обзор изменений две тысячи семнадцатого года, которые касаются правил перевозки различного рода опасных грузов автомобильным транспортом, мы все же приведем.
Во-первых, существенным образом возросло количество государств, которые являются участниками Европейского соглашения о дорожной перевозке различного рода опасных грузов. Так, например девятнадцатого октября две тысячи шестнадцатого года в этот список была включена Грузия. С этой даты на соответствующие органы данного государства были возложены обязательства, которые предусмотрены Европейским соглашением о дорожной перевозке различного рода опасных грузов.
Во-вторых, статус опасных грузов получили транспортные средства, которые перевозятся с находящимся в их баках топливом или же с находящимся в их баллонах газами. Однако в своем подавляющем большинстве правила перевозки транспортных средств автомобильным транспортом остались неизменными.
В-третьих, изменения коснулись положений о перевозки различного рода топлива в топливных баках.
Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке
Глава 9.1 Сфера применения, определения и Требования, касающиеся допущения транспортных средств к перевозке Глава 9.2 Требования, касающиеся конструкции транспортных средств Глава 9.3 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств EX/II или EX/III, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ И изделий (КЛАСС 1) в упаковках Глава 9.4 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов в упаковках (кроме транспортных средств EX/II И EX/III) Глава 9.5 Дополнительные требования, касающиеся конструкции кузовов укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных твёрдых вещств навалом / насыпью Глава 9.6 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, предназначенных для перевозки веществ при регулируемой температуре Глава 9.7 Дополнительные требования, касающиеся встроенных цистерн (автоцистерн), транспортных средств-батарей И укомплектованных или доукомплектованных транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов В съёмных цистернах вместимостью более 1 М3 или В контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 М3 (транспортные средства EX/III, FL, OX И AT) Глава 9.8 Дополнительные требования, касающиеся укомплектованных и доукомплектованных MEMU
Требования к изготовлению и испытаниям тары, контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, цистерн и контейнеров для массовых грузов
Глава 6.1 Требования к изготовлению и испытаниям тары Глава 6.2 Требования к изготовлению и испытаниям сосудов под давлением, аэрозольных распылителей, малых ёмкостей, содержащих газ (газовых баллончиков), кассет топливных элементов, содержащих сжиженный воспламеняющийся газ Глава 6.3 Требования к изготовлению и испытаниям тары для инфекционных вешеств категории А класса 6.2 Глава 6.4 Требования к изготовлению, испытаниям и утверждению упаковок и материалов класса 7 Глава 6.5 Требования к изготовлению и испытаниям контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) Глава 6.6 Требования к изготовлению и испытаниям крупногабаритной тары Глава 6.7 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 6.8 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 6.9 Требования к проектированию, изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузовов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 6.10 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверке И МАРКИРОВКЕ ВАКУУМНЫХ цистерн для отходов Глава 6.11 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям контейнеров для массовых грузов Глава 6.12 Требования к конструкции, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам и испытаниям, маркировке цистерн, контейнеров для массовых грузов и специальных отделений для взрывчатых веществ смесительно-зарядных машин (MEMU)