Основные положения об общественных организациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные положения об общественных организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.

Регистрировать общественную организацию самостоятельно или нанять юриста


При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией общественной организации (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны документов и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие общественной организации нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.

Даже у профессионалов регистрации общественных организаций проходят не всегда с первого раза. К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Документы не будут проверять разве, что под микроскопом, при этом на 3 раза:

Сначала документы проверит штатный эксперт отдела регистрации НКО при Минюсте.

Если у него не возникнет замечаний, что бывает редко, документы перепроверит еще раз его руководитель (начальник отдела регистрации НКО).

Если и у руководителя не будет замечаний, документы отправят в налоговую, где их еще раз проверят.

Специалистам Минюста может не понравится что угодно в представленных документах. Учредители даже не догадываются до какого порой формализма доходят такие проверки.

С профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете общественную организацию, при этом без расходов на пошлины и нотариуса, поскольку юристы, как правило, отправляют документы на регистрацию в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении).

Процедура регистрации общественной организации – это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать общественную организацию, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.

Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к подготовке документов, особенно устава. Они должны быть идеально проработаны с точки зрения законодательства.

Помните: ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации общественной организации в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию общественных организаций вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)

Теперь перейдем непосредственно к созданию общественной организации (с образованием юридического лица).

Этап 1. Определение основных сведений для регистрации НКО

Цель и предмет

В Уставе необходимо прописать цели и предмет деятельности организации. При этом список целей должен быть законченным и полным. Понимание того, чем будет заниматься НКО пригодится при указании кодов ОКВЭД в заявлении на регистрацию. Если деятельность НКО является социально ориентированной (перечень деятельности в предложенных списках) , то эта организация при некоторых условиях может получить поддержку от государства.

Как написать устав?

Это главный документ НКО, который регламентирует ее деятельность. В нем описывают:

  • Название, содержащее указание на характер ее деятельности, организационно-правовую форму НКО;
  • Место нахождения (населенный пункт) НКО;
  • Предмет и цели деятельности НКО;
  • Порядок управления деятельностью;
  • Источники формирования имущества НКО;
  • Что делать при ликвидации НКО (что делать с имуществом, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов);
  • Описание и изображение символики;

Для некоторых организаций также будет необходимо прописать:

  • Условия и порядок вступления в НКО или исключения членов;
  • Права и обязанности членов НКО;

НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

  • образование;
  • культура;
  • медицина;
  • социальное обслуживание;
  • благотворительность;
  • решение конфликтов и споров;
  • юридические консультации и сопровождение граждан;
  • спорт;
  • духовное развитие;
  • и так далее.
Читайте также:  Льготы ветеранам военной службы в 2022 году

Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

Что такое общественная организация и для чего она нужна?

Общественной организацией принято считать объединение между определенными слоями населения, которые собрались на основе общих интересов, или преследуя и отстаивая определенные идеи.

Но, несмотря на то, что это не правительственный союз, для совершения какой-либо серьезной деятельности данные о нем необходимо будет зарегистрировать. Деятельность подобных союзов можно классифицировать таким видом как некоммерческая.

Обычно они создаются с той целью, чтобы реализовать проекты, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, налаживанием культурной и социальной жизни общества, отстаиванием собственных интересов и т.п.

Подобные объединения способствуют улучшению качества жизни, так как единомышленники имеют возможность не только собираться для обсуждения той или иной проблемы, а и успешно искать способы ее решения.

В случае с официальным оформлением подобного союза появляется возможность донести свои идеи и требования до вышестоящих органов и повлиять на то, что происходит в пределах определенной территории.

Согласно тематике, можно определить такие основные разновидности, наиболее актуальные на сегодняшний день:

  • Гуманитарная
  • — защита человеческих прав и оказание помощи;

  • Охрана окружающей среды — заострение внимания общественности на проблемах с экологией;
  • Защита животных — борьба с вымиранием редких видов в мире животных;
  • Молодежные — направление энергии подрастающего поколения в правильное русло.

Этапы государственной регистрации

Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Общественные организации — Общественная организация без образования юр. лица

Законодательство РФ позволяет создать общественную организацию без образования юридического лица. О том, как это сделать, какие права имеет общественная организация без юр лица, в чем ограничена и как прекратить ее деятельность — читайте в нашей статье.

Современное демократическое социально ориентированное правовое государство невозможно вообразить себе без присутствия в нем различных институтов гражданского общества. Наиболее распространённым видом является общественная организация, которая по своему статусу имеет сходства с другими формами социально направленных Некоммерческих организаций.

Право на создание гражданами общественных объединений закрепил в себе основной закон стран – Конституция. Статья 30 Конституции Российской Федерации говорит нам о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и о том, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Читайте также:  Регистрация автомобиля в ГИБДД

Кто может открыть общественную организацию

Круг заявителей устанавливается приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455. Обратиться в государственный орган с целью регистрации некоммерческой организации (НКО) могут: учредитель при создании; руководитель или лицо, имеющее право действовать без доверенности; руководитель юридического лица, выступающего учредителем НКО. На основании ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ срок для подачи документов на регистрацию общественной организации составляет три месяца со дня принятия решения о создании. Решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ. Руководствуясь указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции РФ:

  • выдает свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • направляет представителей для участия в мероприятиях НКО;
  • утверждает формы, используемые при регистрации;
  • осуществляет надзор за деятельностью НКО.

В отношении бюджетных и казенных учреждений решение принимает Правительство РФ или высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ определяет, как создать свою организацию, и порядок необходимых действий. Правовое регулирование в непротиворечащей части осуществляется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Шаг 2. Определиться с направлением деятельности

Деятельность некоммерческой организации связывается со спортом, благотворительными, культурными, образовательными и иными целями, установленными п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Основным критерием выбора вида деятельности при создании некоммерческой организации является отсутствие в качестве основной цели извлечения экономической прибыли.

Следующее, что необходимо предпринять, чтобы создать организацию, — определить ОКВЭД. Выбор вида деятельности в дальнейшем соотносится с ОКВЭД, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Коды состоят из цифр, означающих определенную категорию. Рекомендуем не выбирать категории, которые прямо связаны с извлечением экономической прибыли, или использовать коды из кардинально отличающихся разделов, например деятельность в области спорта и производство одежды, в этом случае государственный орган откажет в регистрации. Определите для себя несколько кодов, которые наиболее точно отразят характер деятельности вашей организации. Указание большого количества кодов повышает вероятность отказа в регистрации государственным органом.

Различия между общественными организациями

В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия . Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.

Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности . Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).

Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.

Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.

Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.

АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.

Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.
Читайте также:  Делится ли наследство между супругами?

Формы некоммерческих организаций

Организационно-правовые формы НКО перечислены в п. 3 ст. 50 ГК РФ. Так, юридическими лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • автономных некоммерческих организаций;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  • учреждений;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • общественных движений;
  • религиозных организаций;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • адвокатских палат;
  • адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Указанный перечень организационно-правовых форм является закрытым.

Кроме этого, Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические лица делятся на два вида корпоративные и унитарные.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган являются корпоративными (корпорациями): ассоциации (союзы), общественные организации, общественные движения, адвокатские палаты и адвокатские образования и др.

Цели создания общественной организации

При создании общественной организации (далее — ОО) необходимо ориентироваться на нормы закона № 82-ФЗ, так как в п. 3 ст. 6 закона № 7-ФЗ общественная организация хотя и признается одной из форм некоммерческих организаций, но за уточнением особенностей ее статуса делается отсылка к закону № 82-ФЗ.

В ст. 123.4 Гражданского кодекса дается такое определение: ОО — это объединение граждан, создаваемое на добровольной основе и на почве единых интересов. Цель создания ОО — удовлетворение нематериальных и духовных потребностей, представление и защита тех интересов, которые являются общими, и реализация иных целей, не противоречащих законодательству.

Ассоциации и союзы общественных организаций

Право на объединение ОО в союзы или ассоциации предусмотрено п. 3 ст. 123.4 ГК РФ. Согласно нормам ст. 13 закона № 82-ФЗ общественные объединения любой организационно-правовой формы, в том числе ОО, вправе объединяться в ассоциации или союзы. Новое лицо принимает самостоятельный устав или учредительный договор и получает правоспособность с момента его государственной регистрации. Его члены полностью сохраняют свою правоспособность в качестве юридического лица. Самостоятельной организационно-правовой формой союзы и ассоциации признаются законодателем в ст. 123.8 ГК РФ.

Такие ассоциации являются собственниками имущества, которое приобретается для обеспечения их деятельности (ст. 32 закона № 82-ФЗ). Согласно ст. 5.1 закона № 82-ФЗ ассоциации и союзы также вправе создавать территориальные подразделения. В уставе ассоциации можно определить, будут ли эти отделения одновременно являться и отделениями ее членов.

Ряд несовпадений между нормами ГК РФ и законом № 82-ФЗ предлагается устранить в Концепции по гармонизации законодательства о НКО с ГК РФ, подготовленной совместной рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, одобренной Минюстом.

Плюсы общественной организации без регистрации юридического лица

Итак, существует возможность создать общественную организацию, которая начинает функционировать без государственной регистрации.

Это очень удобная возможность, если в работе планируется Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑÑ только собственными средствами, без привлечения Ð¸Ñ ÑÐ¾ стороны, в том числе от Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ и организаций. Для начала нужно узнать поподробнее планируемое направление деятельности и только после приступить к оформлению общественной организации в статусе юридического лица.

Прекращение деятельности общественной организации без юр. лица

Юридические лица прекращают свою существование путем ликвидации или реорганизации. Если говорить об Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑÑ Ð±ÐµÐ· образования юридического лица, то для прекращения Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚Ð¸ такая процедура не требуется. Это является несомненным плюсом. Так как организация не была зарегистрирована, это значит, что она не имеет Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑÐ·Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑÑ‚Ð² перед налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального ÑÑ‚Ñ€Ð°Ñ Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ, Росстатом и Министерством юстиции. Кроме того, все привычные для нас требования по ликвидации относятся только к юридическим лицам. Обычно срок ликвидации или реорганизации общественной организации составляет около шести месяцев. У такой общественной организации не должно быть Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÐµÐ¹ и сдана вся отчетность, в том числе ежегодная в Министерство юстиции. Ликвидировать общественную организацию без образования юридического лица можно путем проведения собрания и подписания протокола о прекращении деятельности такой организации.

На данный момент только разработан законопроект, который обяжет общественные организации без образования юридического лица подавать официальные уведомления о своей деятельности. Предполагается, что такой законопроект разрешит общественным организациям реализовать свою деятельность и не нести финансовые Ñ€Ð°ÑÑ Ð¾Ð´Ñ‹ на государственную регистрацию и содержание общественной организации. Однако у государства возникнет и Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼ воздействия на такие организации. Также планируется, что общественные организации без образования юридического лица должны будут размещать Интернете уведомления о создании и сообщение о продолжении своей деятельности. Таким образом, государство планирует систематизировать и актуализировать сведения об Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑÑ , которые не являются юридическими лицами. Будет ли закон принят и вступит ли в юридическую силу – неизвестно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]