Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родителям полезно знать: обязанности и права воспитателя в детском саду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комфортное пребывание ребенка, осуществление воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОУ обеспечивается совместными усилиями: заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физическому развитию, воспитателя, младшего воспитателя, поваров, медсестры, завхоза, кастелянши.
Родителям стоит помнить о правах воспитателя в детском саду:
1. Не пускать ребенка в детский сад с признаками болезни.
2. Не давать ребенку лекарство, принесенное родителями.
3. Не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием.
4. Узнавать, почему ребенок пропустил детский сад.
5. Потребовать справку от врача при пропуске детского сада по болезни.
6. Давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.
7. Не стирать и гладить детские вещи.
8. Не ждать родителей после окончания своей смены.
9. Не отдавать ребенка кому-либо кроме папы или мамы, если это не было предварительно согласовано.
10. Наконец, нельзя забывать о праве педагогов на уважительное отношение к себе и к своей работе.
Пункт об ответственности воспитателя также присутствует в должностной инструкции. Основная ответственность – за жизнь и здоровье своих воспитанников. Также педагог ДОУ ответственен и за другие аспекты жизнедеятельности детского сада:
- Ответственность за нарушение прав детей.
- За создание условий, которые могут угрожать жизни и здоровью ребенка или сотрудников детского сада.
- Бездействие при необходимости оказания первой медицинской помощи.
- Сокрытие несчастных случаев от родителей и администрации.
- Халатность в выполнении своих трудовых обязанностей или уклонение от их исполнения.
- Несоблюдение норм безопасности.
- Разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках ДОУ.
Общая характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.
Воспитательница должна обладать не только педагогическими знаниями, но и быть компетентной в области детской психологии. Ведь маленький человек только начинает познавать предметный мир, сферу живой и неживой природы, учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, предпринимает первые попытки творческой деятельности.
При этом педагог обязан заложить в сознании ребенка правильные представления об окружающем мире, а также обеспечить развитие по таким направлениям, как познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
К современным воспитателям предъявляются высокие требования: они должны иметь высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», стремиться к саморазвитию и повышению квалификации, знать ФГОС дошкольного образования. Работа с большим количеством детей немыслима без помощника воспитателя.
Он проводит санитарно-гигиенические мероприятия в группе, с учетом возраста детей организует работу по усвоению ими навыков самообслуживания, оказывает посильную помощь воспитателю в проведении оздоровительных процедур для детей.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2023 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований к работнику. Приказом от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утверждены в том числе и обязанности воспитателя при приеме детей в группу:
- регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Стать на очередь в садик: лучшее время
Практически каждый год количество мест в детских садиках увеличивается, но даже несмотря на такую щедрость городских властей, родители редко могут рассчитывать, что смогут устроить своего ребенка в понравившийся детский садик по первому же щелчку пальцев.
А появление новых мест в детских садиках связано с тем, что количество новых жителей столицы только растет. Многие здесь обзаводятся семьей, рожают детей. Иногда иногородние переезжают уже с детьми. Итог, слишком большое количество желающих. Но состав групп в детских садиках имеет ограничения, поэтому запрос быстро не удовлетворят.
Если ребенок только родился и вы поставили его в очередь, малыш сможет пойти в сад уже где-то в возрасте двух лет. В лучшем раскладе, очередь подойдет, когда крохе стукнет полтора года. Пока очередь не подошла, некоторые данные можно менять:
- Дата поступления в садик;
- Личные данные ребенка;
- Законные представители малыша;
- Детский садик.
Особенности работы во вредных условиях труда
Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:
- внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
- ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
- переместили рабочее место в другое помещение и др.
В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.
Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:
- сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
- повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
- как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
От чего зависит размер зарплаты воспитателей в России
Как вычислить факторы, влияющие на повышение зарплаты воспитателям? Чтобы выяснить, какой оклад будет в месяц, нужно знать размер базовой оплаты, квартальные премии, различного рода надбавки от 15% до 35%, квалификационную категорию (она может быть первая, вторая, высшая).
Эти показатели меняют и определяют органы местного самоуправления, поэтому они отличаются в каждом отдельно взятом регионе. То, в какой квалификационной группе находится человек, меняет и тариф оплаты его труда. Минимальная – это девятая. Следовательно, зарплата «начинающих» преподавателей будет в разы меньше, чем у опытных.
Индексация зарплаты бюджетникам
Владимир Путин дал распоряжение о проведении ежегодной индексации заработной платы сотрудникам бюджетных предприятий России. Повышение окладов планируют осуществить с 01.01.23, поэтому уже в январе воспитатели получат повышенную зарплату. Пока нет окончательного размера коэффициента индексации, так как еще не установлено, какой будет годовая инфляция.
Напомним, что в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:
- в 2022 году — на 6,5%;
- в 2023 году — на 6,3%.
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки. но вероятнее всего, индексация 2023 год будет проведена по более высокому коэффициенту, так как инфляция на конец 2022 года точно превысит рубеж 10% (а по некоторым данным и 12%).
Защита прав в детском саду
Чтобы постоянная критика, физическое воздействие, а также другие негативные методы развития не воспринимались ребенком как должное, необходимо позаботиться о защите прав несовершеннолетних. Перед тем как отправить своего малыша в детсад, настоятельно рекомендуем:
- ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
- проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
- постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
- быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.
Права ребенка в детском саду: что делать, если сад не нравится
Казалось бы, если что-то не устраивает — меняйте детсад. Однако реальность такова, что устроить ребенка и вновь вставать в очередь в детский сад для многих — непосильная задача. А уж поменять одно учреждение на другое — вообще роскошь. К тому же где гарантии, что в новом саду будет не так же. Если в саду неблагоприятный социально-психологический климат, поднимите этот вопрос на собрании родителей с приглашением социального работника, психолога и заведующей садом. Спросите, чем вы как родители можете помочь группе для налаживания благоприятной психологической атмосферы. Например, ввести какие-то традиции, устроить чаепитие, сходить вместе в поход. Быть может, облагородить совместными усилиями воспитателей, родителей и детей площадку. Ведь так интересно играть на площадке, зная, что песочницу разукрасила твоя мама, а песок насыпал — Мишин папа, деревянный столик вкопал — дед Егора, разноцветные следы ладошек на нем оставили все детки, Маринина мама из бечевки сплела самую настоящую паутину, а сама Марина не пожалела игрушечного паука. У ребенка развивается уважение и к собственному труду, и к родителям.
Бывает так, что в коллективе работников сада преобладают пессимизм, апатия и антипатия друг к другу. Тогда на помощь должны прийти психолог и социальный педагог уже из департамента образования. На протяжении всей истории человечества правовое отношение к карапузам постоянно менялось. Прав у малыша практически не было. В нашем веке внушительный перечень прав гарантируется малышу конвенциями, кодексами и законами. При этом дети не способны самостоятельно защищать права и отстаивать свои интересы. Это — задача родителей!
Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?
Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.
Основная задача – помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.
Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.
Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:
- любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
- способности организатора;
- позитивность и жизнерадостность;
- стрессо- и психологическая устойчивость;
- коммуникабельность и организованность;
- грамотность речи и высокий культурный уровень;
- способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.