Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на добавленную стоимость (НДС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если размер доходов от бизнеса в течение года превысил оборот в 30 тысяч МРП, владельцу необходимо выполнить постановку на учет по НДС. По состоянию на 1 января 2010 года этот показатель в тенге превышает цифру в 75 млн тенге.
Ставка косвенного налога
Размер налога: налоговая ставка по НДС может быть разной. Ставка косвенного НДС в Казахстане в 2010 году составляет 12 или 0%, и зависит от условий, доходов, типа реализации продукции и др.
- На 12% можно рассчитывать:
- при продаже разнообразных товаров на территории республики;
- при завозе продуктов, всевозможных изделий для реализации из-за границы (импорт);
- при приобретении услуг у лица, не проживающего на территории республики, но осуществляющего здесь свою деятельность.
- На 0% можно рассчитывать:
- при вывозе товаров для реализации за пределами республики;
- при предоставлении услуг через международные перевозки;
- при продажах, когда товары предлагаются в отдельной экономической зоне и др.
- С учетом налогового кодекса плательщиками может быть выбран необлагаемый оборот. Это своего рода освобождение от косвенного налога по НДС в соответствии со статьей. Право на это дается лицам, имеющим прямое отношение к продаже:
- акцизных марок;
- лома;
- медикаментов, лекарственных препаратов разного типа и формы выпуска.
Формирование грамотных отчетов по косвенному налогу
По косвенному налогу на добавленную стоимость отчётный период составляет 3 месяца. Вносить деньги нужно не позднее 10 дней после сдачи отчета.
- Актуальные сроки сдачи отчетов за каждый квартал, прописанные законом и соответствующей статьей:
- Первый – до 15 мая.
- Второй – до 15 августа.
- Третий – до 15 ноября.
- Четвертый – до 15 февраля.
- Отчет оформляется по специальной форме. Если плательщик ввозит на территорию республики изделия для реализации из РФ, Беларуси, Армении или Кыргызстана, то необходимо:
- Оплатить налог согласно кодекса в размере 12%, а также согласно кбк ндс казахстан с номером 105115;
- Предоставить ФНО 320.00 и специальное заявление, составленное по форме 328.00. (с учетом каждого представленного в бланке пункта). Сделать это необходимо до 20 числа того месяца, который считается следующим за месяцем, когда выполнялся импорт продукции.
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Специальные Налоговые режимы (СНР)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Отсутствует.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
С 01.01.2023 года Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС. В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ); сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; (до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)») сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
исключен
деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
деятельность в рамках финансового лизинга. |
Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР. |
Изменения для физических лиц-резидентов
В п.1 ст. 320 НК внесено изменение, исключающее ссылку на п.2 ст. 320 НК и п. 2 ст. 320 НК, предусматривающий ставку ИПН по доходам физлиц в качестве дивидендов в 5%. Такие изменения предусмотрены с целью применения к доходу в качестве дивидендов ставки ИПН в 10% и уравнивания ставки ИПН по любым типам доходов (зарплата, предпринимательская деятельность, имущественный доход и пр.).
Читайте статью как увеличить порог по доходу до 288 млн. тенге и не платить НДС.
Изменен и дополнен подпункт 7 п. 1 ст. 341 НК, вступающие в силу 01. 01. 2023 г.
Предусмотрено использование корректировки доходов в качестве дивидендов, полученных непосредственно по ценным бумагам, находящихся на момент начисления дивидендов в списке официальных фондовых бирж, включая МФЦА, действующих на территории Казахстана, при условии, что торги велись на бирже в полном соответствии с установленными критериями Правительства РК.
Изменен и дополнен подпункт 8 п. 1 ст. 341 НК, вступающий в действие 01. 01. 2023 г.
Данными поправками предусмотрено освобождение от обложения дивидендов, полученных от юридических лиц-резидентов за календарный год и не превышающих 30 тысяч МРП (что в 2023 году составит 95400000 тенге). Свыше данной суммы дивиденды облагаются налогом в установленном порядке. Норма распространяется на все субъекты бизнеса, независимо от категории (малое, среднее, крупное или микропредпринимательство). Кроме этого, упрощен порядок использования корректировки методом исключения определенных условий для ее применения (срок владения, конкретная принадлежность к недропользованию и пр.).
Изменения для нерезидентов
Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.
Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.
Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.
- Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.
Казахстан меняет правила налогообложения доходов от дивидендов
11 ноября 2022 г. Парламент РК утвердил изменения в налогообложении дивидендов (вступят в силу в Казахстане 1 января 2023 г.), которые существенно повлияют на налоговый режим иностранных инвесторов и компании с иностранным участием, зарегистрированные в РК.
Таким образом, с 1 января следующего года положения Налогового кодекса, что ранее применялись в отношении полного освобождения дохода от дивидендов, выплачиваемых нерезидентам (физ- и юрлицам), будут отменены. В новой редакции применять пониженную ставку налога на дивиденды (10%) можно только при соблюдении ряда условий.
Более того, Налоговый кодекс сохраняет освобождение от налога на дивиденды, которые распределяются среди нерезидентов-владельцев акций, котирующихся на фондовой бирже РК, если такие акции активно обращались в течение соответствующего налогового периода (определяется Парламентом). Применение пониженной ставки налога на дивиденды в соответствии с международными договорами DTA сохраняется.
Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году
В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.
Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.
Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:
- о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.
Лицензировать деятельность микрофинансовых организаций, кредитных товариществ и ломбардов будут в соответствии с новыми правилами. Лицензионные сборы с услугополучателей:
- За выдачу лицензии составляет 30 МРП;
- За переоформление лицензии составляет 10% от ставки за выдачу лицензии;
- За выдачу дубликата лицензии составляет 100% от ставки за выдачу лицензии.
Соответствующая услуга появится в реестре госуслуг.
НДС в РК (налог на добавленную стоимость) — это налог, который уплачивается от стоимости оказанных услуг, работ и проданных товаров на территории республики Казахстан. Кроме этого, НДС также уплачивается когда вы импортируете товары, при прохождении таможни. Актуальность статьи проверена 02.2020.
Ставка налога — 12% или 0% при экспорте товаров. Основное изменение в 2020 году (на самом деле еще с 2019 года) — это исключение оборота ИП на упрощенке, прошедшего через ТИС из расчета максимального оборота для постановки на учет НДС.
Расшифровка данного вида налогообложения – налог на добавленную стоимость. Он подразумевает оплату определенного сбора с производителей и ритейлеров на каждый произведенный или проданный товар. Интересно, что в итоге сбор падает на плечи итоговых покупателей, так как на всех этапах реализации все участники процесса укладывают налог в стоимость товара.
Если говорить о схеме начисления НДС и тех, кто его по факту вносит в государственный бюджет, то можно выделить 3 этапа:
- Производитель
- Оптовый ритейл
- Розничный ритейл
- Покупатель
Первый при производстве чего-либо, в том числе и услуг, выделяет 12% от стоимости товара или работ в казну. Если речь идет именно о товарах, то далее следует оптовик, который уже с начисленным налогом производителем, накладывает и уплачивает свою часть, которая также равна 12% от итоговой стоимости продукта. Розничные продавцы, которые приобретают продукцию, также платят 12% от итоговой стоимости товара. Последним в цепочке выступает обычный потребитель.
С одной стороны, все выглядит так, будто покупатель ничего не платит, но на самом деле именно он является реальным плательщиком налога. Первые три этапа, которые платят в государственный бюджет, укладывают в итоговую стоимость ту сумму, которую они заплатили правительству. Покажем на примере среднестатистической стоимости курятины в Казахстане по данным на конец августа 2019 года:
- 1001 тенге + 12% = 1121,12 тенге
- 1121,12 тенге + 12% = 1255,65 тенге
- 1255,65 тенге + 12% = 1406,33 тенге
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.
Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.
Как оформить ИП, работающее по упрощёнке?
Работать на себя — мечта многих граждан. Если вы собираетесь идти этим путём, ИП будет идеальным вариантом для старта. Как стартовать, рассмотрим на примере открытия предприятия, действующего по упрощённой схеме налогообложения.
Форма для расчета стоимости патента
Алгоритм действий начинающего ИП следующий:
- Соберите все необходимые для предоставления документы.
- Обратитесь в уполномоченный орган — Центр обслуживания граждан или местные налоговые органы.
- Подайте документы и на месте заполните форму заявление.
- Ждите, пока будет проверена предоставленная документация и рассмотрено заявление. В среднем, на процедуру уходит около 10 дней.
- После принятия решения, если оно будет положительным, вам вручат свидетельство о регистрации индивидуального предприятия.
- Снова обратитесь с заявление о налогообложении по выбранной вами схеме.
При составлении заявления укажите, что вы предпочитаете упрощённое или иное налогообложение.
Патент
- Стоимость патента — 2 % от заявленного годового дохода (статья 432 НК РК). При этом ИПН составит 1/2 части исчисленной стоимости патента. Социальный налог составит 1/2 части исчисленной стоимости патента за минусом исчисленных социальных отчислений;
- Социальные отчисления в размере 5% от суммы заявленного дохода, но не менее 5% от размера МЗП (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч. 2 п. 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
- Пенсионные взносы в размере 10 % от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.
Упрощенная декларация
- Ставка 3 % от совокупного дохода — выручки (статья 436 НК РК). При этом ИПН составит 1/2 части от исчисленной ставки. Социальный налог составит 1/2 части от исчисленной ставки за минусом исчисленных социальных отчислений
- Социальные отчисления в размере 5% от суммы заявленного дохода, но не менее 5% от размера МЗП за самого ИП и за каждого работника (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», п. 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
- Пенсионные взносы в размере 10% от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП за самого ИП и за наемных работников (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пп.2 и 3 ст. 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.
Общеустановленный порядок
- ИПН 10% от суммы дохода (п.1 ст. 158 НК РК). При этом облагаемый доход составляет разницу между выручкой и расходами по получению дохода;
- Социальный налог в размере 2 МРП за самого ИП и 1 МРП за каждого наемного работника (п. 2 ст. 358 НК РК), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
- НДС по ставке 12%. Если в течение календарного года будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину МРП (п.1 ст. 268, п. 2 и 5 ст. 568 НК РК);
- Пенсионные взносы в размере 10% от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП за самого ИП и за наемных работников (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пп.2 и 3 ст. 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.
Реформы, которые ждали
Бюджетное законодательство является объектом постоянных, но не кардинальных реформ. Очевидным узким местом казахстанских государственных финансов остается высокая централизация бюджета. В какой-то степени это отражает структурные искажения в экономике (большой вес нефтегазового сектора и крупных предприятий тяжелой промышленности), но также во многом связано и с политической системой в стране: политологи часто называют Казахстан суперпрезидентской республикой.
Движение в сторону децентрализации — вот ключевой тренд реформ в этом секторе. Однако, как и ряд реформ в РК, многое делается в режиме имитации.
Последней крупной реформой стало создание бюджетов 4-го уровня (бюджеты сельских округов), а также передача в местные бюджеты поступлений от корпоративного подоходного налога субъектов МСБ.
Эффект от первой реформы оценить пока сложно — ее цели больше институционального характера: вовлечь местные сообщества в распределение тех очень небольших денег, которые они собирают (ИПН, налог на имущество физлиц, транспортный налог, плата за наружную рекламу и некоторые штрафы). Вторая реформа, внедренная с 1 января 2020 года, позволила местным бюджетам подрасти даже в кризисный год (примерно на 13%). За 9М2020 местные бюджеты получили от нового налога дополнительно около 340 млрд тенге. Однако реформа лишь усилила неравенство регионов: ощутимую прибавку в казну получили те города республиканского значения и области, в которых относительно сильный МСБ. В тройке выигравших больше остальных — Алматы, Нур-Султан, Атырауская область. А значит, с экономикой и доходами бюджетов у этих регионов и до реформы было все в порядке.