Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли ДПС останавливать без причины в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
За что могут остановить водителя сотрудники ДПС
Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.
С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.
Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:
- Нарушение Правил Дорожного движения.
- Проверка права управления и пользования авто.
- Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
- В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
- Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
- Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
- Потребность в использовании вашего автомобиля.
- Ограничение проезда любого транспорта.
- Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
- В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.
Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:
- При отсутствии регистрационных знаков.
- При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
- Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.
Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.
Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.
Вы можете ознакомиться с полным текстом Приказа МВД №664, а также узнать какие еще ключевые моменты изменены в дорожном регламенте, прочитав статью о .
Кто из полицейских имеет право остановить ТС?
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Что такое досмотр автомобиля?
Понятие даётся в КоАП РФ (статья 27.9). Под досмотром автомобиля сотрудников ДПС понимают обследование, совершаемое для поиска предметов, используемых для совершения правонарушения. Одно важное условие – целостность транспорта не должна быть нарушена.
Особенности процедуры регламентируются статьёй 27.9 КоАП РФ, а также нормами административного регламента МВД, утверждённого приказом МВД от 23.08.2017 №664. К главным моментам относят:
- Процедура может быть реализована только определёнными должностными лицами, прямо указанными в законодательных нормах, они приведены ниже в пункте нашей статьи.
- Присутствие понятых или осуществление видеозаписи – обязательный атрибут. На это указывает как пункт 1 статьи 27.9 КоАП, так и пункт 203 регламента МВД.
- Обязательно присутствие владельца, а если процедура досмотра автомобиля необходима немедленно, то реализовать его можно в присутствии лица, в отношении которого составляется протокол, например, если за рулём автомобиля был не собственник, а другое лицо (пункт 3 статьи 27.9 КоАП РФ).
- Фиксация отдельных элементов досмотра автомобиля проводится в случае необходимости.
- По результатам процедуры досмотра сотрудником ДПС составляется протокол или вносится ещё одна запись в ранее составленный протокол о задержании (пункт 5 статьи 27.9 КоАП РФ).
- Протокол должен содержать информацию о реквизитах лица, в отношении которого он составлялся, о данных машины, дате и месте проведения процедуры, о предметах, найденных в результате проведения процедуры (пункт 7 статьи 27.9 КоАП РФ).
Частые вопросы, связанные с досмотром
- «При досмотре багажника инспектор ГИБДД начал вытаскивать сумки, и потребовал показать, что находится под запаской. Правомерно ли это?»
Нет. Законом предусмотрен осмотр без нарушения целостности конструкции авто. Инспектор может предложить вам отодвинуть сумки, но сам не имеет права ворошить их и вытаскивать запасное колесо.
- «Я отказался от осмотра. Может ли инспектор настаивать на досмотре?»
Может, если на это есть законные основания. Допустим, наличие ориентировки на автомобили вашей марки и цвета, предположительно являющиеся передвижным средство нарко-дилеров. Наличие такого документа обезоруживает вас, и «развязывает руки» инспекторам. Однако не забывайте о том, что досмотр должен проводиться по правилам, прописанным в КоАП.
- «Могут ли в качестве понятых привлекать пассажиров моего автомобиля?»
Согласно закону понятым может быть лицо, не заинтересованное в исходе дела. То есть, сотрудники экипажа ГАИ и пассажиры досматриваемого автомобиля не привлекаются в качестве понятых. Но, досмотр возможен и без их участия, если будет обеспечена возможность видеофиксации.
- «Куда жаловаться, если досмотр незаконный?»
Сообщить о неправомерных действия инспектора можно, позвонив в дежурную часть того подразделения, которое он представляет. Его номер должен быть зафиксирован в документах сотрудника и на борту служебного автомобиля. Также, найти контактный телефон можно на сайте ГИБДД, в разделе поиска подразделений и данных о них.
- «Есть ли административная ответственность за отказ от досмотра?»
Права и обязанности инспектора ДПС
Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).
Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.
Отдавать права или нет, или Как вести себя в ситуации, когда вы нарушили ПДД
В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.
По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.
В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.
В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.
Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.
Причем это должно исполняться абсолютно во всех ситуациях, связанных с дорожным движением. Зачастую сотрудники полиции пренебрегают этой обязанностью и ведут себя довольно некорректно по отношению к водителям. Но у вас есть возможность подать жалобу на действия сотрудников ДПС и защитить свои права надлежащим образом.
Многие граждане задают себе вопрос: «Если остановил сотрудник ДПС — мои действия каковы?» К сожалению, часто водители выбирают неправильную стратегию поведения при общении с представителем власти, что приводит к ненужным проблемам и осложнениям. Инспектор ГИБДД — такой же человек, как и вы, только немного по-другому одетый. И вести себя с ним надо естественно, не нужно его бояться:
- Не начинайте грубить или, напротив, заискивать. Какая-то из этих реакций часто проявляется в моменты стресса. Если полицейский почувствует, что вы нервничаете, у него появятся вполне естественные подозрения. Если же вы будете откровенно хамить — такие действия при остановке ДПС могут навлечь на вас вполне конкретную уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
- Часто инспектор начинает задавать различные, на первый взгляд, невинные вопросы: «Куда направляетесь?», «Видели такой-то знак на дороге?», «Знаете ли пункт такой-то ПДД?» Отвечать на них вы не обязаны. Статья 51 Конституции РФ позволяет вам не отвечать на вопросы сотрудника ДПС.
- Обязательно выясняйте причину остановки. Согласно новому Регламенту, инспектор обязан сообщить ее сам, но часто полицейские пренебрегают этим. Задав подобный вопрос, вы продемонстрируете свою правовую грамотность и застрахуетесь от возможных неправомерных действий со стороны сотрудника.
Закон этого не оговаривает, но правильней всего не выходить из машины. Потому что не исключается такой поворот событий: человек в форме сотрудника ГИБДД останавливает вас на трассе, но на самом деле это не сотрудник ГИБДД, а орудующий в Свердловской области маньяк-убийца, и у него на вас определенные планы.
Поэтому при остановке в темное время суток и уж тем более — в глухом месте не выключайте двигатель автомобиля, тогда вы сможете моментально среагировать и уехать. А с человеком, остановившим вас, лучше всего общаться через приоткрытое окно — мало ли что…
По закону, сотрудник ГИБДД может попросить вас выйти, если:
— вы нарушаете правила перевозки грузов;
— нужно устранить неисправность автомобиля;
— инспектор подозревает, что вы пьяны;
— нужно сверить номера транспортного средства;
— нужно провести личный досмотр или досмотр автомобиля.
Также сотрудник вправе попросить вас выйти, если требуется участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказание помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
При этом в законе сформулировано, что инспектор может только «предложить» вам покинуть машину. То есть решение, принимать или нет его предложение, остается за вами.
Самые важные нововведения
Наконец, действует правило, которое не обязывает предъявлять на проверку бумажный полис ОСАГО! Достаточно, как вариант, распечатанной копии этого документа.
Кроме полиса инспектор может попросить водительское удостоверение, которое автовладелец ОБЯЗАН передать на проверку без «удерживающих устройств» и обложки. При этом изъять этот документ «дэпээсник» не может, равно как и снять номера с авто.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Водителей и инспекторов обязали вести общение на дороге уважительно, не допуская в своих словах и действиях дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений.
Уточнены правила прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение. Если водитель его прошел, оказавшись трезвым, сотрудники ГИБДД обязаны вернуть автовладельца к месту остановки автомобиля.
ГИБДД уполномочено, в целях выявления правонарушителей на дороге, использовать не только свои камеры видеонаблюдения, но любые спецтехсредства, принадлежащие частным лицам.
Пассажиры, находящиеся в авто, также могут быть подвергнуты проверке документов.
Действия инспектора можно будет обжаловать в досудебном порядке, так что жалоб на затягивание процесса оформления протоколов и других материалов, от водителей больше не будет.
Водителям предоставляется право получать от госорганов уведомление через смс о том, когда будет рассмотрено их дело по ДТП.
При осуществлении надзора за дорожным движением, инспектор обязан ставить свою патрульную машину так, чтобы ее было хорошо видно водителям и пешеходам.
В каких случаях необходимо предъявлять документы?
Как уже было сказано, из всех регулировщиков дорожного движения право требовать у водителей документы есть лишь у сотрудников дорожной полиции (ГИБДД, ДПС). Но какие же именно документы вправе требовать инспекторы ГИБДД? Таких документов всего пять видов (пункт 2.1.1 ПДД):
- Постоянно действующее или временное водительское удостоверение (с соответствующими типу транспортного средства открытыми категориями и подкатегориями);
- СТС, то есть Свидетельство о постановке транспортного средства на учет в ГИБДД (кроме мопедов и прицепов);
- Документы, позволяющие осуществлять перевозку пассажиров и грузов легковыми такси, а также путевой лист, лицензионная карточка и документы на груз. Если же перевозятся громоздкие, тяжеловесные или опасные грузы, то требуются и иные документы, предусмотренные законом;
- Справка об инвалидности (для водителей, на чьих автомобилях установлен специальный знак «Инвалид»);
- Страховой полис ОСАГО (если транспортное средство подлежит обязательному страхованию).
Получается, что обычный водитель обязан по требованию инспектора ГИБДД предъявлять лишь водительские права, СТС и полис ОСАГО. Остальные документы нужны лишь в особых случаях. Отдельно стоит сказать, что инспекторы ГИБДД сейчас не забирают у водителей водительские права за нарушение ПДД. Такое возможно только в том случае, если есть подозрения в подлинности этого документа. В иных случаях прав можно лишиться лишь после издания соответствующего судебного постановления.
Для начала дискуссионный вопрос. Часть автомобилистов, в основном старой закалки, считают: после остановки сотрудником ГАИ лучше выйти из машины, демонстрируя тем самым открытость и уважение к инспектору.
Однако многие действуют иначе, то есть остаются в салоне. Мотивов много: «еще чего, сам подойдет», «я не обязан, в правилах не сказано».
Но есть более весомые аргументы. Например, один из автомобилистов припомнил случай, когда он вышел из машины, а ему вменили то, что он якобы не был пристегнут ремнем безопасности.
— Когда я только начинал работать в ГАИ, водители обычно выходили из автомобилей, — вспоминает Юрий Краснов. — Это действительно был жест уважения к инспектору. Мне кажется, так сложилось исторически. Раньше сотрудники ДПС патрулировали улицы в пешем порядке. А когда надо было переместиться, то останавливали водителей и просили подвезти. Это называлось «ездить на палке». Сейчас такого уже нет… Как бы то ни было, когда сотрудники ДПС еще ходили пешком, автомобилисты обычно выходили из машин.