Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения за счёт чего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).
Неравенство территорий
Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.
Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.
Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.
После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.
Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.
Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.
Параграф 3 — Обществознание. 11 класс. Боголюбов Л.Н.
В экономической науке выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный экономический рост предполагает увеличение количества производимых товаров и услуг при сохранении на прежнем уровне технической составляющей производства. Инструментом при таком подходе может стать наем дополнительных сотрудников или увеличение инвестиций в производство, закупку сырья и расширение производства. Данные способы позволяют нарастить производство того же товара или услуги и, тем самым, поднять общий уровень ВВП.
Интенсивный экономический рост связан с качественным улучшением производства. Например, проводятся исследования для сокращения потребляемого сырья при производстве единицы продукции, улучшается технология производства. Таким образом, интенсивный экономический рост основывается на использовании более современных и прогрессивных способах производства товаров и услуг.
Важно понимать, что в современном мире не существует примеров, где наблюдается только один из типов экономического роста. К примеру, могут проводиться процедуры найма дополнительных работников и обучение старых сотрудников новым технологиям производства. Согласно исследованиям американских экономистов Кемпбелла Макконнелла и Стэнли Брю экономический рост страны определяется шестью факторами:
В 1959 году американский профессор экономики Уолт Ростоу вывел пять стадий экономического роста, а 1971 году в своей работе он добавил шестую.
Первая стадия — традиционное общество. Она характеризуется тем, что большинство человеческих ресурсов занято в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, обществу была присуща иерархическая система, где власть принадлежала правительствам и собственникам земель.
Вторая стадия — переходное общество. На этой стадии создаются предпосылки для перехода к более развитому типу производства, что сопровождается радикальными преобразованиями в сельском хозяйстве, внешней торговле и транспорте.
Третья стадия — подъем. Данной стадии характерен рост инвестиций в производство. Он составляет от 5% до 10% национального дохода. Кроме того, происходит развитие одной или нескольких новых сфер промышленности, что приводит к распространению тенденции развития на остальную часть экономики. Появляется новый класс общества — предприниматели. Данная стадия длится приблизительно 30 лет, после которых поддерживать такие темпы роста экономики становится невозможным.
Четвертая стадия — быстрое созревание. На данной стадии происходит развитие урбанизации и повышение качества труда. Помимо этого, наблюдается переход к более качественному управлению производством.
Пятая стадия — эпоха высокого массового потребления. Этот этап характеризуется повышением спроса на товары длительного пользования и услуги, поскольку население уже способно обеспечить себя товарами первой необходимости. Возникает такое явление, как государство всеобщего благосостояния, где высшей целью общества является безопасность и социальное благополучие.
Шестая стадия — поиск качества жизни. Последняя, на данный момент, стадия развития предполагает переход от потребления к духовному развитию. В таких условиях происходит развитие информационного общества.
Для измерения экономического роста страны используются количественные и качественные показатели.
К количественным показателям относится ВВП, то есть стоимости выпускаемой продукции в стране. Темпы роста ВВП в год выражаются в процентах и показывают, насколько ежегодно растет экономика страны. Сам по себе этот показатель может говорить об экономическом росте страны в рамках мировой экономики, однако он не показывает, насколько хорошо живет население страны. Для этой цели используется показатель ВВП на душу населения. Он получается при делении ВВП на количество населения страны. Таким образом можно получить информацию о среднем благосостоянии граждан отдельной страны в сравнении с населением других стран.
Качественные показатели описывают социальную составляющую жизни страны. К ним относится количество свободного времени, уровень социальной защиты, уровень образования населения, объемы инвестиций в повышение квалификации сотрудников и т.д.
Экономическое развитие — это процесс улучшения экономики путем изменения способов производства товаров и услуг, качества жизни населения, всестороннего развития человеческого капитала и общественных отношений.
Экономическое развитие имеет связь с качественными показателями экономического роста.
Термин экономическое развитие был введен Йозефом Шумпетером в его его труде «Теория экономического роста» в 1911 году. По его мнению, различие между экономическим развитием и экономическим ростом заключается в качественном изменении экономики страны в отличие от количественных изменений, свойственных экономическому росту. Экономическое развитие подразумевает нововведения в производстве товаров и услуг, инновации и качественное изменение управления производством. Для экономического развития характерен риск и новаторство, проявляющиеся в инвестировании в новые отрасли экономики. Кроме того, качество жизни населения также растет вместе с темпами экономического развития. Ведущая роль в процессе экономического развития отводится человеческому капиталу как драйверу инноваций и технологического развития экономики.
ВВП вырос на 2%. Что это значит?
Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от:
- объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
- характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.
Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:
- здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
- в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
- эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.
Примеры употребления в «Секрете»
«Щапов заявил, что в России давно необходимо ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц. Сейчас это работает лишь частично — для доходов свыше 5 млн рублей ставка составляет 15%».
(Из новости о предложении Госдумы поднять налоги для богатых.)
«Полностью отменить НДФЛ для бедных не получится из-за противоречия принципов налогового законодательства. Он выступил за прогрессивную шкалу, которая “позволяет гибко настраивать объём платежей, исходя из любых принципов”. Депутат добавил, что это “вполне работающая модель НДФЛ, опробованная временем и практикой во многих странах”».
Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году
Отдельные категории имеют дополнительные составляющие, которые обеспечивают более комфортное пользование или же вовсе являются неотъемлемыми.
В большинстве случаев пункт относят к сложным техническим аксессуарам, так как они являются наиболее ярким примером. Например, использование профессионального фотоаппарата невозможно без карты памяти или кабеля, а штатив, дополнительные линзы, вспышка — повышают комфорт пользователя и положительно сказываются на качестве работ. При этом для бытового пользования вполне подойдет менее сложная техника, аксессуары для которой будут дешевле в несколько раз. Так, при повышении цен на дополнения, интерес потребителя в отношение отдельных моделей или иногда даже группы уменьшается.
Спрос на такие товары довольно просто спрогнозировать как предпринимателю, так и покупателю. Некоторые сидят дома в ожидание огромных скидок и покупают лыжи летом. Однако несмотря на существующие акции «вне сезона», большая часть покупок все же приходится на разгар зимы, когда народ устремляется на гуляния.
Главным детерминантом является цена, установленная производителем и продавцом. Также имеются другие составляющие, не связанные со стоимостью. Их изменение влечет за собой замену величины при заданном ценнике.
Постоянный технологический прогресс способствует повышению уровня отдачи ресурсов, за счет которых производится большее число реализуемых на рынке единиц. Так внедрение потолочных линий позволяет увеличивать объемы производства в расчете на одного рабочего, что в итоге способствует росту кривой предложения. При этом фактор не учитывается на предприятиях, где необходима ручная работа или применение традиционных методов.
В товары уже заложен налоговая плата за прибыль, что обеспечивает полную компенсацию для производителя. Данный пункт имеет наибольшее влияние на кривую предложения для предприятий, занимающихся алкогольной или табачной продукцией, а также для меховых фабрик. Постоянный рост ценников на данные категории способствует ограничению количества производимых и приобретаемых единиц.
Появление в единой сфере конкурентов обуславливает увеличение числа групп вещей в магазинах, однако их появление в скором времени вызывает ограниченность ресурсов. Нехватка сырья в регионе заставляет предпринимателей завозить их из других мест, а значит и увеличивать средний чек.
Фактор напрямую зависит от запросов конечного потребителя. Так, при планировании повышения чека на базовые продукты, продавец может ограничить число поставок в торговые точки с целью большего выгодополучения в будущем. Также возможна ситуация с наращиванием объема производства для обеспечения лидирующей и конкурентоспособной позиции на рынке.
Раздел 2. Проблемы макроэкономического развития
- Что понимается под экономическим ростом и качеством экономического роста?
- Можно ли ставить знак равенства между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие»?
- Какие существуют типы экономического роста и чем они различаются?
- Какой тип экономического роста был исторически первым и почему?
- В чем сущность прямых и косвенных факторов экономического роста, в чем их различие?
- Что включается в понятие «факторы спроса» и чем они важны?
- Что включается в понятие «факторы распределения»?
- Что характеризует кривая производственных возможностей и о каких взаимосвязанных процессах она дает представление?
- Почему проблема определения величины оптимальных темпов экономического роста — одна из сложнейших в экономической теории и практике?
- Назовите доводы в пользу высоких темпов экономического роста.
- Перечислите причины необходимости ограничения темпов экономического роста.
- Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 438-464.
- Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник. – 2 изд. – СПб.: Питер, 2004. – С. 271-294.
- Павлова И. П. Макроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: МБИ, 2006.
Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.
Общенациональный план принимается на срок: июнь 2020 г. — декабрь 2021 г.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В частности, автор статьи «Налог о двух концах» (Российская газета от 6 марта 2007 года) дает возможность подискутировать о налогах и стимулах роста. В статье интервьюируется директор ассоциации «Налоги России» Игорь Трущаков: «Снижать НДС необходимо: сегодня он не стимулирует производство, а изымает из него оборотные средства. Реально он стимулирует только экспортеров. Поскольку при высоких ценах на природные ресурсы именно они имеют прибыли от продаж, а НДС не платят, а только возмещают из бюджета».
Данное высказывание, в моем понимании, вводит читателей и специалистов в заблуждение. Поясню.
Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС) и оборотные средства предприятия имеют различную экономическую природу. Ни повышение, ни понижение ставки НДС к оборотным средствам, их изъятию или пополнению, отношения не имеет. Обсуждаемое снижение ставки НДС с 18 до 15 процентов и соответствующее уменьшение доходной части бюджета не означает, что трехпроцентная разница ставок НДС, умноженная на сумму цен произведенных в стране товаров, будет источником пополнения оборотных средств. Прирост оборотных средств имеет другие экономические источники.
Оборотные денежные средства в хозяйственной практике могут временно отвлекаться из производственного оборота на уплату каких-либо налогов в случаях несбалансированного бюджета компании по поступлениям, оплате счетов и иным платежам, в том числе по заработной плате, несвоевременным банковским подкреплением бюджетно-финансовых расходов и т.п. к срокам уплаты налогов. И, «с таким же успехом», у компании в обороте могут временно находиться и денежные суммы для оплаты налогов, полученные в выручке, но сроки оплаты по которым еще не наступили. Это обычная и известная финансистам и экономистам практика хозяйствования.
Существует, конечно, и такое хозяйствование, когда компании годами накапливают задолженность по налоговым платежам, пеням, различным санкциям. Причины такого накопления различны: и субъективные — плохое управление компанией, например, и объективные причины — состояние рынков сбыта, государственная экономическая политика, нерациональное налоговое администрирование и т.д. И если компания не наращивает объемы продаж и, соответственно, прибыли, объема которой недостаточно для погашения накопившейся налоговой задолженности, и у компании нет структурных реформ и внешних инвестиций, чтобы изменить ситуацию, то тогда и происходит изъятие собственных оборотных средств для погашения такой задолженности. Но, как правило, это приводит к банкротству таких компаний. К НДС же это никакого отношения не имеет.
Во-вторых, снижение НДС не стимулирует экспорт и, вообще, отношение к этому не имеет, если существуют межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения. На самом деле, конкурируют на внешних рынках уровни издержек производства одинакового свойства (конкурирующих) товаров. Плюс норма прибыли на издержки, которая обычно должна быть выше, чем на внутреннем рынке, но не всегда: смотря каково состояние конкурентной среды на внутреннем рынке для экспортируемого товара. При этом желательно знать, каково налогообложение в стране-импортере данного товара и, конечно, учитывать величины экспортных пошлин и тарифов, применяемых при экспорте. Поэтому внутренний НДС здесь ни при чем. Я здесь специально, для ясного понимания излагаемой темы, не рассматриваю экспорт «неконкурентных» товаров (например, газ и нефть на европейский рынок), где имеется своя специфика ценообразования или других востребованных российских товаров при отсутствии других поставщиков на европейский или азиатский рынок.
Неверно и то, что экспортеры не платят НДС. Они платят НДС, который учтен в ценах поставщиков и подрядчиков за сырье, материалы и комплектующие для производства экспортной продукции. Этот входящий НДС как раз и возмещается из бюджета.
Однако, проблема возмещения НДС при экспорте куда более значительная для стимулирования экспорта, чем обсуждаемый (не очень принципиальный с моей позиции) размер ставки возмещаемого НДС. Суть проблемы заключается в том, что объем налогового администрирования при возмещении НДС при экспорте товара не адекватен государственной задаче стимулирования экспорта и его объемов. Нельзя, конечно, утверждать, что трудности с возмещением НДС главное препятствие для стимулирования экспорта. Скорее можно говорить о каком-то сдерживаемом объеме экспортного потенциала малого и среднего бизнеса.
Частые обвинения в адрес налоговых органов напрасны: их вины в этом нет. Правила игры задают законодатели. Сегодня предприятия малого и среднего бизнеса и даже крупного бизнеса (например, регионального уровня) в большой своей массе не готовы «играть» по правилам налогового администрирования, если, конечно, не весь объем производимого товара идет на экспорт. Не все могут отладить обоснованное нормирование затрат на единицу продукции, вести раздельный учет и т.п. Причина объективна. Работа требует постоянных дополнительных затрат, что сказывается на определенном росте себестоимости продукции. С другой стороны, если нестабильны внешние заказы или поставки по разовым контрактам, то это также сдерживает предприятия к осуществлению затрат по приведению учета к соответствию с требованиями налоговых нормативных документов по возмещению НДС. Поэтому возмещение НДС по сделке может осуществляться месяцами, а то и годами. В такой ситуации действительно предприятие осуществляет изъятие собственного оборотного капитала на оплату НДС при оплате счетов поставщикам за комплектующие или иные материалы. Именно поэтому предприятия-производители экспортной продукции зачастую подставляют компании, через которые осуществляется экспорт готовой продукции и которым возмещение НДС сделать уже проще и быстрее, так как уже не требуется для налогового органа обоснования нормативных затрат на изготовление продукции.
Отмечая инициативу Минфина в возможном снижении ставки НДС с 2009 года на три процента, все-таки сложно понять какую стимулирующую «нагрузку» возлагает Минфин на НДС. Может быть, это демонстрация опережающего налогового послабления в русле задуманных, но не формализованных в программы, реформ? Вряд ли кто-либо вникал в смысл фразы «благоприятные налоговые условия для финансирования…», которые использует Минфин в законопроектах. Конечно, благоприятные условия несут широкую гамму смысловой нагрузки как для человека, так и для бизнеса. Но может ли «…платеж, взимаемый … в форме отчуждения…» (статья 8 НК РФ) быть благоприятным?
Снижение или повышение налоговых ставок может иметь только прагматический смысл: для государства — доход и стимул, для бизнеса — расчет выгоды.
Развивая далее тему налогового стимулирования и изучая значение НДС, как косвенного налога, и налога на прибыль в экономическом хозяйствовании нашего государства, хотелось бы высказаться не о том, что данные налоги являются одними из основных источников дохода бюджетной системы государства, и в этом, в основном, видится их традиционное предназначение. Есть необходимость обозначить большую значимость этим налогам в качестве экономического инструмента, чем он определен в Налоговом кодексе РФ.
Возможность снижения ставки налога как стимулирующего условия развития каких-либо экономических процессов, в том числе и развития производства, практически никто не удосуживается доказывать. Принимается некая аксиоматическая данность, что снижение НДС стимулирует товаропроизводителя либо дает некие финансовые преференции развитию желаемой деятельности, например, инновационной. Во-первых, особо не замечено, чтобы снижение НДС приводило к снижению цен. Во-вторых, действительно надо разобраться, какова стимулирующая природа НДС; где в цене дополнительный финансово-экономический источник, образующийся при общем снижение ставки или его льготном применении в какой-нибудь деятельности?
Когда утверждают, что снижение ставки НДС стимулирует производство, то действующая в государстве налоговая идеология в своем практическом применении делает это утверждение в корне неверным. Размер ставки НДС, в принципе, не имеет того существенного практического значения, которое ему придают (в рамках действующего НК) в качестве стимула развития.
Конечно, при неизменности цены товара при снижении ставки увеличивается объем прибыли в цене товара. Происходит скрытый (невидимый на прилавке) рост цен. Если в этот период «отсечь» НДС от цен всех продаваемых товаров, то рост будет наглядно виден. Но, при этом, сумма прироста прибыли частично уменьшается на сумму прироста издержек: закупаемые сырье, комплектующие изделия и т.п., в свою очередь, тоже выросли в цене по той же причине, из-за снижения ставки НДС. Простой расчет, на примере строительной деятельности с использованием статистических данных по материальным затратам отрасли свидетельствует, что снижение ставки НДС на 3% может дать прирост чистой прибыли около 1%. Это доказывает, что в целом экономический эффект от трехпроцентного снижения ставки НДС минимальный, даже не произойдет снижения инфляции. Он может только сдержать инфляцию на некоторое время, так как при неизменности цен при одновременном снижении ставки НДС уже автоматически происходит рост цен товаропроизводителей (без учета НДС).
На самом деле, если цена моего (условного) товара реализуется (имеет сбыт) со ставкой НДС, например, 40%, 20% или 15%, то какая мне разница, какая сегодня действует ставка НДС. Если цена товара, без учета НДС, обеспечивает мне необходимую прибыль и покрывает издержки на его (товара) изготовление и имеет высокий спрос, то, опять-таки, пусть хоть 90% будет ставка НДС. Просто к цене добавлю 90%. И все товаропроизводители добавят 90% к ценам. Произойдет общее повышение цен. Пример, конечно, гипотетический. Но очевидно, что ставка НДС, в таком ее (единообразном) применении никакого отношения к экономике предприятия не имеет.
Читатель может сказать, что если уменьшить цену товара за счет снижения издержек (себестоимости) или снижения прибыли товаропроизводителя, то при действующей ставке НДС цена на рынке тоже уменьшится. Тогда другой производитель товара с такими же потребительскими свойствами, но не снизивший издержки, окажется в проигрыше, так как у него цена выше. И совершенно правильно скажет читатель. Потому что товары одинакового свойства конкурируют между собой издержками производства и нормой прибыли на издержки, которая, в свою очередь, зависит от цены товара доминирующего на рынке производителя или сбытовика.
На современном этапе развития экономики, когда на хозяйственную жизнь огромное влияние оказывает научно-техническая революция (НТР), экономический рост приобретает новые характеристики:
Во-первых, от частично-интенсивного совершается переход к полностью интенсивному развитию. При этом производители могут экономить все виды ресурсов, в том числе и труд, то есть экономическое развитие становится ресурсосберегающим.
Во-вторых, развивается практика выпуска специализированных, созданных под конкретного человека, продуктов, и снижаются затраты на их производство (например, возможность печатать футболки, кружки и тетради с индивидуальным дизайном сейчас есть в любом городе, при этом стоимость таких индивидуализированных товаров не сильно превышает стоимость товаров массовых).
В-третьих, прирост производства происходить только за счет технического прогресса.
Экономический рост измеряется динамикой реального валового внутреннего продукта (ВВП), то есть объемом всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный отрезок времени (чаще всего за год) или на душу населения.
Как уже отмечалось, политике бюджетных расходов предшествует фискальная политика, направленная на пополнение государственной казны. При этом зависимость между ВВП и налоговым бременем отражается так называемой производственной кривой Лаффера. В канонической форме эта кривая задается параболической зависимостью между величиной ВВП (X) и налоговым бременем, исчисляемым в виде доли государственных (налоговых) доходов в ВВП (q=T/X, где T – налоговые поступления в бюджет). Таким образом, речь идет о кривой X=X(q). В настоящее время кривой Лаффера посвящено множество работ как теоретического, так и эмпирического характера. Здесь следует отметить, прежде всего, работу самого А.Лаффера (A.Lafer) [13]. Интересным продолжением доктрины кривой Лаффера явилось введение понятий точек Лаффера 1-го и 2-го рода 15. Впоследствии эти точки подверглись скрупулезной эконометрической идентификации. При этом использовалась в основном статическая трехфакторная зависимость вида X=X(K,L,q), где ВВП (X) считался зависимым от численности занятых (L), объема основного капитала (K) и налогового бремени (q) 15. Однако данный подход оказался довольно сложным и имел ряд недостатков, подробно рассмотренных в [17]. В 2010 г. Ю.Ш.Ананиашвили и В.Г.Папава осуществили попытку построения синтетической схемы, в которую одновременно укладывались бы и теория спроса, основанная на концепции мультипликатора, и теория предложения, включающая концепцию кривой Лаффера 17. Кроме того, В.Г.Папава еще в 2001 г. предложил две важные теоретические разновидности кривой Лаффера 19.
Таблица 5. Разновидности кривых Лаффера.
Автор | Время создания модели | Вид модели |
---|---|---|
В.Папава | 1996-2001 | |
Г.Лоладзе | 2002 | δ и γ – оцениваемые параметры |
Е.Балацкий | 2003-2004 | K – капитал; L – труд; γ, a, b, n и m – оцениваемые параметры |
Ю.Ананиашвили | 2009 | Xpot – потенциальный ВВП; u и u* – фактический и естественный уровни безработицы; δ и μ – оцениваемые параметры |
Экономический рост — это процесс увеличения и улучшения национального производства, благодаря чему страна может выпускать больше товаров и услуг, а также повышать их качество. Изменяется рост в общем ВВП или на душу населения.
Работала корректором в издательстве, специализирующемся на периодических изданиях экономической тематики, писала статьи для профильных журналов по кадровому делопроизводству. С 2016 года работает в «Рамблере».
Без последних двух функций правительства легко увидеть, что экономической активности будет мало. Без полицейских сил было бы сложно защитить все, что вы заработали. Если бы люди могли просто прийти и взять что-нибудь, что у вас было, мы бы увидели три вещи:
- Люди будут тратить гораздо больше времени, пытаясь украсть то, что им нужно, и гораздо меньше времени, пытаясь произвести то, что им нужно, потому что воровать что-то часто легче, чем производить это самостоятельно. Это приводит к снижению экономического роста.
- Люди, которые производят ценные товары, будут тратить больше времени и денег, пытаясь защитить то, что они заработали. Это не продуктивная деятельность; общество было бы намного лучше, если бы граждане тратили больше времени на производство производительных товаров.
- Вероятно, будет гораздо больше убийств, поэтому общество преждевременно потеряет много продуктивных людей. Эти издержки и издержки, которые люди несут, пытаясь предотвратить собственное убийство, значительно снижают экономическую активность.
Через несколько лет поступила в Новосибирский государственный университет, закончив его по специальности «учитель начальных классов». Также имею дополнительное образование — «педагог английского языка». В онлайн-журналистике — более 10 лет. Сначала работала корреспондентом в региональных интернет-порталах.
I. Необходимость упрощении налогового администрирования при экспорте российских товаров
В частности, автор статьи «Налог о двух концах» (Российская газета от 6 марта 2007 года) дает возможность подискутировать о налогах и стимулах роста. В статье интервьюируется директор ассоциации «Налоги России» Игорь Трущаков: «Снижать НДС необходимо: сегодня он не стимулирует производство, а изымает из него оборотные средства. Реально он стимулирует только экспортеров. Поскольку при высоких ценах на природные ресурсы именно они имеют прибыли от продаж, а НДС не платят, а только возмещают из бюджета».
Данное высказывание, в моем понимании, вводит читателей и специалистов в заблуждение. Поясню.
Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС) и оборотные средства предприятия имеют различную экономическую природу. Ни повышение, ни понижение ставки НДС к оборотным средствам, их изъятию или пополнению, отношения не имеет. Обсуждаемое снижение ставки НДС с 18 до 15 процентов и соответствующее уменьшение доходной части бюджета не означает, что трехпроцентная разница ставок НДС, умноженная на сумму цен произведенных в стране товаров, будет источником пополнения оборотных средств. Прирост оборотных средств имеет другие экономические источники.
Оборотные денежные средства в хозяйственной практике могут временно отвлекаться из производственного оборота на уплату каких-либо налогов в случаях несбалансированного бюджета компании по поступлениям, оплате счетов и иным платежам, в том числе по заработной плате, несвоевременным банковским подкреплением бюджетно-финансовых расходов и т.п. к срокам уплаты налогов. И, «с таким же успехом», у компании в обороте могут временно находиться и денежные суммы для оплаты налогов, полученные в выручке, но сроки оплаты по которым еще не наступили. Это обычная и известная финансистам и экономистам практика хозяйствования.
Существует, конечно, и такое хозяйствование, когда компании годами накапливают задолженность по налоговым платежам, пеням, различным санкциям. Причины такого накопления различны: и субъективные — плохое управление компанией, например, и объективные причины — состояние рынков сбыта, государственная экономическая политика, нерациональное налоговое администрирование и т.д. И если компания не наращивает объемы продаж и, соответственно, прибыли, объема которой недостаточно для погашения накопившейся налоговой задолженности, и у компании нет структурных реформ и внешних инвестиций, чтобы изменить ситуацию, то тогда и происходит изъятие собственных оборотных средств для погашения такой задолженности. Но, как правило, это приводит к банкротству таких компаний. К НДС же это никакого отношения не имеет.
Во-вторых, снижение НДС не стимулирует экспорт и, вообще, отношение к этому не имеет, если существуют межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения. На самом деле, конкурируют на внешних рынках уровни издержек производства одинакового свойства (конкурирующих) товаров. Плюс норма прибыли на издержки, которая обычно должна быть выше, чем на внутреннем рынке, но не всегда: смотря каково состояние конкурентной среды на внутреннем рынке для экспортируемого товара. При этом желательно знать, каково налогообложение в стране-импортере данного товара и, конечно, учитывать величины экспортных пошлин и тарифов, применяемых при экспорте. Поэтому внутренний НДС здесь ни при чем. Я здесь специально, для ясного понимания излагаемой темы, не рассматриваю экспорт «неконкурентных» товаров (например, газ и нефть на европейский рынок), где имеется своя специфика ценообразования или других востребованных российских товаров при отсутствии других поставщиков на европейский или азиатский рынок.
Неверно и то, что экспортеры не платят НДС. Они платят НДС, который учтен в ценах поставщиков и подрядчиков за сырье, материалы и комплектующие для производства экспортной продукции. Этот входящий НДС как раз и возмещается из бюджета.
Однако, проблема возмещения НДС при экспорте куда более значительная для стимулирования экспорта, чем обсуждаемый (не очень принципиальный с моей позиции) размер ставки возмещаемого НДС. Суть проблемы заключается в том, что объем налогового администрирования при возмещении НДС при экспорте товара не адекватен государственной задаче стимулирования экспорта и его объемов. Нельзя, конечно, утверждать, что трудности с возмещением НДС главное препятствие для стимулирования экспорта. Скорее можно говорить о каком-то сдерживаемом объеме экспортного потенциала малого и среднего бизнеса.
Частые обвинения в адрес налоговых органов напрасны: их вины в этом нет. Правила игры задают законодатели. Сегодня предприятия малого и среднего бизнеса и даже крупного бизнеса (например, регионального уровня) в большой своей массе не готовы «играть» по правилам налогового администрирования, если, конечно, не весь объем производимого товара идет на экспорт. Не все могут отладить обоснованное нормирование затрат на единицу продукции, вести раздельный учет и т.п. Причина объективна. Работа требует постоянных дополнительных затрат, что сказывается на определенном росте себестоимости продукции. С другой стороны, если нестабильны внешние заказы или поставки по разовым контрактам, то это также сдерживает предприятия к осуществлению затрат по приведению учета к соответствию с требованиями налоговых нормативных документов по возмещению НДС. Поэтому возмещение НДС по сделке может осуществляться месяцами, а то и годами. В такой ситуации действительно предприятие осуществляет изъятие собственного оборотного капитала на оплату НДС при оплате счетов поставщикам за комплектующие или иные материалы. Именно поэтому предприятия-производители экспортной продукции зачастую подставляют компании, через которые осуществляется экспорт готовой продукции и которым возмещение НДС сделать уже проще и быстрее, так как уже не требуется для налогового органа обоснования нормативных затрат на изготовление продукции.
Однозначно, что при организации стимулирующей экспортной политики такое положение дел в стране надо исправлять, так как участие подставных (как дополнительное звено сбыта) фирм увеличивает общие издержки экспортной продукции и уменьшает прибыль предприятий-изготовителей экспортной продукции в силу необходимости «делиться» доходом с такими фирмами.
Проблему неадекватности объема налогового администрирования задаче стимулирования экспорта необходимо разрешать не налоговым органам, а законодательной и исполнительной властям. Путь решения (или экономический инструмент) должен быть предложен специалистами, в том числе и налоговыми органами. Экономический инструмент должен соответствовать требованиям: быть простым для понимания, не приводить к дополнительным трудовым и финансовым затратам, обеспечивать срок возмещения НДС в течение пяти рабочих дней с даты подачи документов в налоговый орган на возмещение НДС.
Таким требованиям соответствует предлагаемое мною к рассмотрению экономическое решение, суть которого в использовании (одновременно с действующим механизмом) нормативно-статистического метода отраслевых (подотраслевых) материальных затрат при расчете сумм возмещаемого НДС (название метода предложено автором). Кратко разъясню.
Экономистам известно, что любая отрасль (подотрасль) имеет определенную структуру затрат на производство продукции. Для нормативного метода необходимы статистические данные по материальным затратам на рубль выпускаемой продукции. Росстат статистику по элементам затрат ведет. Дополнительно необходимо ввести сбор статинформации по объему покупных материалов, услуг, подрядных работ и т.п. в составе материальных и иных элементов затрат. Далее, определить среднестатистический объем покупных материалов и т.д., относимых на себестоимость продукции, по каждой отрасли (подотрасли). Данный объем затрат принять как затраты, относимые на себестоимость и оплачиваемые поставщикам с НДС, а объем (сумму) данного НДС на рубль затрат или выпускаемой продукции принять в качестве нормативно-статистического НДС, который подлежит возмещению из бюджета при экспорте товара.
Для того чтобы детально разобраться в основных способах и путях как повысить выручку, представим подробную инструкцию.
- Проанализировать текущую ситуацию на предприятии.
Это необходимо сделать для того, чтобы определить степень выполнения плана по реализации продукции, а также установить, соответствует ли фактический размер полученного дохода тому показателю, который был изначально запланирован.
ВНИМАНИЕ. Следует помнить, что плановая и фактическая информация об объеме выручки должна иметь одинаковую оценку.
Иными словами, необходимо сравнить фактическую выручку, полученную от реализации продукции по плановым ценам, с плановым объемом выручки, рассчитанной по тем же ценам.
- Выявить основные факторы, повлекшие за собой отклонение фактического объема выручки от запланированного.
К таким факторам можно отнести:
- ухудшение качества продукции, повлекшее снижение объема продаж;
- снижение объемов производства;
- увеличение себестоимости, производимой продукции и т.д.
- Руководство фирмы выбирает конкретные способы, чтобы поднимать выручки предприятия.
Выделяют следующие основные пути увеличения выручки:
- Снижение себестоимости продукции – данная мера предполагает рациональное использование ресурсов, производственных мощностей, оптимизацию кадров и т.д.
- Проведение эффективной рекламной политики – грамотно подобранные маркетинговые приемы способны в разы увеличить объемы продаж и соответственно размер выручки предприятия.
- Мотивация персонала – каждый грамотный руководитель должен понимать, что работник, чей труд щедро награждается, способен гораздо качественнее и быстрее выполнять свои функциональные обязанности. В связи с этим с целью увеличения выработки продукции можно применять стимулирующие доплаты, премии и т.д.
- Увеличение объемов производимой продукции – при наличии возможности, предприятие может запустить дополнительные производственные мощности, что позволит увеличить объемы продаж.
ВАЖНО. Прежде чем воспользоваться данным способом, следует тщательно проанализировать рынок и убедиться в том, что выпускаемая продукция будет востребована.
- Реализация конкретных мер по увеличению объемов выручки организации
Реализация тех или иных планов, в том числе и по увеличению дохода от продаж, предполагает постановку перед структурными подразделениями организации конкретных целей, контроль над выполнением поставленных задач, а также оценку полученных результатов.
Любому руководителю следует помнить, что длительное отсутствие выручки либо остановка ее уровня на одной отметке рано или поздно приведет к перебоям в работе, уменьшению чистой прибыли, а также множеству других негативных явлений.
Михаил Мишустин рассказал, за счет чего растут налоговые поступления
Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).
На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).
Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:
— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;
— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.
Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. укрепление системы здравоохранения;
2. поддержка доходов граждан;
3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.
Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.
Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.
Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.
Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы — в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики — ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.
В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.
Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере — снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения — и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.
Написать комментарий
Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
Существуют и другие государственные программы, которые приносят чистую выгоду экономике, когда полностью оплачиваются за счет налогов. Существуют определенные товары, которые общество считает желательными, но отдельные лица или корпорации не могут поставлять. Рассмотрим проблему дорог и автомагистралей. Наличие обширной системы дорог, по которой люди и товары могут свободно перемещаться, значительно способствует процветанию нации. Если частный гражданин хочет построить дорогу для получения прибыли, он столкнется с двумя основными трудностями:
- Стоимость коллекции. Если бы дорога была полезной, люди с радостью заплатили бы за нее. Для сбора платы за пользование дорогой необходимо будет установить плату за проезд на каждом выезде и въезде на дорогу; многие автомагистрали между штатами работают именно так. Однако для большинства местных дорог сумма денег, полученная в результате этих сборов, будет уменьшена из-за чрезмерных затрат на установку этих сборов. Из-за проблемы со сбором много полезных инфраструктур не будет построено, хотя в его существовании есть чистая выгода.
- Мониторинг, кто использует дорогу. Предположим, вы смогли настроить систему платы за проезд на всех входах и выходах. Люди по-прежнему могут входить или выходить из дороги в местах, отличных от официального выхода и въезда. Если люди могут уклониться от уплаты пошлины, они будут.
Правительства обеспечивают решение этой проблемы путем строительства дорог и возмещения расходов за счет налогов, таких как подоходный налог и налог на бензин.Другие объекты инфраструктуры, такие как канализация и водопровод, работают по тому же принципу. Идея деятельности правительства в этих областях не нова; по крайней мере, так далеко от Адама Смита. В своем шедевре 1776 года «Богатство народов» Смит написал :
«Третья и последняя обязанность суверенного или содружества состоит в том, чтобы создавать и поддерживать те общественные институты и те общественные работы, которые, хотя они могут быть в высшей степени выгодными для великого общества, однако имеют такой характер, что прибыль никогда не сможет возместить расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому количеству лиц, и поэтому нельзя ожидать, что какое-либо отдельное или небольшое число лиц будет возводиться или обслуживаться ».
Более высокие налоги, которые приводят к улучшению инфраструктуры Можно привести к более высокому экономическому росту. Еще раз, это зависит от полезности создаваемой инфраструктуры. Шоссе с шестью переулками между двумя маленькими городами в северной части штата Нью-Йорк вряд ли будет стоить потраченных на него налоговых долларов. Улучшение безопасности водоснабжения в бедных районах может стоить на вес золота, если это приведет к снижению заболеваемости и страданий пользователей системы.
Снижение налогов не обязательно поможет или навредит экономике. Вы должен Подумайте, на что расходуются доходы от этих налогов, прежде чем вы сможете определить, какое влияние окажет сокращение на экономику. Из этого обсуждения, однако, мы видим следующие общие тенденции:
- Сокращение налогов и расточительные расходы помогут экономике из-за сдерживающего эффекта, вызванного налогообложением. Сокращение налогов и полезных программ может или не может принести пользу экономике.
- Определенная сумма государственных расходов требуется в армии, полиции и судебной системе. Страна, которая не тратит достаточное количество денег в этих областях, будет иметь депрессивную экономику. Слишком большие расходы в этих областях расточительны.
- Страна также нуждается в инфраструктуре, чтобы иметь высокий уровень экономической активности. Большая часть этой инфраструктуры не может быть адекватно предоставлена частным сектором, поэтому правительства должны тратить деньги в этой области, чтобы обеспечить экономический рост. Однако слишком большие расходы или расходы на неправильную инфраструктуру могут быть расточительными и замедлять экономический рост.
- Если люди естественно склонны тратить собственные деньги на образование и здравоохранение, то налогообложение, используемое для социальных программ, может замедлить экономический рост. Социальные расходы, предназначенные для семей с низким доходом, намного лучше для экономики, чем универсальные программы.
- Если люди не склонны тратить свои средства на образование и здравоохранение, то эти товары могут принести пользу, поскольку общество в целом получает пользу от здоровой и образованной рабочей силы.
Правительство, прекращающее все социальные программы, не является решением этих проблем. У этих программ может быть много преимуществ, которые не измеряются экономическим ростом. Однако по мере расширения этих программ может произойти замедление экономического роста, поэтому об этом всегда следует помнить. Если программа имеет достаточно других преимуществ, общество в целом может пожелать иметь более низкий экономический рост в обмен на большее количество социальных программ.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения
ВВП – это суммарный показатель стоимости произведённых товаров и услуг за отдельно взятый период, чаще всего за один год. ВВП включает все возможные товары и услуги: от сельскохозяйственных культур к концертам поп-групп. Всё это суммируется, переводится в денежный эквивалент и определяется значение ВВП. При увеличении значения валового внутреннего продукта экономика страны растёт. Но, важно также учитывать ВВП на душу населения.
Важность этого показателя можно доказать на примере жизни двух семей. Состав первой семьи – это два человека. Общими усилиями они зарабатывают 120 тысяч рублей в месяц (реальный ВВП), если же разделить эту сумму на количество членов семьи, получится по 60 тысяч на человека (ВВП на душу населения). Эта семья может достаточно позволить, обеспечив себе высокий уровень жизни.
Но, если мы возьмём вторую семью с шестью членами семьи, двое из которых дети и двое пенсионеры. А доход также будет составлять 120 тысяч рублей. То в такой ситуации уровень жизни этой семьи будет гораздо ниже. Так же и с ВВП: для экономического роста страны важно не только суммарное значение ВВП, но и то, есть ли выгода жителям той же страны, повышается ли их уровень жизни.
Уровень жизни населения является основным показателем экономического развития любого государства. Поэтому эффективное финансовое функционирование зависит от показателей определённых характеристик уровня жизни граждан. Организацией Объединённых Наций было предложено распределение всего населения страны по месту на рынке труда. Такой вариант дал возможность классифицировать всех по социально-экономическим группам.
Социум был разделён на работодателей, наёмных работников, частных предпринимателей с указанием на место осуществления свой деятельности (город, село). Такое разделение население помогло определить экономически активных граждан – работодателей, наёмных работников, участников семейных бизнесов, ИП. С другой стороны, экономически неактивное население – это домохозяйки, студенты и граждане, получающие нетрудовой доход. Например, пособие и социальные трансферты, а также доходы от сдачи в аренду собственности.
Кроме того, с 1970 года действует концепция «базовых потребностей» Международной организации труда. там представлены основные потребности большинства населения. Ссылаясь на концепцию МОТ, правительствам рекомендовалось сосредоточить своё внимание на удовлетворения именно этих потребностей, чтобы обеспечить экономический рост страны. Кроме того, была разработана система универсальных показателей. Она учитывает субъективное восприятие жизненных условий и их объективные характеристики. В связи с этим при оценке экономического роста страны первое место заняли социальные показатели.
Согласно концепции «базовых потребностей» приоритеты социальной политики можно разделить на девять направлений развития, следуя которым возможно обеспечить экономический рост страны.
Речь идёт об эффективном регулировании процессов распределения доходов в обществе. Кроме того, особое место занимает поддержка личности как потребителя товаров и услуг, а также обеспечения потребительского минимума.
В этом направлении предусматривается финансирование процессов обеспечения здорового образа жизни человека на всех стадиях его жизненного цикла.
Гарантия экономического роста страны – высокий уровень образованности её населения. Поэтому пункт «образование» подразумевает под собой финансирование деятельности образовательных и культурных учреждений. В дальнейшем это поможет расширить существующие методы обучения и воспитания будущего поколения. Кроме того, это способно сохранить и обогатить культурное наследие нации.
Нужно помочь населению страны узнать основы тайм-менеджмента. Это позволит им эффективно использовать своё время для досуга и выполнения семейных и социальных обязанностей. Кроме того, обеспечить доступность качественного досуга для всех социальных классов.
Этот пункт подразумевает под собой финансирование процессов обеспечения и защити благоприятной окружающей среды. То есть оценивается экологическая безопасность и уровень загрязнённости окружающих условий. Затем, в зависимости от результатов, принимаются нужные меры.
Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт ч
Самые популярные сценарии путей достижения экономического роста в мире на ближайшее будущее говорят:
- о мировой глобализации процессов развития, опережающих рост международных рынков в сравнении с международным технологическим развитием,
- о продолжающемся уменьшении разрыва в уровне накоплений и осуществления расходов между государствами с развитыми и только начинающими развитие рынками сбыта.
Тенденция развития международного внутреннего валового продукта в ближайшие десять лет прогнозируется около трех с половиной процентов, что ниже минимального роста в предыдущие десять лет на полпроцента, но выше среднего темпа роста в период конца восьмидесятых годов XX века и начало текущего века. Опять же, если посмотреть с другой стороны, то нарастание ограничений в использовании ресурсов природы и человеческих ресурсов, завышение требований к сбалансированности в финансовой сфере в условиях сохранения в продолжительной перспективе высокой долговой нагрузки будут мешать возвращению международной экономики на большие ежегодные темпы роста более четырех процентов.
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
на тему:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Работу выполнил:
Кузнецова Инна Владимировна
Студент 2 курса, ФК-08-01
Научный руководитель:
к.э.н., Прокопьев Вадим Николаевич
Чита-2009
ПЛАН
Введение
1. Экономический рост
1.1 Понятие и виды экономического роста
1.2 Факторы, влияющие на экономический рост
2. Налоговая политика государства в условиях экономического роста
2.2 Понятие и типы налоговой политики
2.2 Задачи налоговой политики
2.3 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост
3. Налоговая система РФ
1.3 Анализ современной налоговой политики
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из важных экономических целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Немаловажную роль в экономическом развитии, обеспечении экономического роста, играет проблема налогообложения. Налоги являются фактором экономического роста.
Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая политика является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Ведь именно с помощью налоговой политики государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Помимо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В нашей работе мы хотели бы отразить четкую взаимосвязь темпов экономического роста с уровнем налоговой нагрузки, а затем провести анализ современной налоговой политики и соответственно выделить проблему и дальнейшие перспективы развития.
В ходе исследования осуществлена разработка следующих моментов:
1. выявлена сущность экономического роста, его типы, а также предоставлена формула для измерения экономического роста через показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения.
2. уточнены основные факторы экономического роста и представлена, иллюстрирующая их, кривая производственных возможностей.
3. показана взаимосвязь темпов экономического роста с уровнем налоговой нагрузки, посредством построения кривой Лаффера, а также для наглядности показана взаимосвязь производственной и фискальной кривых;
4. произведен анализ современной налоговой политики Российской федерации, отмечены ее недостатки и меры принимаемые государством для устранения этих недостатков.
Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. рассмотрение показателей, характеризующих эффективность национальной экономики;
2. конкретизация теоретических подходов к построению эффективной налоговой системы;
3. исследование вопроса о возможности определения оптимальной величины налоговой нагрузки в масштабе национальной экономики с помощью инструментария кривой Лаффера;
4. выведение критериев оптимальности налоговой политики в зависимости от экономических и политических особенностей национальной экономики.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1.1 Понятие и виды экономического роста
Непреложным законом в нормальном обществе принято считать, что экономика обладает свойством увеличиваться в масштабах, а это значит, что такие показатели, как реальный объем ВНП[1] либо ВВП[2], либо национальный доход (НД)[3] на душу населения должны возрастать с течением времени. Годами, десятилетиями и веками производится все больше благ, и жизнь людей улучшается.
Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.[4]
Ответ разместил: HelpPls25Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.Спасибо Ответ разместил: Гость
теория в логике представляет собой логически связную систему предложений. в качестве логической связи используются процедуры дедукции, формализующие отношение выводимости. в зависимости от степени проясненности (выявленности) дедуктивных связей различают несколько типов теорий.
Ответ разместил: Гость
0*9+1=1
1*9+2=11
12*9+3=111
123*9+3=1111 неправильное
0*9+1=0+1=1 правильно
1*9+2=9+2=11 правильно
12*9+3=108+3=111 правильно
123*9+3=1107+3=1110 правильно
- Твір «як змінюються берези навесні? «…
- Сберегательный счет был открыт 15 февраля, и на не…
- .(Запишите восемь первых натуральных чисел, кратны…
- .(:в фермерском хоз. 3 участка. 12га.8га.6га. сред…
- Почему швабрин вызывает презрение читателя? а ест…
- Вкаком направлении от москвы находится республика…
- Окружность разделена на 3 части в отношении 3: 5:…
- Решите систему уравнений методом подстановки: х-3…
- Стальной и деревянный шарики одинакового объема с…
- Вогороде две овощные базы. по ошибке на одну из ни…
Экономический рост — увеличение валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени.
ВНП (выпуск материальных благ и услуг в стране) может быть увеличен даже в краткосрочном периоде, если удастся задействовать простаивающие ресурсы. В экономике следует различать потенциальный и реальный выпуск, или ВНП.
Потенциальный ВНП предполагает использование всех наличных ресурсов, а реальный — использование части наличных ресурсов. В этом смысле реальный, или действительный, выпуск всегда ниже потенциального, или ниже кривой производственных возможностей, например, в точке А (см. главу 2 Ресурсы и потребности — основа любой экономики). Таким образом, феномен экономического роста заключается в том, что со временем увеличивается уровень ВНП, соответствующий состоянию полной занятости.
Экономический рост может быть измерен тремя способами:
- увеличением реального ВНП за определенный период времени, например, за год;
- увеличением реального ВНП на душу населения;
- годовыми темпами роста ВНП в процентах.
Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд руб. в прошлом году и 210 млрд руб. в текущем году, то можно рассчитать темпы его роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину ВНП прошлого года и соотнося разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном примере темп роста составит (210 млрд — 200 млрд) / 200 млрд руб. х 100% = 5%.
Темпы роста никогда не бывают устойчивыми. Неизбежны их колебания вокруг общего повышательного тренда. Понимая это, фирмы обычно изменяют уровень своих запасов. Однако это не решает проблем инвестиций, которые могут сильно упасть, если заметные колебания темпов роста сделают будущие перспективы слишком неопределенными.
Каково значение увеличения темпов экономического роста?
Значение увеличения темпов экономического роста велико.
Экономический рост — ключевой фактор повышения уровня благосостояния. Именно он позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т. д. И хотя год от года подобные улучшения происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разнице в скорости роста. Экономисты утверждают, что когда экономика растет на 2,5% в год, то реальный ВНП будет удваиваться каждые 28 лет; если же темпы роста повысятся до 3% в год, то удвоение ВНП будет происходить раз в 24 года.
Действительно ли столь существенна разница между пятью и тремя процентами экономического роста? Да, существенна, и весьма! Для индустриально развитых стран с их реальным ВНП разница между темпами роста в 3 и 5% выражается огромной суммой. Для населения очень бедной страны даже полупроцентное снижение в темпах экономического роста может означать голодную смерть.
Экономический рост сам по себе обычно рассматривается как цель общественного развития.
Экономический рост важнее, чем стабильность. Почему?
Ответ очевиден: увеличение общественного продукта в расчете на душу населения означает повышение уровня жизни. Экономический рост:
- влечет за собой возрастание материального изобилия и отвечает принципам минимизации издержек и максимизации прибыли;
- облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов;
- позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществлять новые широкомасштабные программы;
- способствует решению социально-экономических проблем как внутри страны, так и на международном уровне.
Кроме того, экономический рост облегчает правительству решение ряда задач экономической политики. Возрастают доходы от налогообложения по текущим ставкам, так что государство может развивать свои услуги (то же здравоохранение), не повышая налоги. Немаловажно и то, что перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения становится возможным при одновременном повышении благосостояния тех, чьи доходы выше.