Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
Какие лица относятся к органам и агентам
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:
- Правительством РФ;
- органами ВК;
- агентами ВК.
При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:
- Центробанк;
- федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.
Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:
- банки, наделенные такими полномочиями;
- профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц
И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:
- Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
- Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.
Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:
- Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
- Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:
- Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
- Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:
- Документация, которая удостоверяет личность физлица.
- Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
- Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
- Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
- Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
- Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
- Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
- Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
- Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
- Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
- Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
- Паспорт сделки.
- Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
- Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.
Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.
Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.
Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.
Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.
Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.
В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.
Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:
- Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
- Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.
Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:
- Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
- Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
- Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
- Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
- Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
- Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
- Паспорт сделки.
- Таможенные декларации.
Организация контроля валютных договоров
В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.
Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.
Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.
В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.
Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния
Правовое регулирование валютных операций
Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».
Среди них можно выделить следующие:
-
невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
-
установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
-
одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
-
единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
-
госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.
Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:
-
Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
-
международные соглашения РФ;
-
опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.
Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).
Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой
Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:
Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями
При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой
В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.
Агенты валютного контроля
Агентами ВК принято называть организации, наделенные соответствующими полномочиями в рамках лицензий, полученных от Центробанка. Это могут быть коммерческие и государственные банки, госкорпорации (Внешэкономбанк). Кроме этого, в роли агентов могут выступать исполнительные структуры, например ФНС.
В своей деятельности агенты ВК имеют право:
- оформлять расчетные счета для участников международных валютных операций;
- проверять поступающие документы на легальность и легитимность;
- регистрировать сведения, относящиеся к совершению валютных расчетов, для последующей записи в базы данных;
- закрывать операции, если это предусмотрено договором;
- составлять отчеты по всем проведенным расчетам.
Какие функции и полномочия у органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации в 2016–2017 годах
Структурные изменения, вступившие в силу с 2017 года, не коснулись установленного функционала и полномочий органов и агентов валютного контроля. По-прежнему Правительство РФ и Центробанк осуществляют функции органов валютного регулирования в РФ — определяют общие «правила игры» на валютном рынке, а также меры по контролю за соблюдением этих правил.
Правительство и ЦБ осуществляют также функции валютного контроля. В этом статусе:
- Правительство РФ, находясь на уровне I контроля, координирует работу подчиненных ему структур из числа органов валютного контроля уровня II. Одновременно правительство регламентирует взаимодействие этих структур с ЦБ РФ.
- ЦБ РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере валютных транзакций в подотчетных ему структурах — банках и приравненных к ним организациях. Одновременно ЦБ координирует со своей стороны взаимодействие своих агентов со структурами, подотчетными правительству.
- Агенты валютного контроля и органы контроля уровня II в пределах своей компетенции осуществляют комплекс мер по контролю за проходящими через них валютными транзакциями и передают информацию другим субъектам валютного регулирования — как вышестоящим, так и работающим параллельно.
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Роль банков в валютном регулировании
Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.
Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:
- отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
- контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
- переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.
Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.
ФТС к свнтролирует валютные операции, связанные:
- c перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
- c ввозом товаров в Российскую Федерацию
- c вывозом товара из Российской Федерации.
А, так же:
- следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
- организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям.
Деятельность ФНС, как органа валютного контроля банков:
- проведение проверок соблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
- следит за соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
- следит за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).