Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 2. Формы предварительного расследования и их соотношение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Отличия следствия от дознания
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.
У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.
Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В постановлении одновременно должен быть приведен поименный список уполномоченных начальником отдела дознания на производство дознания по делу лиц, указано, кому из дознавателей поручается руководство группой.
В состав группы дознавателей могут входить также сопровождающие расследование оперативники. Порядок расследования группой дознавателей закреплен в ст. 223.2 УПК РФ. Руководитель группы дознавателей должен организовать работу группы, руководить деятельностью членов группы, составить обвинительный акт.
Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.
Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?
Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.
Понятие и значение общих условий предварительного расследования
Приступая к изучению главы 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», есть все основания вести речь об общих условиях как предварительного следствия, так и дознания.
Общие условия предварительного расследования – это установленные уголовно-процессуальным законом правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования, основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.
Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.
Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан. Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований.
Только строжайшее соблюдение их позволяет успешно выполнить важные задачи в ходе расследования преступлений.
- К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе 21 УПК, относятся правила:
- 1) формы предварительного расследования;
- 2) подследственность;
- 3) соблюдение места производства предварительного расследования;
- 4) соединение и выделение уголовных дел;
- 5) определение начала производства предварительного расследования и его окончания;
- 6) производство неотложных следственных действий, а также правила производства следственных действий;
- 7) составление и оформление протокола следственного действия;
- 8) обязательность рассмотрения заявленных ходатайств;
- 9) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- 10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- 11) участие специалиста, переводчика и понятых.
- Характеристика этих общих условий дается ниже.
- Формы предварительного расследования, их характеристика (ст.150 УПК РФ)
Комментарий к ст. 150 УПК РФ
1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).
2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).
3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.
4. О дознании см. коммент. к ст. 223.
5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.
Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:
— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);
— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).
6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:
1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;
2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.
7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.
Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
В чем разница между дознанием и следствием?
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Уголовно-процессуальное право
Но основным является акт, содержащий выводы (итоги) расследования уголовного дела.
Анализ указанных норм и взаимосвязанных с ними иных положений закона позволяет рассматривать «окончание предварительного расследования в нескольких аспектах:
Первые четыре вида указывают на завершение лишь досудебной части уголовного судопроизводства. Понятие виды и значение объекта преступления в уголовном праве? Следовательно, уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения по расследованному уголовному делу продолжатся.
Прекращение же уголовного дела свидетельствует не только об окончании расследования, но и о прекращении уголовно-процессуальной деятельности и соответствующих правоотношений в рамках уголовного дела. Окончание предварительного расследования — это не одномоментный акт, а процедура, включающая комплекс процессуальных действий. При этом их последовательность зависит от вида окончания предварительного расследования. В частности, такими действиями являются: Название итоговых процессуальных актов и их число служат критерием определения видов окончания предварительного расследования. Таким образом, закон предусматривает следующие виды окончания предварительного расследования.
Предварительное расследование — что нужно знать
Подозреваемый может быть задержан в порядке ст. 91 УПК РФ на 2 суток. В рамках дознания действует такой же порядок, как и на следствии.
Задержание возможно, если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение свободы. Если задержание совпало с моментом вручения уведомления о подозрении, то правило о допросе в течение 3 суток не применяется – допрос должен состояться в течение 24 часов (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).
До истечения срока задержания (48 часов) дознаватель должен принять решение об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого. Как правило, это либо подписка о невыезде и (или) освобождение, либо обращение в суд с ходатайством об аресте.
Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно по тем же основаниям, что и на следствии. Порядок одинаковый. Дознаватель вправе обратиться в суд независимо от того, был ли задержан подозреваемый в порядке ст. 91 УПК РФ. Правда, как правило, первично все-таки следует задержание.
Арест подозреваемого в рамках дознания – редкость. Это сокращает срок дознания – оно должно быть завершено в 10-дневный срок. Это правило равноценно требованию предъявления в 10-дневный срок обвинения при аресте подозреваемого в рамках следствия. При этом срок исчисляется с момента задержания подозреваемого, если такое задержание было, или с момента ареста судом.
Если 10-дневный срок соблюсти невозможно и требуется продолжить дознание или нужно время на составление обвинительного акта, то возможны два варианта:
- Мера пресечения отменяется и подозреваемый освобождается. Далее дознание продолжается в общем порядке, и должно быть либо завершено в 30-дневный срок с момента возбуждения дела, либо продлено еще на 30 суток.
- Срок ареста продлевается судом до 6 месяцев в таком же порядке, как и продлевается арест в ходе следствия. Как правило, этому предшествует продление срока дознания. Постановление дознавателя о продлении срока ареста согласовывается с прокурором. Он же принимает решение о продлении срока дознания.
При невозможности дознавателем завершить расследование и составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента ареста (задержания) подозреваемого, допускается еще один вариант действий. Прокурор изымает уголовное дело и передает его в орган следствия для продолжения расследования, но уже в форме предварительного следствия. В этом случае следователь будет принимать решение – отменить меру пресечения, изменить ее или оставить в силе. В последнем случае подозреваемому обязательно должно быть предъявлено обвинение при соблюдении 10-дневного срока.
Дознание завершается составлением обвинительного акта. Этот документ можно сравнить с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого на предварительном следствии, но формально в нем много общего с обвинительным заключением.
Обвинительный акт составляется в 30-дневный срок с момента возбуждения уголовного дела или в 10-дневный срок с момента ареста (задержания) подозреваемого. Либо в 60-дневный срок, если срок дознания продлевался. Требования к обвинительному акту – ст. 225 УПК РФ. После его составления дознаватель предъявляет документ теперь уже обвиняемому и его защитнику, которые одновременно знакомятся и с актом, и с материалами уголовного дела. Если потерпевший заявил ходатайство, то обвинительный акт и материалы дела предъявляются также и ему для ознакомления.
После завершения процедуры ознакомления с делом дознаватель направляет материалы прокурору для утверждения акта и направления дела в суд.
Скачать обвинительный акт дознания (бланк/образец)
Следственные процедуры представляют собой ряд активных мероприятий, предпринимаемых компетентными кадрами правоохранительных органов в рамках возбуждённого уголовного дела при наличии преступления и подозреваемых в этом деянии. Как правило, данные действия характеризуются по следующим признакам:
- Обследование места преступления.
- Сбор доказательств по настоящему делу.
- Опрос очевидцев и свидетелей.
- Поиск пропавших вещей, например, после кражи, и приобщение их к общим материалам.
- Организация очных ставок.
- Проведение процедуры дознания в отношении подозреваемого и его сообщников.
- Выявление соучастников преступления, которые устанавливаются при детальном анализе преступления.
- Формирование материалов УД для суда.
Следователь и подозреваемый
Несмотря на широкий спектр полномочий сотрудников оперативной группы, они должны выполнять ряд определённых правил, в частности:
- Ни один участник в ходе активных оперативных процедур не может быть подвергнут опасности в результате их проведения.
- В случае, если отсутствуют особые обстоятельства, мероприятия не могут проводиться в ночное время суток.
- В ходе следствия могут проводиться обыски и допросы, для которых уполномоченным сотрудникам непременно потребуются ордера или ориентировки, дающие основания для вторжения в частную жизнь граждан.
Любые процедуры, инициированные сотрудниками правоохранительных органов, должны проводиться в рамках внутреннего регламента органов МВД и не нарушать закон, а также личные права и свободы граждан в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно букве закона, дознаватель должен провести только те процедуры, отказ от которых впоследствии может повлечь полную и бесповоротную утрату:
- следов злонамеренного противоправного деяния;
- доказательств вины подозреваемого и обвиняемого;
- аналогичного рода объектов.
Имеет право обозначенное должностное лицо также отказываться от допроса граждан, которые предоставили объяснения в ходе проверки по поводу преступления.
Если же на протяжении проверочного этапа, проходившего до начала следствия, имели место быть различные исследования, и специалисты дали по ним заключения, то дознаватель может отказаться от назначения судебной экспертизы.
В настоящее время различают две формы дознания по уголовным делам – дознание в полном объеме (глава 32 УПК РФ) и сокращенное дознание (дознание в сокращенной форме — глава 32. 1 УПК РФ).
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.
В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.
Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.
В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.
Раздел VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования — это форма окончания стадии предварительного расследования, влекущая за собой прекращение производства каких-либо процессуальных действий, в связи с наличием обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу, либо делающих такое производство нецелесообразным.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие формы окончания предварительного следствия:
Реабилитирующие основания влекут за собой полное восстановление лица в правах, которых он был лишен либо в которых был ограничен в связи с признанием его подозреваемым или обвиняемым (ст. 133 УПК).
Но основным является акт, содержащий выводы (итоги) расследования уголовного дела.
Анализ указанных норм и взаимосвязанных с ними иных положений закона позволяет рассматривать «окончание предварительного расследования в нескольких аспектах:
Первые четыре вида указывают на завершение лишь досудебной части уголовного судопроизводства. Понятие виды и значение объекта преступления в уголовном праве? Следовательно, уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения по расследованному уголовному делу продолжатся.
Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:
- предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
- дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).
Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:
- единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
- одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
- идентичные средства государственного принуждения;
- дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
- деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
- доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).
Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».
Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.
Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.
Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования — это одна из форм окончания предварительного следствия, влекущая за собой прекращение производства каких-либо процессуальных действий в связи с наличием обстоятельств, исключающих необходимость или возможность применения уголовного закона. В уголовно-процессуальном смысле прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования есть решение уполномоченного должностного лица об отказе от дальнейшего производства по уголовному делу в связи с наличием для этого правовых оснований.
Характерные черты:
-
- основания и порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования одинаковы вне зависимости от того, в какой форме производится предварительное расследование — в форме предварительного следствия или дознания;
- после прекращения уголовного дела не допускается производство каких-либо следственных действий или принятие процессуальных решений (прекращенные уголовные дела не подлежат переходу на последующие стадии);
- прекращение уголовного дела является единственной процессуальной формой окончания предварительного следствия, позволяющей полностью окончить уголовное судопроизводство во внесудебном порядке и вынести окончательное решение по делу следователю (в некоторых случаях с согласия руководителя следственного органа) или дознавателю (в некоторых случаях с согласия прокурора).
Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК).
Нормативная регламентация оснований и порядка прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования содержится в гл. 4 (ст. 24-28) и гл. 29 (ст. 212-214) УПК, которая закрепляет соответствующий порядок (процедуру).
Основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования — это предусмотренные уголовным и уголовно-процессуальным законом фактические обстоятельства, влекущие за собой невозможность дальнейшего производства по уголовному делу либо свидетельствующие об отсутствии необходимости его продолжения.
Основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования:
-
- отсутствие события преступления;
- отсутствие в деянии состава преступления;
- истечение сроков давности уголовного преследования;
- смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев реабилитации умершего;
- отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
- отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 2 и 2.1 части первой статьи 448 настоящего Кодекса, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 – 5 части первой статьи 448 настоящего Кодекса;
- примирение сторон.
Основания прекращения уголовного преследования:
-
- непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
- прекращение уголовного дела по основаниям, указанным выше;
- вследствие акта об амнистии;
- наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
- наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
- отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица;
- Статья 28. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием;
- Статья 28.1. Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования допускается во всех стадиях уголовного процесса. Однако стадия предварительного расследования является первой стадией уголовного процесса, где появляется возможность принятия решения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями Комитета государственной безопасности и следователями органов финансовых расследований. Уголовное преступление понятие виды юридический состав и его значение? Предварительное следствие вправе проводить прокурор по любому делу.
При продлении срока следствия следователь обязан вынести мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия. О начале, месте и сроках предварительного расследования. Предварительное расследование проводится только по возбужденному уголовному делу.
- о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд;
- о прекращении производства по уголовному делу;
- о передаче дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения.
- § 2.
Основания к прекращению предварительного расследования и уголовного преследования
Прекращение предварительного расследования в отношении умершего также допускается, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего.
Такая ситуация обычно возникает по требованию его родственников.
Согласно части 2 статьи 30 УПК в отношении члена преступной организации или банды по основаниям, изложенным в статье 20 УК, производство по уголовному делу прекращается.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.