Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор и норматив утилизации в 2020, расчет, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:
- должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
- ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
- организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.
За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
- для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
- для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:
- С — ставка сбора;
- Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
- Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.
После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Кто платит экологический сбор в 2021 году
Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.
- производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
- объединения, союзы таких производителей и импортеров;
- компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.
Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).
По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:
- если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
- если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
- если компания выполняет установленный норматив утилизации.
Что из себя представляет экологический сбор
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Как уже было сказано выше, сделать это можно двумя способами, однако наиболее распространенным является второй. Компании не хотят иметь дело с утилизацией, поскольку это достаточно сложно и затратно. Нормативная база несовершенна, поэтому бизнесмены предпочитают не рисковать и не делать ошибок в этой сфере.
Поскольку заниматься утилизацией у бизнеса желания нет, был введен экологический сбор. По замыслу законотворцев он должен стимулировать компании и предпринимателей заниматься утилизацией самостоятельно.
Экосбор по состоянию на 2023 год должен уплачиваться по 54 группам товаров и упаковки. Все они перечислены в уже упомянутом постановлении Правительства №2970-р.
Рассчитывается сбор очень просто. Нужно перемножить между собой ставку сбора на массу утилизируемых отходов и норматив утилизации. Для некоторых позиций предусмотрена нулевая ставка, поэтому сумма сбора будет равна нулю.
Так же необходимо принять во внимание, что экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду – это два разных платежа и отчета.
Экологический сбор платится раз в год, его необходимо перечислить в бюджет до 15 апреля. Нельзя забывать, что в отношении данного сбора сроки не переносятся. Это означает, что если крайний срок уплаты выпадает на выходной день, то сделать перечисление нужно в предыдущий рабочий день.
Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Кому требуется расчет экологического сбора
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за отчетный год (ч.7 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
- Производителям, импортерам товаров, которые не обеспечили достаточный объем утилизации отходов от использования товаров и упаковки за отчетный год. Перечень товаров и упаковки, подлежащей утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
- За упаковку готовой продукции, ответственность несет производитель, импортер товаров в этой упаковке(т.е. утилизирует самостоятельно, заключает Договор на утилизацию или уплачивает экологический сбор) (ч.10 ст.24.2 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Когда за побочные продукты производства нужно вносить плату за НВОС?
Напомним, что в настоящее время плата взимается за следующие виды НВОС
(ст. 16 Закона № 7-ФЗ):
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• размещение отходов (хранение, захоронение отходов производства и потребления).
За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юрлицом или ИП, плату за НВОС вносить не нужно.
Однако если побочные продукты признаются отходами, тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (п. 3 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).
Эксперты ждут корректировок и разъяснений
Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.
В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».
В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.
И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.
«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.
В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».
Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.
В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.
Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.
При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.
Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:
С × М × Н / 1000,
где:
- С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
- М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
- Н — норматив утилизации.
Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:
С × (Ку – Кд) / 1000,
где:
- С — ставка сбора;
- Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
- Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.
После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р (ред. от 16.06.2018)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2021 г. N 2971-р
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 — 2021 годы.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 2491-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7207);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2021 г. N 43-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 5, ст. 823);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 864-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 20, ст. 2955).
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2971-р
НОРМАТИВЫ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ НА 2021 — 2020 ГОДЫ
Наименование групп товаров, упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р | Норматив утилизации отходов от использования товаров, в процентах | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | ||
Группа N 1 | «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 2 | «Ковры и ковровые изделия» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 3 | «Спецодежда» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 4 | «Одежда верхняя прочая» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 5 | «Белье нательное» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 6 | «Одежда прочая и аксессуары» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 7 | «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 8 | «Изделия деревянные строительные и столярные прочие» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 9 | «Тара деревянная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 10 | «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» | 25 | 35 | 45 |
Группа N 11 | «Мешки и сумки бумажные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 12 | «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 13 | «Изделия хозяйственные из бумаги или картона» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 14 | «Принадлежности канцелярские бумажные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 15 | «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 16 | «Издательская продукция печатная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 17 | «Нефтепродукты» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 18 | «Шины, покрышки и камеры резиновые» | 20 | 25 | 30 |
Группа N 19 | «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 20 | «Изделия из резины прочие» | 20 | 25 | 30 |
Группа N 21 | «Изделия пластмассовые упаковочные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 22 | «Изделия пластмассовые строительные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 23 | «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пласИзделия пласСтекло листовое гнутое и обработанное» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 26 | «Зеркала стеклянные» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 27 | «Изделия из стекла изолирующие многослойные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 28 | «Стекло полое» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 29 | «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 30 | «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 31 | «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 32 | «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 33 | «Мониторы, приемники телевизионные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 34 | «Оборудование коммуникационное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 35 | «Техника бытовая электронная» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 36 | «Приборы оптические и фотографическое оборудование» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 37 | «Элементы первичные и батареи первичных элементов» | 0 | 10 | 20 |
Группа N 38 | «Аккумуляторы свинцовые» | 15 | 18 | 20 |
Группа N 39 | «Батареи аккумуляторные» | 15 | 18 | 20 |
Группа N 40 | «Провода и кабели электронные и электрические прочие» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 41 | «Оборудование электрическое осветительное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 42 | «Приборы бытовые электрические» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 43 | «Приборы бытовые неэлектрические» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 44 | «Инструменты ручные с механизированным приводом» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 45 | «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 46 | «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 47 | «Упаковка металлическая из стали» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 48 | «Упаковка металлическая из алюминия» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 49 | «Упаковка полимерная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 50 | «Упаковка из гофрированного картона» | 25 | 35 | 45 |
Группа N 51 | «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 52 | «Упаковка стеклянная» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 53 | «Упаковка деревянная и пробковая» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 54 | «Упаковка из текстильных материалов» | 0 | 5 | 10 |
На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.
С 19 июня 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья 6.35 об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами. По ней штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей. По статье 8.2.1 КоАП РФ за разрушение озонового слоя компании заплатят от 250 000 до 400 000 рублей). Статьей 8.5.1 предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату экосбора. Если его не уплатить за прошлый год, штраф равняется двукратному размеру сбора, но не менее 250 000 рублей.
Правовые документы
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р
- Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284
- Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417
- Статья 6.35 КОАП РФ. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления
- Статья 8.2.1 КОАП РФ. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
- Статья 8.5.1 КОАП РФ. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
- Статья 8.41.1 КОАП РФ. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
Зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).
Заявление представляется плательщиком:
- посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью;
- на бумажном носителе в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора (в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей).
Территориальный орган Росприроднадзора предоставляет природопользователю акт сверки лично или посредством телекоммуникационных сетей.
Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором (п.18 Правил).
Росприроднадзор производит зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.
Расчет суммы экологического сбора / Пример расчета экосбора
Разбираем третью форму из состава отчетности экосбора — Расчет суммы экологического сбора. Росприроднадзор утвердил форму приказом от 22.08.2016 № 488.
8 июля 2021
Расчет должны сдать только те производители и импортеры, которые не провели утилизацию упаковки и товаров из Перечня или выполнили ее в объемах меньше нормативных.
В случае, когда организация выполняет утилизацию в полном объеме согласно принятым нормативам (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-Р), платеж по экосбору нулевой.
Тогда не требуется ни сдавать расчет, ни платить сбор в бюджет.
Экстерн поможет экологу и бухгалтеру отчитаться за негативное воздействие на окружающую среду и по экосбору, подготовить и сдать статистические формы 2‑ТП (воздух), 2‑ТП (отходы), 2‑ТП (рекультивация) иотчет орезультатах ПЭК. От 3000 ₽/в год
Подробнее
Росприроднадзор принимает расчёт ежегодно до 15 апреля. За 2019 год расчет нужно было подать до 15 апреля 2020 года. Срок сдачи расчета за 2020 год — до 15 апреля 2021 года.
Место сдачи зависит от типа деятельности организации:
- Производители сдают расчет (как и другие формы экосбора) — в территориальный орган РПН по месту своего нахождения.
- Импортеры представляют расчет в Центральный аппарат РПН (в Москве).
- Если организация одновременно осуществляет производство и импорт, — она подает один отчет (где указывает и количество произведенного, и количество импортированного товара) в Центральный аппарат РПН.
Чтобы рассчитать сумму экосбора к уплате, выполните следующее вычисление:
-
Умножьте ставку экосбора на массу товара/упаковки, реализованного на территории РФ для потребления внутри страны (или на количество единиц товара — в зависимости от вида товара).
-
Полученное число умножьте на норматив утилизации (в относительных единицах).
Для расчета массы или количества товаров и упаковки учитывайте их за тот год, который предшествовал отчетному периоду. То есть в отчете за 2019 год масса и количество берется по данным 2018 года. Соответственно, для отчета за 2020 год будут нужны сведения 2019 года.
Если вы производили утилизацию, но не выполнили норматив в полном объеме, то рассчитайте разницу между нормативным и фактическим объемом утилизации за отчетный год. Именно эту величину необходимо умножить на ставку экосбора.
Все ставки сбора по группам упаковки и товаров даны в Постановлении Правительства от 09.04.2016 № 284. Например, если организация производит ковры ручной работы или напольные покрытия, ей необходимо найти группу 2 «Ковры и ковровые изделия».
В строке напротив будет отражена ставка в размере 16 304 рубля за одну тонну. Если фирма импортирует бочонки или фанерные барабаны, ей надо спуститься в группу 9 «Тара деревянная» — здесь ставка составит 3066 рублей за тонну.
Импортер или производитель антикоррозионных или гидравлических масел должен заглянуть в группу 17 «Нефтепродукты» — ставка будет равна 3431 рублю за тонну.
ООО «Малахит и лазурит» закупило в 2018 году 135 тонн картонных коробок для упаковки своей продукции, а в 2019 году — 158 тонн.
Определим группу упаковки, которая указана в Перечне.
Для картонных коробок это группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона».
В декларации о количестве выпущенной в обращение упаковки укажем количество реализованных коробок в 2019 году — 158 тонн.
В отчете о выполнении нормативов утилизации используем объемы реализованной упаковки за 2018 год — 135 тонн.
На 2019 год норматив утилизации для группы № 51 равен 15 %, значит, утилизировать необходимо:
- 135 × 0,15 = 20,25 тонн.
- Если «Малахит и лазурит» в отчетном году (2019) или в году, предшествующем отчетному (2018), выполнял утилизацию коробок, то в данный отчет вносится информация о количестве утилизированной коробки, а также указывается, на основании каких документов она была произведена (договор, акт, лицензия).
- Предположим, в 2018 году предприятие утилизировало 8 тонн из 20,25 (20,25 -8 = 12,25), поэтому ему нужно будет внести в бюджет сумму за 12,25 тонн:
12,25 тонн × 2 378 руб. = 29 130,5 руб.
Расчет включает в себя:
- Титульный лист
- Раздел 2.1. и Раздел 2.2
Титульный лист отчета по нормативам заполните так же, как и титульный лист декларации. Чтобы заполнить титульный лист:
-
Укажите тип деятельности организации. Если организация импортер или производитель и импортер одновременно, то орган РПН заполнится автоматически.
Если организация только производитель, укажите территориальный орган РПН, куда будет отправлен отчет. Начните вводить название или код органа и выберите его в появившемся списке.
-
Укажите отчетный период.
-
Заполните остальные данные об организации и исполнителе, заполнившем отчет. Часть данных автоматически заполняется из реквизитов в Экстерне. Если в каких-то данных ошибка, исправьте ее не на титульном листе, а в реквизитах, чтобы в дальнейшем все формы заполнялись правильными данными. Для этого в Экстерн выберите пункт меню «Реквизиты и настройки» → «Реквизиты плательщика».
Разделы заполняются одинаково, только в разделе 2.1 рассчитывается сумма сбора за товары, а в разделе 2.2 — за упаковку. Ниже подробно описано, как заполняется раздел 2.1:
-
Нажмите на ссылку «+ Добавить строку».
-
В графе 3 выберите товар в справочнике. Для этого в строке поиска начните вводить код или наименование товара и выберите его из раскрывшегося списка.
-
В графе 6 укажите суммарный вес товара, произведенного или ввезенного за календарный год, предшествующий отчетному периоду, в кг (п. 6 Правил взимания экологического сбора).
-
Если проводилась утилизация отходов, в графе 9 укажите, сколько отходов от использования товаров было передано на утилизацию. Остальные данные (графы 7-8, 10-12) заполнятся автоматически.
-
Заполните данные по всем товарам/упаковке, добавляя новые строки.
В итоговой строке автоматически рассчитывается общая сумма сбора за товары/упаковку.
Экстерн поможет экологу и бухгалтеру отчитаться за негативное воздействие на окружающую среду и по экосбору, подготовить и сдать статистические формы 2‑ТП (воздух), 2‑ТП (отходы), 2‑ТП (рекультивация) иотчет орезультатах ПЭК. От 3000 ₽/в год
Подробнее
- Разобраться в теме помогут:
- — статья о сложных случаях экосбора (многооборотная тара, толлинг, off-take),
- — материал, который помогает определить, нужно ли фирме отчитываться по экосбору,
- — и статья о том, как именно отчитаться по экосбору корректно и с соблюдением всех требований.
- Для пользователей Экстерна перед отчетным периодом также проходят обучающие вебинары с экспертом, которая рассказывает об актуальных формах экосбора, объясняет произошедшие изменения, показывает примеры заполнения отчетности и отвечает на вопросы компаний.