Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные требования для исполнения функционала провизора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таковыми можно считать знание фармакологических групп препаратов и понимание того, какая группа при каком заболевании применяется. Порекомендовать комплексное лечение и сделать допродажу безрецептурного лекарственного средства первостольник сможет лишь в том случае, если знает основные симптомы заболевания и побочные действия лекарственных средств, применяющихся при его лечении. А вот знание множества торговых наименований придет уже в процессе работы – тут помогут программы-шпаргалки и обучающие мероприятия.
Помимо продажи лекарственных средств, в обязанности первостольника входит поддержание установленного фармпорядка, разборка товара, ведение журналов дефектуры, заполнение журналов температурных режимов и ведение прочей отчетности, установленной в аптеке. Все это также потребует от новичка определенной базы знаний, но выполнять эти обязанности можно и нужно учиться в процессе работы.
Аптеки Петербурга прогнозируют окончание дефицита лекарств в феврале–марте
122
«В сетевых аптеках текучка кадров всегда выше. Там жёсткие параметры KPI: провизоры должны продавать на определённую сумму, предлагать товар дня или товар месяца. Они загнаны в рамки — психологически некомфортные. В сетях поменьше и в одиночных аптеках ситуация более домашняя, ориентированная на удержание персонала. Именно благодаря этому у аптеки появляется имидж. Особенно в регионах и спальных районах, где пациенты скорее пойдут в аптеку, где им дадут консультацию и где чувствуется лояльное отношение к клиенту. Многие небольшие аптеки именно за счёт этого и выживают: у них есть костяк работников, готовых помогать потребителю. И потребителю это нравится», — уверены в DSM Group.
Здесь объясняют: в «дискомфортные» сетевые аптеки провизоры обычно идут за более высокими зарплатами. И тут же предупреждают: выше они будут лишь на 5–10 тыс. рублей.
Риски отравления работников аптек
Люди, которые работают в рецептурно-производственном отделе аптеки, подвергаются особенным рискам. С повышенной вероятностью они могут вдохнуть какой-то препарат; мазь, крем, гель могут попасть на кожу или загрязнить клавиатуру, стол и уже потом оказаться на коже человека, который даже не производил никаких манипуляций с веществом.
К наиболее опасным в этом смысле препаратам относятся:
- Гормональные средства (прогестерон, тестостерон, метилтестостерон, эстрадиол, эстриол) — могут вызвать нарушение менструального цикла, дисфункцию яичек, рост груди у мужчин, маскулинизацию женщин, повышение риска развития рака груди.
- Антибиотики (пенициллин) — могут вызвать серьёзную аллергическую реакцию.
Поэтому нужно особенно внимательно соблюдать технику безопасности: не есть и не пить в помещениях, где вы работаете с лекарствами, использовать специальное оборудование (например перчаточные боксы), не пренебрегать средствами индивидуальной защиты (респираторами, халатами, перчатками и т. д.). При работе с опасными лекарствами важен не материал, а толщина перчаток. Лучше надевать две пары сразу: одна надевается под рукав, другая — на него. На руках не должно быть оголённых участков кожи. Руки необходимо мыть, когда надеваешь перчатки и когда их снимаешь.
Место работы и карьера
Большинство этих специалистов работают в частных и государственных аптеках, на медицинских складах и в оптовых фирмах по продаже лекарственных средств, в контрольно-аналитических лабораториях, в больницах, на фабриках, занимающихся производством медикаментов. Некоторые фармацевты, обычно наиболее квалифицированные, работают в специализированных научных лабораториях и в корпорациях, занимающихся разработкой и внедрением новых препаратов.
Начальная ступень карьеры фармацевта — это, как правило, работа в аптеке в должности провизора (в его обязанности входят закупки лекарств, отслеживание соблюдения правил их хранения и реализации, в некоторых случаях — самостоятельное приготовление несложных препаратов). В дальнейшем возможен рост по административной линии (например, стать заведующим аптекой или менеджером на медицинском складе).
Можно заниматься производством медикаментов, участвовать в разработке новых препаратов. Изредка фармацевты получают также медицинское образование и строят дальнейшую карьеру как врачи.
Возможно основание собственного бизнеса, например, открытие собственной аптеки или фирмы, торгующей медикаментами.
Работа аптекаря как есть
Сотрудница сетевой аптеки анонимно рассказала о том, почему зарубежные препараты лучше отечественных, зачем провизорам микрофоны в халатах и чего можно ждать от покупателей.
Отпуск и льготы фармацевтов и провизоров
Длительность отпуска фармспециалиста зависит от его должности. У провизоров отпуск составляет 40 календарных дней в год (стандартные 28 календарных дней+12 календарных дней за вредность на рабочем месте), у фармацевта же он составляет стандартное количество – 28 календарных дней в год. Конечно же, отпуск является оплачиваемым.
Крупные компании предоставляют льготы фармспециалистам за то, что они рекламируют их продукцию в аптечной организации.
Ниже, мы собрали примерный перечень возможных льгот:
- оплата мобильного телефона;
- предоставление служебного транспорта или компенсация на проезд;
- оплата Интернета;
- оплата или предоставление питания;
- бесплатное обучение;
- страховка от несчастного случая.
Квалификационные требования к работникам аптек
Квалификационные характеристики: провизор
Специальность |
Должность |
Квалификационные требования |
Управление и экономика фармации |
Директор (заведующий);
Заместитель директора (заведующего);
Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;
Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации. |
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Управление и экономика фармации», Профессиональная переподготовка по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет. |
Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ) |
Провизор-аналитик, Провизор, Старший провизор, Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации. |
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа.
|
Фармацевтическая технология (ФТ) |
Провизор-технолог, Провизор, Старший провизор, Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации |
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология», без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» — 5 лет стажа. |
Фармация (провизор) |
Провизор-технолог, Провизор |
Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы |
Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия. |
Нормативные документы для работы
Новичкам в аптеке будет полезно изучить некоторые документы, важные в их работе:
- Должностная инструкция — документ, который содержит основные обязанности сотрудников аптечной организации.
- Федеральный закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» — основные положения регулируют вопросы регистрации, контроля качества и хранения лекарств, информацию о реестре и множество других важных моментов. Закон содержит отсылки к другим подзаконным актам, которые фармацевт будет осваивать по мере работы.
- Закон о защите прав потребителей — важно обратить внимание на пункты, которые определяют правила возврата и обмена товаров.
- Трудовой кодекс РФ — содержит положения, которые определяют права работников.
Запустите аромамаркетинг и аудиомаркетинг
Обратите внимание, когда вы заходите в пекарню, там всегда стоит аромат свежеиспеченного хлеба. Даже если уже вечер, а выпечка на полки попала еще утром. Секрет в специальном оборудовании, которое распространяет запахи.
Такие ароматы повышают аппетит, а значит, стимулируют нас совершить покупку. В этом суть аромамаркетинга. Подобное продвижение стоит использовать в любом бизнесе, который продает продукты питания.
Еще один способ мотивировать людей потратить деньги — аудиомаркетинг. Психологи еще в 1980-х годах выяснили, что музыка помогает нам расслабиться и проще принимать решения о покупке.
Чаще всего такое продвижение используют в розничных магазинах и в сфере услуг. Например, в утренние часы в магазинах звучит медленная музыка, чтобы настроить посетителей на спокойную прогулку. В час-пик, наоборот, мелодия становится динамичнее, чтобы даже расслабленный человек проникся и стал покупать быстрее.
Попробуйте разную музыку в вашем бизнесе, выясните, какая больше увеличивает продажи.
Бакалавр, специалист, ординатор, магистр
— Насколько я понимаю, образовательные стандарты вводятся для специалитета. А как обстоят дела с магистратурой и бакалавриатом?
— По магистратуре разработаны стандарты для производственных специальностей. По управлению пока магистерского стандарта нет, но есть профессиональный стандарт ординатуры, который может быть легко трансформирован под магистратуру. Что касается бакалавриата, то пока для него требования не разработаны.
— Какой вы видите идеальную систему образования для специалистов фармацевтической отрасли?
— Я всегда выступала и выступаю за систему сквозного профессионального образования, обеспечивающую преемственность учебного процесса. Программы обучения должны быть взаимосвязаны, чтобы выпускник колледжа имел право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Или, в соответствии с современными тенденциями, внедрить бакалавриат. При этом важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. Считаю, что на руководящие должности бакалавры претендовать не могут. Хотя на практике среди заведующих аптеками немало лиц без высшего профессионального образования. Такого быть не должно. Что касается ординатуры, то мне представляется целесообразным сократить её срок с двух дет до одного, сейчас эта тема широко обсуждается в профессиональном сообществе.
Кадровые парадоксы производства
— Как отразился курс на импортозамещение в фармацевтической отрасли на востребованности ваших выпускников?
— В нашем регионе только два крупных фармацевтических производства, так что сильного кадрового спроса не возникло. У нас налажено взаимодействие с этими предприятиями, и они выбирают себе кадры у нас. Но речь идёт о двоих-троих выпускниках в год. Вероятно, в регионах, где созданы фармацевтические кластеры, ситуация может быть иной. Но я не думаю, что провизоры, только что получившие диплом в рамках специалитета, будут самыми желанными кандидатами на производственные должности.
— Представители производства всё время жалуются на кадровый голод. Прочему же они не ждут провизоров?
— У производства своя специфика, там нужны в первую очередь технические специалисты, инженеры, технологи. На предприятия, в том числе и фармацевтические, охотно берут выпускников университетов, химических и политехнических вузов. Чтобы работать с современным оборудованием, необходимо разбираться в его устройстве. Наш выпускник может подготовить расчёты по изготовлению лекарственных препаратов, провести контроль качества, то есть выполнить свои провизорские функции. Однако осуществлять контроль за отладкой производственной линии он не может, это дело инженеров.
— Но ведь есть же специальность «провизор-технолог». Их тоже не ждут на производстве?
— Провизор-технолог, которого мы готовим, владеет методами изготовления лекарств в условиях аптеки, а не фармацевтического завода. Это ещё раз подтверждает проблему с перечнем специальностей. Однако число аптек, имеющих производственные отделы, сейчас становится всё меньше. Чтобы освоить производственную технологию, провизору необходимо получить соответствующую специализацию в ординатуре или магистратуре по стандарту «промышленная фармация». При этом важно понимать, что обучать специалистов следует на том оборудовании, которое реально используется на заводах. Нужно ли говорить, что это весьма затратное удовольствие, которое могут себе позволить единицы вузов. Конечно, важно расширять взаимодействие с фармацевтическими предприятиями, понимать их потребности и готовить работников целенаправленно.
Кто такой фармацевт и чем он занимается
Фармацевт (от греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства) – специалист по лекарственным препаратам. При наличии высшего образования его квалификация приравнивается к званию врача, а специализация называется «провизор». Это дает ему право на самостоятельное изготовление лекарств или управление аптекой.
Выпускник медицинского учебного заведения со средним профессиональным образованием может работать ассистентом фармаколога, изготавливая некоторые формы лекарств, отпускать медикаменты в аптеке.
Этим круг обязанностей фармацевта не ограничивается. В зависимости от места работы и специализации он также может заниматься:
✔ Тестированием новых лекарственных форм и препаратов
✔ Работой с рецептурами, подбором химических компонентов
✔ Оформлением документации при поставках фармакологической продукции
✔ Ведением учета товара на аптечном складе
Фармакология и специалисты в этой области служат важной составляющей системы здравоохранения любой страны. Ценность индустрии с крупными фармконцернами и множеством маленьких аптечных пунктов заключается в том, что мы имеем возможность получать препараты, способные спасать жизни.
Прибыльность профессии фармацевта
Данная работа является востребованной и актуальной в наше время. Все люди болеют и все люди ходят в аптеки. Нельзя избежать этого, тем более, что с нашим законодательством, современные аптеки будут существовать еще сотни лет.
В связи с этим, нужно понимать, что у вас есть перспективы роста и данная работа является достаточно спокойной, так как вы работаете на одном месте, с клиентами, без каких-либо стрессов. Больше всего данная работа подойдет женщинам, которые хотят обеспечивать свою семью.
Естественно, что в наше время начали появляться круглосуточные аптеки, а значит, у многих женщин появится возможность работать посменно.
Простые обыватели привыкли считать, что фармацевт – это человек, который работает в аптеке на выдаче рецептурных или общедоступных лекарств. На самом деле, этот работник должен знать намного больше, чем правила работы за кассой. Профессия фармацевта подразумевает навыки приготовления, побора и дифференциации лекарств. Представитель профессии свободно ориентируется в компонентах составов, особенностях их назначения и применения, взаимодействии с другими медикаментами. Образование фармацевта позволяет работать не только в аптечных пунктах, но и на производстве продукции, в научных лабораториях и профильных коммерческих организациях.
Специфика направления и его нюансы
Решая отучиться на фармацевта, рекомендуется ознакомиться с особенностями работы в данной сфере. Это позволит не допустить ошибки в выборе направления и понять, можно ли ограничиться средне-специальным образованием для достижения поставленных карьерных целей. В частности, надо понимать, что человек, отучившийся в фармакологическом вузе, ничем не отличается от фармацевта со средне-специальным образованием. Для начала самостоятельной деятельности в качестве провизора, ему необходимо пройти интернатуру по выбранному профилю, освоить ряд послевузовских программ и получить сертификат.
Фармацевт в России может получить высшую степень квалификации в одной из сфер:
- управление и экономика – розничная и оптовая торговля медикаментами, организация и контроль работы аптек;
- технология и химия – такой специалист занимается изготовлением лекарств, оценкой их оригинальности и качества путем проведения химических опытов;
- фармакогнизия – анализ препаратов, за основу которых берется натуральное сырье растительного или животного происхождения.
Фармакология постоянно развивается, список лекарственных препаратов и химически активных веществ постоянно пополняется. Поэтому мало выучиться на фармацевта и ограничиваться знаниями, приобретенными в образовательном учреждении. Чтобы всегда идти в ногу с профильной наукой, рекомендуется изучать узконаправленную литературу, посещать развивающие курсы и семинары. Многие аптеки дополнительно учат своих сотрудников, но это не входит в обязанности каждой организации.
Накануне выхода на работу
Накануне выхода на работу созвонитесь с менеджером по персоналу, если это крупная аптечная сеть, или с заведующей аптекой, если вашим новым местом работы является небольшая аптека, и уточните время начала первого рабочего дня. В большинстве случаев новых сотрудников приглашают ко времени открытия аптеки, но иногда это время может быть сдвинуто вперед на 1–1,5 часа.
Подготовьте все необходимые документы для оформления. Это паспорт, трудовая книжка (если ранее вы работали), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, диплом и сертификат, медицинская книжка. Также могут быть необходимы: индивидуальный номер налогоплательщика, справка формы 2-НДФЛ (справка о доходах физических лиц, получить ее можно на предыдущем месте работы), свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей. О том, какие документы будут необходимы, уточните заранее.
В первый рабочий день необходимо приехать в аптеку вовремя. Крайне негативное впечатление на работодателя производит опоздание нового сотрудника в первый рабочий день. Это может создать о вас впечатление человека не достаточно организованного, а в худшем случае – и не сильно заинтересованного в новой работе. Чтобы этого избежать, заранее рассчитайте время, которое необходимо будет потратить на дорогу, продумайте маршрут и прибавьте 10–15 минут на непредвиденные обстоятельства.
Отказ в приеме на работу
При подборе кандидата работодателю иногда приходится просмотреть немало соискателей. И естественно, что после собеседования, например, с пятью кандидатами выбор падет на одного. Может получиться, что тот, кому отказали, попросит письменный отказ в заключении трудового договора. Такое право предоставлено кандидату ст. 64 ТК РФ. В этом случае работодателю следует быть осторожным, поскольку одной из гарантий, установленных трудовым законодательством, является запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора.
В частности, ст. 64 ТК РФ определено, что отказ в заключении трудового договора допускается по мотивам, связанным с деловыми качествами работника. Пленум ВС РФ в п. 10 Постановления от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал, что под деловыми качествами работника следует понимать способность физического лица выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по специальности в данной отрасли).
Примечание. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Кроме этого, запрещено какое бы то ни было ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства.
Тем не менее Пленум ВС РФ в п. 10 Постановления N 2 допускает установление работодателем дополнительных требований, необходимых кроме типовых или типичных профессионально-квалификационных требований в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).