Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы, достоинства и недостатки современной системы инклюзивного образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Суть инклюзивного образования

Необходимость гарантировать доступ к получению знаний и профессиональных навыков каждому человеку невзирая на его физические или ментальные особенности признана на международном уровне. Многие страны активно продвигают идею трансформации системы специального образования, организуя обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной в Испании в июне 1994 года при поддержке ЮНЕСКО, была представлена инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конференции была принята Саламанкская декларация о принципах инклюзивного обучения, главный из которых – создание условий для развития уникальных способностей каждого ребенка.

Принципы инклюзивного образования

Совместное обучение обычных школьников и имеющих особенности развития возможно только при соблюдении базовых условий выстраивания образовательного процесса. За время развития и внедрения идеи в жизнь сформировались восемь принципов инклюзии, на которые следует опираться всем причастным к решению этой задачи.

Первый принцип утверждает равные права всех людей на уважение к их достоинству и на всестороннее развитие. Доступ к получению знаний и навыков не зависит от врожденных способностей или недостатков. Каждый может рассчитывать на образование, даже если для этого требуются определенные усилия.

За и против инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

Как работает инклюзивное образование в других странах?

Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.

На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:

  • Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
  • Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
  • Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
  • Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.

Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.

Принципы инклюзивного образования

Обучение в общеобразовательной средней школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического здоровья учеников. Те, кто не вписывается в рамки стандартов, вынуждены обучаться в специализированных школах. По этой причине люди с особыми потребностями оказываются обособлены, менее конкурентоспособны в дальнейшей жизни. Хотя есть у инклюзивного образования и минусы, его плюсы очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем — овладеть какой-либо профессией и интегрироваться в общество.

Принципы инклюзии таковы:

  • ценен каждый человек, независимо от способностей и физических возможностей;
  • построение качественных взаимоотношений между ребенком с особыми потребностями, преподавателями и остальными учениками помогут получить настоящее образование;
  • совместное обучение открывает дорогу к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с остальными.

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей
и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и
талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей
с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и
мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями
в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к
человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Оборудование для инклюзивного образования

Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:

  • Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
  • Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
  • Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
  • Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.

В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:

  • Реабилитационное оборудование.
  • Сенсорные и интерактивные устройства.
  • Массажное оборудование.
  • Развивающие игрушки и игры.

Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.

Основные принципы и методики

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

3. Воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В классе появляется ребёнок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: Как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения? «Первая цель внедрения такого образования — ребёнок с особенностями развития должен иметь возможность получить образование», — говорит член международной ассоциации «Autism. Europe», руководитель Центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир» и Советник Ректора МГППУ по вопросам помощи детям с расстройствами аутистического спектра Игорь Шпицберг.

Читайте также:  Основные отличия совместительства, совмещения и замещения

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.

Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.

Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.

Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.

Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.

Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.

Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.

Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.

Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.

Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.

Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.

Ваш вопрос отправлен! Спасибо!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Модели инклюзивного образования.

Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.

Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.

«Нет никаких рычагов влияния»

– В классе у моего сына был ребенок с проблемами поведения. Он вел себя очень агрессивно: бил детей, стучал головой об стену, ругался матом. В первом классе мог сесть на девочку и кричать на всю школу: «Если не снимешь трусы, я с тебя не слезу!» Этого мальчика в классе нельзя было ни с кем посадить, потому что он начинал биться головой о парту. С самого первого дня он сидел отдельно от всех, максимально близко к учителю.

Учительница нам говорила: «Я сделала все, что можно. Я его не выпускаю из своего внимания, и на переменах я все время над ним стою, чтобы он никого не поранил». Это выглядело очень некрасиво, – говорит Светлана Моторина, создатель музея науки «ИнноПарк», автор канала в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».

Родителям одноклассников того мальчика было очевидно, что какой-то диагноз у него есть, утверждает Светлана. Однако желание цивилизованно разобраться с проблемным поведением наталкивалось на глухую оборону руководства школы (кстати, входившей на тот момент в топ-15 по России) и мамы ребенка. Школа вполне справедливо апеллировала к тому, что любой диагноз является медицинской тайной, и без согласия родителей назвать его публично ни классный руководитель, ни директор не имеют права. Мама мальчика на контакт не шла.

– В кулуарах директор говорила, что у мальчика СДВГ, и этот ребенок в классе, потому что у классного руководителя есть сертификат тьютора. Правда, подтверждающий документ так и не показали, – продолжает свой рассказ Светлана.

Родители одноклассников предложили официально приставить к ребенку тьютора, причем они были готовы оплачивать эти услуги из своего кармана. Но и здесь возник правовой вопрос, о который разбились все дальнейшие попытки решить проблему: «Зачем ребенку тьютор, если у него нет подтвержденного диагноза?»

В результате сын Светланы подвергся жесточайшему буллингу со стороны того мальчика и семья была вынуждена перевести ребенка в другой класс.

– Когда я пыталась изменить ситуацию, избавить ребенка от травли, я получала в ответ от мамы ребенка сообщения, что я все выдумываю. У администрации школы не было желания сблизить детей и организовать ресурсную среду.

Буллинг дошел до такой степени, что мой сын приходил домой со словами: «Наверное, если бы меня не было, всем было бы лучше», у него появились суицидальные настроения. Школа не только не признала, что тот ребенок инклюзивный, но также не признала, что есть буллинг. Все свелось к стандартным фразам «дети все выдумывают», «надо давать сдачи» и т.п.

Сейчас сын еще ходит в частную технологическую школу. У него в классе есть ребенок с очень тяжелой формой аутизма – вплоть до того, что пускает слюни на стол или бьется головой. Но в школе очень круто внедрены определенные ценности: мы все равны, мы не осуждаем и не обсуждаем внешность, религию и т.п. Это не просто написано в уставе, а внедрено в традиции.

Когда мой сын пришел 1 сентября в класс, он рассказал, что учителя собрали всех детей в кружок, они знакомились. Потом очень бережно ввели этого мальчика, объяснили всем, что Ване нужна их помощь, он может уставать или делать что-то медленнее. С ребенком всегда тьютор, и если Ване становится плохо, его уводят. При этом интеллектуально он сохранен. И за все время ни разу ни у кого не возникло никакого желания над ним посмеяться или подтрунить.

Я очень хорошо отношусь к инклюзивному образованию. Но в той, первой школе, мы столкнулись с тем, что, если ребенок не на коляске, не слепой или не слабослышащий, нет никаких рычагов влияния на то, чтобы его родители признали: их сыну требуется квалифицированная помощь.

Когда у ребенка СДВГ или легкая форма аутизма, то внешне видно, что с ним что-то не так, но ты не можешь уверенно утверждать, что это инклюзивный ребенок. И нет возможности сделать так, чтобы его родители отвели ребенка к специалисту. В итоге либо мы гнобим этого ребенка, либо он делает невыносимой жизнь всех остальных детей. Третий, инклюзивный пусть, просто вычеркивается, – говорит Моторина.

Читайте также:  Жилищный сертификат чернобыльца

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.

Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.

Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.

Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.

Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.

Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.

Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.

Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.

Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.

Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.

Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.

Ваш вопрос отправлен! Спасибо!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Современная двойная структура коррекционных и общеобразовательных школ требует огромных финансовых вливаний, утверждают сторонники инклюзии. Единовременные инвестиции в реорганизацию общеобразовательных школ являются более экономичным вариантом в долгосрочной перспективе и, кроме того, создают широкое поле для работы. Однако эта система может работать только тогда, когда власти разных уровней будут прилагать совместные усилия.

Инклюзия слишком дорога, утверждают критики. По их данным расходы в пределах одной земли, например, Баден-Вюртемберг, превысят 100 миллионов евро. Одновременно с этим в последующие восемь лет нужно создать почти 1400 новых учительских мест. При этом земля Баден-Вюртемберг будет тратить до 30 миллионов евро в год на школьных ассистентов, школьный транспорт и строительные мероприятия. Колоссальные дополнительные расходы — 9 миллионов евро в год — ложатся и на муниципалитеты, которые еще не знают, смогут ли справиться с ними.

В настоящее время в России насчитывается порядка 2 000 000 с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.

Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.

Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.
Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:

  • педагогов-психологов;
  • дефектологов;
  • тьюторов;
  • работников социальной сферы;
  • педиатров;
  • логопедов;
  • ассистентов педагога.

Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Принципы инклюзии основываются на конституционных правах каждого гражданина Российской федерации на получение образования. В частности, программа опирается на такие законодательные акты:

  • статья № 28 Конвенции ООН, защищающую права детей;
  • статья № 43 Конституции РФ;
  • Федеральный закон № 273 «Об образовании», принятый к исполнению 29 декабря 2012 года;
  • статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ», принятого к исполнению 24 ноября 1995 года.

Важно! Все общеобразовательные и дошкольные учреждения, где будут вводиться инклюзивные программы обучения, будут ориентироваться на государственные стандарты образования, и принимая их за базис, разрабатывать собственные методики. Скачать для просмотра и печати:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2011)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”

ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании» раскрывает понятие инклюзивного обучения. Статья 2. П.27 гласит, что каждый ребенок, с учетом его индивидуальных способностей или отклонений имеет право на общее образование. Эта идея исходит из концепции, закрепленной Конституцией (ст.43) о правах ребенка, и опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ).

В рамках программы должны быть созданы учреждения инклюзивного образования, которые будут основываться на главном принципе – совместности учащихся. На одной территории могут находиться дети из разной социальной среды с определенными возможностями.

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Читайте также:  Налог с продажи нежилого помещения физическим лицом в 2023 году

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

Инклюзивное (франц. inclusif
– включающий в себя, от лат.
include
– заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья. Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Нередко возникают мнения о том, что инклюзивное образование – это методика создания отдельных условий для обучения детей, страдающих различными заболеваниями, расстройствами и другими отклонениями. На самом деле данное утверждение не верно.

Систем инклюзивного образования подразумевает именно совместное обучение обычных школьников и детей, нуждающихся в дополнительных условиях и индивидуальном подходе. Согласно статистическим данным стран, в которых описываемая система уже существует и успешно работает долгие годы, совместное обучение «особых» и обычных детей значительно упрощает процедуру внедрения первых в жизнь общества. Более того, инклюзивное образование способствует повышению квалификации педагогического состава.

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

расположенных по месту жительства.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Интеграция в образовании

Интеграция в образовании – это построение новой образовательной системы, основанной на включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Интеграция в образовании предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием, созданием для них единого образовательного пространства, способного удовлетворить потребности всех его членов.

Интеграция в образовании связана с построением качественно новой образовательной системы, которая рассматривает мир, как систему и применяет специфические способы, методы, средства обучения, формы организации образовательного пространства.

Достижение интеграции в образовании реализуется следующими путями:

Интеграция может носить полный и частичный характер.

При полной интеграции обучение реализуется путем включения ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальной школы. Это актуально при определенной степени развития отклонения учащегося т.е. уровень психического развития ребенка должен быть приближен к нормальному.

Частичная интеграция реализуется, когда обучение ребенка с ограниченными возможностями не может быть полноценным. Он способен освоить только часть учебной программы, а также присутствовать не на всех занятиях, а только на их части. Данная интеграция позволяет ребенку с отклонениями в развитии получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Иногда интеграция реализуется путем временного внедрения ребенка в нормальную учебную среду т.е. они периодически объединяются с нормальными детьми, посещают обычную школу.

Интеграция в образовании отличается от инклюзии тем, что делает обучение в обычных учебных учреждениях доступным для детей с ограниченными возможностями. Ребенок просто внедряется в образовательную среду и обучается по одной с ними программе, тогда как, инклюзивное образование основано на специально созданной системе совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормальных детей. При этом используются разные образовательные программы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *