Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Тихая война», или Как санкции разрушают страны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.
Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Изменятся пенсии для мам
У меня было два декретных отпуска, учитываются ли они при назначении пенсии?
— Да, учитываются. Более того, с января этого года вводятся дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет.
Ушла на пенсию в 50 лет, так как ребёнок — инвалид с детства. Сначала у дочери была четвёртая группа инвалидности, а с 18 лет — первая. Могу ли я как мать, воспитывающая ребёнка-инвалида с детства, рассчитывать на перерасчёт пенсии или какие-либо доплаты?
— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за это время. Следовательно, оснований для перерасчёта пенсии не имеется.
Как с нового года будет назначаться пенсия многодетным мамам?
— Женщины, родившие и воспитавшие 5 и более детей, имеют право на досрочную пенсию — на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Она назначается при пониженном общем стаже 15 лет и страховом — 5 лет. Для сравнения: для других женщин это 18 лет, а с 2025 года — 20 лет. Досрочную пенсию по возрасту получает почти 2900 женщин области.
Женщинам, родившим и воспитавшим 9 и более детей и награждённым государственными наградами СССР или Беларуси за материнство, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Такую пенсию в области получает 41 многодетная мать.
С 1 января введены дополнительные пенсионные гарантии для многодетных. В частности, увеличивается период ухода за малолетними детьми, который может быть зачтён в общий стаж, с 9 до 12 лет. Для тех, кто родил 4 детей и воспитал их до 8-летнего возраста, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается до 10 лет. То есть, начиная с 2021 года, таким мамам будет назначаться пенсия не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах. Требование к общему стажу остаётся прежним — 20 лет.
Какой должен быть трудовой стаж, для нормальной пенсии в Беларуси?
Сколько нужно отработать лет, что бы потом не умереть с голоду на социальной пенсии?
Для получения трудовой пенсии в Беларуси для выходящих на пенсию в 2016 году нужно иметь не менее 15 лет 6 месяцев трудового стажа работы.
Причем в трудовой страховой стаж отныне (благодаря мудрому решению АГЛ)больше не включаются служба в армии, уход за реббенком, учеба в ВУЗах и техникумах — т.е. когда не упрачивались гражданином страховые взносы в пенсионный фонд.
Начиная с 1 января 2017 года каждый год минимальный трудовой стаж будет увеличиваться на 6 месяцев, т.е. к 2025 году потребуется наличие уже не менее 20 лет страхового стажа.
Солдатам срочной службы, у которых тоже вычеркнули время службы в ВС РБ — тоже надо подрабатывать по ночам, разгружая вагоны?
И почему такая дискриминация получения высшего образования? Людям с высшим образованием в Беларуси априори нужно платить меньшие пенсии? — 3 года назад
Идите и скажите это людям на производстве. И матерям, сидящими с детьми. Не понимаю защиту Вами абсолютно дурацких законных актов последнего времени, прямо унижающих и обнищающих обычных трудящихся Беларуси.
Данные решения принимаются не для будущих пенсионеров через 30-40 лет, а для нынешних и задним числом: людей на закате жизни обьявляют задним числом тунеядцами и бездельниками, урезая им пенсии. — 3 года назад
И не надо приводить в пример советские дебильные законы, по которым человек с высшим образованием был беднее и униженнее того же самого бухающего пролетариата.
Я 5 лет отдал на получение высшего образование — на благо того самого государства, а не просто ради личного самолюбования, 3 года — отдал армии, а теперь мне говорят что я 8 лет был тунеядцем и пенсии за это не получу.
Моя родственница родила 5 детей, 15 лет отбыв в декрете — а теперь государство говорит ей:подыхай с нищей пенсией, тунеядка. — 3 года назад
Ну смотрите, стаж (вряд ли у нее есть высшее образование, если у нее 5 детей, просто не хватит ни времени, ни сил) с 18 лет до 58 — 40 лет, если не иметь детей. Отнимите отсюда 15 лет, получается 25 лет. Вполне хватит для того, чтобы получить пенсию не просто по возрасту, а трудовую.
И потом, когда-нибудь именно ЭТО снимут.
А что касается ВУЗов, это не снимут! Вы бы еще предложили время обучения в школе или в ПТУ включать в стаж. Это же смешно. Я не считаю, что учеба в ВУЗе — это на благо государства. Личное дело. Не хочешь — либо не учись совсем, либо иди на заочное. Тогда это будет идти в стаж. Ну я уже говорила, что учась на дневном, из 5 лет я работала 3 года. С трудовой книжкой, конечно. Это никогда не запрещали делать, если в зачетке — только отличные оценки.
Трудовой стаж – это период времени официального трудоустройства, или занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, когда производились отчисления в фонд соцзащиты.
Именно трудовой стаж — основной критерий при начислении пенсии в Беларуси. Также на выплаты влияет общий и специальный (профессиональный) стаж.
В общий стаж включаются абсолютно все периоды трудовой биографии, начиная от учебы в институте и заканчивая декретными и иными отпусками. Именно он является основанием для начисления выплат по возрасту, пенсии по инвалидности, по потере кормильца.
Специальный, или профессиональный стаж — это время работы на вредных производствах, также так называемые особые условия труда. В эту категорию входят летчики, учителя, медработники и т.д.
Ранее большое значение придавалось также непрерывному стажу, который давал право на надбавки к пенсии, однако сейчас этот критерий не учитывается.
Кроме того, в Беларуси назначаются пенсии за выслугу лет. Право на нее имеют работающие на вредных производствах, где потеря трудоспособности наступает ранее пенсионного возраста.
К таким категориям относятся:
- все занятые в авиационной отрасли;
- артисты театров при стаже творческой деятельности 20-30 лет;
- работники локомотивных бригад;
- работники, занятые на геологоразведочных, лесоустроительных и других изыскательских работах.
Что включается в страховой стаж и когда трудовые пенсии назначаются на общих основаниях? Спросили специалиста
В пенсионном законодательстве немало нюансов. За разъяснениями некоторых из них корреспондент агентства «Минск-Новости» обратилась к начальнику управления пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Елене Живице.
— При каких условиях назначаются трудовые пенсии по возрасту на общих основаниях?
— Данный вид пенсии назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста, наличии общего стажа и страхового стажа работы установленной продолжительности.
Так, в 2019 году пенсии по возрасту назначаются мужчинам в возрасте 61 год 6 месяцев, женщинам — 56 лет 6 месяцев при наличии общего стажа 25 и 20 лет соответственно, а также страхового стажа продолжительностью не менее 17лет.
— Что такое страховой стаж?
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Что такое страховой стаж?
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения» с 1 января 2016 г. страховой стаж увеличился с 15 до 15 лет 6 месяцев. А начиная с 1 января 2017 г. постепенно будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Прежние требования по продолжительности страхового стажа сохранены для назначения трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца (требуется не менее одного дня страхового стажа); пенсий по возрасту для родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетных матерей, родивших пять и более детей; инвалидов с детства, инвалидов войны и др. (статьи 17-22 Закона) – страховой стаж должен быть не менее 5 лет.
Что включается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет?
В страховой стаж включаются периоды работы (или иной деятельности), которые предусмотрены ч.1 статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР, а также время получения пособия по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) лицами, подлежащими государственному социальному страхованию (пункт «б» ч.2 статьи 51 Закона).
В страховой стаж не засчитываются иные периоды, предусмотренные ч. 2 статьи 51 Закона, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, военная служба, период ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также лицом, достигшим 80-летнего возраста; время получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования и др.; периоды получения пособия по безработице.
В страховой стаж могут быть включены периоды работы за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено международными договорами.
При отсутствии необходимого страхового стажа гражданину может быть назначена социальная пенсия по возрасту: мужчине по достижении 65-летнего возраста, женщине – 60- летнего возраста, размер которой составляет 50 % наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.
Стаж для выхода на пенсию
В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:
Год | Возраст (мужчины), лет | Возраст (женщины), лет | Минимальный стаж работы, лет |
2017 | 60,5 | 55,5 | 16 |
2018 | 61 | 56 | 16,5 |
2019 | 61,5 | 56,5 | 17 |
2020 | 62 | 57 | 17,5 |
2021 | 62,5 | 57,5 | 18 |
2022 | 63 | 58 | 18,5 |
2023 | 63 | 58 | 19 |
2024 | 63 | 58 | 19,5 |
2025 | 63 | 58 | 20 |
Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.
Пенсионная система в Беларуси
Пенсионную систему Белоруссия унаследовала от Советского Союза. За все время существования Беларуси эта система практически не поменялась. Она относится к солидарному типу. Трудоустроенные граждане и работодатели делают отчисления в ФСЗН (обычные граждане отчисляют 1 процент от заработной платы). Пенсионные выплаты, пособия и прочие трансферты предоставляются жителям Белоруссии из средств ФСЗН.
Внимание! Накопительного пенсионного обеспечения в стране не предусмотрено. Однако белорусы имеют право на добровольное накопление денежных средств, из которых в будущем будут делаться доплаты к пенсии. Подобную возможность предоставляют некоторые страховые фирмы.