Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЖАЛОБА В ФАС. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.
Причины подачи жалобы в ФАС
Для обращения в службу, заявитель должен тщательно сформулировать документ и привести конкретные аргументы в качестве доказательства. Вескими причинами подачи заявления считается:
- наличие возражений по результатам проведенного конкурсного отбора;
- выявление нарушений законодательных нормативов в рекламной кампании;
- обнаружение злоупотребления должностным положением конкретными лицами;
- подозрение на сговор определенными компаниями, направленный на искусственное завышение стоимости товара/услуги;
- навязывание каких-либо услуг, не являющихся обязательными;
- принуждение к обращению к конкретному исполнителю;
- нарушение организатором торгов требованиям, установленных законодательством.
Судебный порядок обжалования
Практика показывает, что обжалование решений ФАС в судебном порядке эффективнее других вариантов. Но у этого способа есть недочеты, и один из них – затраченное время. При этом досудебный порядок урегулирования необязателен. Обжалуются действия, бездействие, решения, предписания. Последние всегда приостанавливаются на период разбирательства. Действует общее правило территориальной подсудности. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Применяются правила рассмотрения искового производства, однако со своей спецификой. Так, если происходит обжалование решения ФАС в арбитражном суде, бремя доказывания законности возлагается на орган власти. Предусматривается оплата государственной пошлины. Ответчиками могут выступать не только отдельные лица, но и коллегиальные органы. Активная позиция заявителя и грамотное составление процессуальных документов играют ключевую роль. Процесс проводится с учетом общих принципов состязательности и равенства сторон. Могут подаваться возражения, ходатайства. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» поможет выстроить оптимальную стратегию защиты.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником тендера, общественным объединением, объединением юридических лиц
до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, подать жалобу может только участник закупки, подавший заявку на участие в тендере.
Обжалование действий (бездействия):
- заказчика (организатора закупки), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но
не позднее чем через десять дней
с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок;
- оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке, допускается
в течение тридцати дней
с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
- оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки,
не позднее чем через десять дней
с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
- заказчика (организатора закупки), специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается
не позднее даты заключения контракта.
ЖАЛОБЫ В ФАС НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ.
- Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
- Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
- Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
- Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
- Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
- Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.
Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.
Решение Московского УФАС России от 5 июля 2019 г. № 077/07/00-645/2019 (закупка № 31907626611)
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений заказчик должен располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства. При этом предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений на любом этапе проведения процедуры свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора). Отсутствие информации о предлагаемом товаре в открытых источниках (сайтах производителей или разработчиков отдельных программ) не может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений. Заказчик мог реализовать свое право на направление запроса производителю об уточнении информации по спорным характеристикам. Вместо этого заказчик предпочел отклонение заявки по надуманному основанию, что привело к ограничению конкуренции.
Досудебный (ведомственный) порядок обжалования
К достоинствам этого способа защиты прав можно отнести упрощенный порядок и экономию времени. Однако по эффективности он уступает судебному.
Если выбран ведомственный порядок защиты интересов организации, жалоба подается в территориальный орган ФАС. При этом исполнение требований предписания не приостанавливается.
В ведомственном порядке можно оспаривать:
- Несоблюдение срока публикации в ЕИС данных о принятой жалобе, или дате и месте её разрешения.
- Несоблюдение сроков, установленных для регистрации и рассмотрения жалоб.
- Нарушающий контрактное законодательство отказ в разрешении жалобы.
Не получится оспорить в административном порядке:
- Нарушения по уже заключённым сторонами контрактам.
- Нарушение комиссией порядка оценки и сопоставления заявок.
- Нарушения, которые уже были предметом рассмотрения судом с вынесением решения.
- Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом и по ней было принято постановление.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Порядок и сроки рассмотрения
Порядок рассмотрения обращений граждан в ФАС регулируется Законом об обращениях граждан, в соответствии с которым письменная жалоба вне зависимости от способа ее подачи рассматривается в течение 30 дней со дня получения. В исключительных случаях данный срок может быть увеличен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
В случае необходимости по фактам, указанным в жалобе, ФАС проводит проверку, включающую внеплановые проверки, истребования документов и т.д. Если имело место административное правонарушение, сотрудник ФАС составляет акт об административном правонарушении и привлекает нарушителя к ответственности. Также ФАС может выдать предписание об устранении нарушений: о расторжении договоров, изъятии продукции с незаконным товарным знаком и т.д.
-
На действия или бездействие заказчика — не позднее 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола итогов закупки (определения поставщика).
-
На действия при заключении контракта после подписания или размещения в ЕИС протокола подведения итогов — не позднее даты заключения контракта.
-
На некорректное оформление документации по закупке — до окончания срока подачи заявки на участие.
-
На действия оператора торговой площадки при аккредитации участника или при размещении предварительного предложения — в течение 5 дней с даты совершения действий.
Основания подачи жалобы в ФАС
Поводом для подачи жалобы может стать любое нарушение закона, положения о закупке и (или) закупочной документации, которое при этом ущемляет права и законные интересы участника торгов. Нарушителем может быть не только заказчик или электронная площадка, но и другой участник торгов, который, например, манипулирует ситуацией или нарушает правила конкуренции, в том числе вступает в сговор с заказчиком или другими участниками торгов.
ФАС выделяет несколько типичных ситуаций, которые приводят к нарушениям:
- размещение информации в ЕИС (системе госзакупок);
- порядок выбора способа проведения закупки и определения победителя торгов;
- порядок подачи заявки и отбора участников;
- условия и требования, указанные в закупочной документации, которые влекут ограничение количества участников;
- заключение контракта — нарушение установленного порядка, одностороннее изменение условий, неправомерный отказ от сделки, заключение контракта с нарушением положений закупочной документации и условий закупки.
Как правило, всё сводится к недобросовестной конкуренции, применению «схем», сговорам на торгах, коррупционной составляющей.
Основной предмет обжалования:
- Закупочная документация, условия закупки.
- Представленный проект контракта.
- Действия или бездействие заказчика, которые нарушают установленный законом или закупочной документацией порядок, в том числе установленные для тех или иных процедур и мероприятий сроки.
- Действия или бездействие оператора электронной торговой площадки, что обычно связано с техническими проблемами на ЭТП, демонстрацией недостоверной информации, сбоями в работе, нарушениями регламента — порядка и сроков совершения определённых действий и операций.
- Действия других участников закупок, которые, как правило, связаны с попытками демпинга или использования других схем недобросовестной конкуренции для победы на торгах.
Составляем жалобу в ФАС
Порядок подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) по вопросу нарушения закона в ходе госзакупок определен в гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и детально прописан в Административном регламенте ФАС, утвержденном приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее — Адм. регламент).
В соответствии со ст. 105 закона № 44-ФЗ жалоба должна содержать информацию:
- о наименовании, адресе, контактных данных юридического лица или ИП, действия (бездействие) которого обжалуются;
- закупке, за исключением случаев обжалования инцидентов, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
- хронологии развития конфликта, включая ссылки на нарушенные нормы и доказательства правоты заявителя;
- перечне прилагаемых документов;
- полномочиях лица, подписавшего жалобу.