Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда и как пожаловаться на ямы и плохие дороги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для ycкopeния пpoцecca мoжнo нaпиcaть в yпpaвляющyю кoмпaнию нaпpямyю. Узнaть мoжнo c пoмoщью caйтa «Peфopмa ЖКX», вбив aдpec cвoeгo дoмa: в peзyльтaтax пoиcкa oтoбpaзитcя нaзвaниe УК, ee тeлeфoн, aдpec и элeктpoннaя пoчтa. Oтпpaвить oбpaщeниe мoжнo зaкaзным пиcьмoм c oпиcью и yвeдoмлeниeм o вpyчeнии, либo oтнecти личнo, пocтaвив нa кoпии oтмeткy o пpинятии. B пиcьмe вaжнo yкaзaть aдpec, xapaктep пoвpeждeний и пoтpeбoвaть выпoлнить peмoнт.
Какие недостатки могут стать поводом обращения с жалобой
В ГОСТ Р 50597‑2017 (глава 5) указывается, какие недостатки требуют устранения (а соответственно, если они есть, можно писать жалобу):
- Ямы длиной больше 15 см, шириной 60 см, глубиной 5 см. Это, для сравнения, как половина ступни взрослого человека в длину.
- Волны дорожного покрытия глубже 3 см на магистральных улицах и 5 см на улицах местного значения.
- Колеи глубиной 2–3 см. Кстати, если колея больше 5 см, это уже говорит о том, что требуется капитальный ремонт.
- Разрушенные крышки люков и решетки канализации, выступы люков смотровых колодцев размером более 2 см.
Уpoвeнь 2. Нaпиcaть жaлoбy нa ямы вo двope в yпpaвляющyю кoмпaнию
Упpaвляющaя кoмпaния мoжeт пoтpeбoвaть кoллeктивнoгo зaявлeния oт жильцoв нa пpoвeдeниe peмoнтa, a тaкжe – пpи нeдocтaткe cpeдcтв нa cчeтe – дoпoлнитeльнoгo coфинaнcиpoвaния нa paбoты: нecмoтpя нa тo, чтo дeньги нa oбщeдoмoвыe нyжды eжeмecячнo взымaютcя пpи oплaтe ЖКУ c кaждoгo жильцa, cyммы мoжeт нe xвaтить. B этoм cлyчae cтoит пpoвecти ayдит yпpaвляющeй кoмпaнии и opгaнизoвaть coбpaниe coбcтвeнникoв жилья: тoлькo oнo пpaвoмoчнo пpинимaть peшeния o coфинaнcиpoвaнии. Кpoмe этoгo, coбpaниe вoльнo пpинять peшeниe o пpoвeдeнии кaпитaльнoгo, a нe ямoчнoгo peмoнтa дopoги.
Строительные и технические требования к тротуарам
В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.
Число полос движений пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./час тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./час – не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./час число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 метра, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 метра (п. 4.5.1).
Аналогичные нормы содержатся в распоряжении Минтранса РФ от 24.06.2002 года № ОС-557-р «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». Согласно п/п а, б п. 11.1.1. данного распоряжения, основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; организация перехода дороги пешеходами в специально оборудованных местах.
Ширина пешеходной части тротуара в зависимости от категории дорог (улиц в поселении) установлена в таблицах 8 и 9 (соответственно для городских и сельских поселений) пункта 11.5 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. № 820).
Кто должен ремонтировать
Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.
Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения. Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам. Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.
ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.
Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.
Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.
Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.
Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?
Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.
Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.
ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.
Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.
Оценить качество дорожного покрытия позволяет стандарт ГОСТ 50597 – 93. В документе дороги условно разделены на 3 категории (А, Б, В) в зависимости от интенсивности движения: более 3 тыс. авто в сутки, от 1 до 3 тыс. и до 1 тыс. Каждая из дорог не должная иметь каких-либо повреждений, ограничивающих скорость транспортного потока в пределах допустимой нормы.
В п. 3.1.1 ГОСТа указан допустимый объем повреждений на 1000 м2 для категорий А, Б, В — это 0,3 (1,5), 1,5 (3,5), 2,5 (7) м2 для разных времен года, поскольку в зимний период дороги не ремонтируются. Размеры отдельно расположенных ям не должны превышать размеры: 15х60х5 см, где 5 см – глубина ямы. Сопоставив стандарты с проблемой, можно понять, есть ли смысл обращаться в компетентные органы. Сроки устранения неровности колеблются от 5 до 10 дней в зависимости от сезона и категории дороги.
Если за качество покрытия во дворе отвечает жилищная управляющая компания, при обнаружении проблемы алгоритм действий будет иной, чем при обращении в госорганы. Требования ГОСТ распространяются на внутридворовые дороги, но ремонт будет производиться за счет жильцов многоквартирного дома, о чем должно упоминаться в соответствующем договоре с ЖЭУ.
Кто отвечает за ремонт дорог во дворах
Жильцы многоквартирного дома имеют в собственности не только свои квартиры, но и общедомовое имущество, в которое включается придомовая территория, места общего пользования, инженерно-коммуникационные сети. Для того, чтобы дворы и дороги возле дома перешли в собственность жильцов, необходима их официальная передача.
Если такая процедура не была проведена, территория будет считаться муниципальной собственностью. Общедомовое имущество или муниципальное также требует регулярного обслуживания, периодического ремонта, проведения работ по благоустройству, как и площадь квартир.
Обслуживание МКД занимаются Управляющие Компании, но не всегда известно, кто занимается ремонтом придомовых территорий, их озеленением? Должны это делать жильцы за свои средства или это обязанность УК, муниципальной власти? Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов является важным условием для создания комфортной и безопасной зоны вокруг дома.
В какой суд подавать иск на УК
Исковое заявление материального характера выражается в определенной сумме заявленных требований. Если ущерб оценивается не более чем в 50 тысяч рублей, то дело попадает на рассмотрение мировому судье.
Если спор имеет неимущественный характер, или сумма иска превышает 50 тысяч рублей, дело подлежит рассмотрению районным или городским судом.
Рассматривая вопрос о территориальной подсудности, следует иметь в виду, что иск подается как по месту нахождения ответчика, так и по месту составления договора.
Исковое заявление, касающееся требования о проведении ремонта дорог во дворе многоквартирного дома, составляется в соответствии с федеральным законом о защите прав потребителей. Поэтому иски с требованиями до 1 миллиона рублей согласно пункту 4 части 2 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ госпошлиной не облагаются.
Кроме того, заявить исковые требования к управляющей компании можно только в пределах общего срока исковой давности, который составляет три года.
Куда жаловаться на плохие дороги? Порядок обращения через интернет, образец претензии
Гражданин имеет право подать жалобное заявление на состояние дорог в следующих случаях:
- несоблюдение стандартов, установленных ГОСТом, относительно качества дорог. Этот список очень обширный, однако, стоит обозначить основные моменты: ямы не должны быть в глубину больше 5 см, в длину — больше 15 см, в ширину — больше 60 см; толщина асфальтового покрытия не может быть меньше 15 см (это касается автобанов, автомагистралей и дорог крупных городов) и не менее 5 см (это касается дорог местного назначения);
- если плохое качество дорог стало причиной возникновения ДТП;
- из-за плохих дорог пострадало само транспортное средство;
- ремонтные работы аварийных участков дороги длятся дольше положенного срока или были выполнены некачественно.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Практически каждый год, по окончанию зимнего периода, встает острый вопрос о ремонте подъездной дороги к жилому дому. Снег и лед оказывают разрушающее действие на дорожное покрытие, особенно, если оно было уложено не качественно, не по ГОСТу, обнажаются к весне огромные ямы, из-за которых повреждаются автомобили и иногда травмируются люди.
Часто после зимы нужно делать и ремонт тротуаров. Кто отвечает за дороги во дворах и за чьи средства они должны ремонтироваться?
Для ремонта дорог и тротуаров во дворе можно обратиться к муниципальной власти, но она зачастую действует медленно, иногда даже игнорирует обращение. Что делать в таком случае жильцам? Сначала нужно точной выяснить, кто должен ремонтировать дороги во дворах определенных домов:
- Если дорога относится к общедомовому имуществу, занимается ремонтом ее Управляющая Компания. Она должна знать границы придомовой территории обслуживаемого МКД, это должно быть указано в техническом паспорте дома.
- Если территория городская, не входит в общедолевую собственность жильцов, ответственна за ее ремонт и обслуживание местная городская власть.
Обязанность муниципалитета следить за городским имуществом, в том числе и дорогами, определена Федеральным законом под номером 196 (ст. 12. п. 2).
Для того, чтобы муниципалитет занялся ремонтом своего имущества во дворе дома, то есть дороги, нужно составить заявление, подать его в местные органы власти. Составляется такое коллективное обращение в двух экземплярах, его получение должно быть зарегистрировано. Органы муниципальной власти должны рассмотреть заявление в течение месяца.
Преимущества коллективной жалобы на ямы
Одиночное обращение отдельного жителя расценивается чиновниками как случайный порыв склочного гражданина и зачастую «кладется под сукно».
Иная ситуация будет с получением коллективной жалобы. Здесь речь идет уже об определенном волеизъявлении социальной группы. В коллективном заявлении прослеживаются тенденции к эскалации возникшего конфликта, а это — дополнительный стимул для чиновника, ответственного за принимаемое решение.
Отличия от частного обращения заключаются в обозначении большего числа заявителей. Например, от жителей дома № N или улицы N-ской. На дополнительном листе содержатся подписи всех присоединившихся к протестному прошению.
Важно! На официальных сайтах организаций местного самоуправления существуют электронные формы обращения, также граждане имеют возможность подать прошение лично на бумажных носителях либо через почту заказным письмом с уведомлением.
Куда жаловаться, если УК не желает участвовать в ремонте дороги внутри двора МКД
Действующая практика выработала определенный алгоритм действий, если не решается вопрос с ремонтом дорожного покрытия во дворе многоквартирного жилого дома.
Запомните! Он заключается в следующем:
- подача коллективного заявления руководителю управляющей компании о необходимости проведения срочного ремонта асфальтного покрытия дорожного полотна на внутридомовой территории многоквартирного жилого дома,
- если положительной реакции не последует, необходимо направить следующую жалобу в жилищную инспекцию. Данный орган лицензирует деятельность управляющих компаний, поэтому у него найдутся соответствующие рычаги влияния,
- в некоторых случаях жильцов дома вынуждают жаловаться в местные органы власти, а также в суд.
Эффективность искового разбирательства
К сожалению эффективность судебных разбирательств с управляющими компаниями оставляет желать лучшего – лишь малая часть дел доходит до суда, на которые ответчики в большинстве случаев просто не являются, присылая уведомления о просьбе рассмотреть дело без них. В таком случае рассмотреть что-либо не представляется возможным и происходит постоянное привлечение «отписок» ответчика и бесконечные переносы суда.
Адвокат для коллективного дела дорогое удовольствие, которое не каждый из собственников сможет себе позволить.
Правильная позиция заявителей о необходимой замене дорожного полотна:
- Привлечение наибольшего количества вышестоящих органов, в которые постоянно необходимо писать жалобы на виновных лиц;
- Обнародование информации в СМИ, если дела намеренно «замораживают»;
- Постоянное привлечение внимания УК к проблеме.
Прежде чем жаловаться на качество дорог, необходимо иметь представление о стандартах, которым эти самые дороги должны соответствовать. Эти стандарты устанавливаются законодательством на федеральном уровне и имеют правовой статус ГОСТа.
ГОСТ 50597–93 устанавливает не только требования к новым прокладываемым дорогам, но и уровень допустимого повреждения уже имеющегося асфальтного покрытия.
- Толщина вновь прокладываемого асфальта должна быть не менее 15 см внутри крупных городов и на трассах федерального значения, и не менее 5 см на других дорогах.
- Характеристика повреждений или ям не должны превышать в ширине, длине и глубине 60, 15 и 5 см соответственно.
Прокладка более тонкого слоя считается нарушением подрядчика и может быть обжаловано в судебном порядке администрацией населённого пункта или объединением граждан.
- 5 дней – на автобанах;
- 10 дней – на местных дорогах.
Подготовка к написанию жалобы
Составляя «голую» жалобу (без доказательств) вы не добьетесь от контролирующих органов ничего, кроме недоумения. Чтобы жалоба принесла нужные результаты, следует правильно к ней подготовиться
, а именно:
- Место, где произошло дорожно-транспортное происшествие или место поломки ТС из-за состояния дорог, нужно тщательно зафиксировать: сделать фотографии ямы
, в которую вы попали, со всех возможных ракурсов; сфотографировать окружающую обстановку
(имеющиеся дорожные знаки, остальное дорожное полотно, близлежащие ямы, инфраструктуру); - Сделать замеры ямы
, которая стала причиной дорожно-транспортного происшествия (ширину, глубину);
Какие проблемы мэрия обязана устранить
В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93: он описывает требования к дорогам и обязывает власти устранять дефекты — просадки, выбоины, торчащие крышки люков, выпирающие трамвайные и железнодорожные рельсы. На дорогах, где ездит много машин, по госту повреждения должны устраняться за пять суток. Во дворах и на незагруженных улицах — за десять.
Яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Если в яму помещается хотя бы половина кроссовка, то ее должны заделать.
Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Всё, что больше, считается дефектом, который надо устранить.
Трамвайные рельсы не должны возвышаться или проседать более чем на 2 см. На железнодорожных переездах — более чем на 3 см.