Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для организаций и ИП в 2023 году была введена новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Новая форма утверждена приказом Минприроды от 21.09.2022 № 624 и вводится в действие с 1 марта 2023 года. В обновленной декларации появился новый раздел 3.2 «Расчет суммы платы за размещение, в том числе, складирование побочных продуктов производства, признанных отходами». Соответственно, в декларацию были добавлены и новые строки – 026, 124–126, 136, 146, 156 и 186, в которых теперь нужно отражать показатели платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Ставка платы в отношении пыли каменного угля

Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

Год Размер
2022 67,12 руб./тонна
2021 61 руб./тонна
2020 61 руб./тонна

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Согласно Административному кодексу, за неучтенный объект НВОС, предусмотрено наказание в виде начисления штрафа в сумме от 30 000 до 100 000 рублей. С внедрением нового налога отвечать придется по нормам НК РФ, то есть за отсутствие постановки на налоговый учет необходимо заплатить 10% от суммы средств, заработанных за все время ведения вредного производства, однако не менее 40 000 рублей.

Нельзя точно сказать, сколько компаний не учтены, и ведут свою работу «в черную», однако имейте ввиду, что Росприроднадзор занимался списками объектов НВОС, а налоговый орган будут учитывать всех налогоплательщиков, оказывающих НВОС.

Как вывод, можно утверждать, что внедрение нового экологического налога на смену сбору, должно обеспечить бюджет значительными финансовыми поступлениями от загрязняющих природу компаний. Вот только как в дальнейшем будут распределяться средства на защиту природы пока не ясно.

Круг плательщиков сбора

Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

  • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
  • сброс загрязнителей в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

  1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
  2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
  3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.

Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

Читайте также:  Декрет, вопрос тем,кто уходил раньше 30 недель.

Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

  1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
  2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Категории источников НВОС

При разграничении объектов НВОС учитывается ряд критериев, определяющих уровень влияния производства на природу. Основные положения прописаны в ФЗ №7 от 10.01.2002 г., но в 2014-м специальной комиссией были внесены значительные изменения и дополнения.

Согласно этим нормативным актам для отнесения того или иного предприятия к определенной категории учитываются следующие условия:

  • уровень губительного воздействия на окружающую среду;
  • к какому классу причислен промышленный объект или производство, к какой отрасли;
  • класс опасности сбрасываемых веществ, уровень токсичности, наличие мутагенных свойств в отходах;
  • отнесенность к объекту атомной энергетики.

Согласно указанным критериям объекты НВОС подразделяются на четыре категории, где I означает, что источник загрязнения оказывает серьезное влияние на окружающую среду, II – умеренное НВОС, III – незначительное; а IV – минимальное.

Читайте также:  Купля продажа квартиры через нотариуса в 2023 году

ФЗ №219 от 21.07.2014 внес существенные изменения в правила отнесения предприятия к той или иной группе. Например, из списка I категории были удалены научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и т. п.

С началом 2020 года, был принят закон, который обязывает промышленные предприятия оплачивать налог за негативное воздействие на экологию. Если руководитель организации не станет оплачивать экологический налог (который теперь обязателен), к данному производству будут наложены штрафы.

Для каждого производства, налог по экологии рассчитывается индивидуально, исходя из количества вредных веществ, которые загрязняют окружающую среду. Данные расчеты производятся органами, занимающимися охраной окружающей среды.

    Календарь эколога 2022

    Отчёт Срок сдачи
    I квартал
    Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2022
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2022
    Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 24.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 24.01.2022
    Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2022
    Внесение платы за НВОС До 01.03.2022
    Предоставление декларации НВОС До 10.03.2022
    Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2022
    Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2022
    Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2022
    Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
    II квартал
    Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2022
    Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2022
    Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2022
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. До 15.04.2022
    Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2022
    Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2022
    Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года До 20.04.2022
    III квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. До 15.07.2022
    Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2022
    Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года До 20.07.2022
    IV квартал
    Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года До 17.10.2022
    Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2022
    Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года До 21.10.2022

    Что нужно знать тем, кто ведет учет

    Для бухгалтерского учета плата за загрязнение окружающей среды важна тем, что она оказывает влияние на налоговую составляющую в части налога на прибыль. Алгоритм здесь используется следующий: в пределах лимитов денежным сумм платежи НВОС относятся к материальным расходам, в то время как сверхнормативный платеж не учитывается при определении налоговой базы. Такой порядок применяется также для упрощенной системы – как и в рамках общей системы налогообложения, бухгалтер сокращает базу на размер НВОС в пределах нормативных.

    Другими словами, налоговая нагрузка связана с размеров выбросов и отходов в тех случаях, когда деятельность объекта излишне негативно воздействует на природные объекты. Остальные платежи бухгалтерия относит к прочим расходам, которые не включаются в расчет суммы налога (сюда же относятся штрафные санкции за несвоевременную выплату).

    Перечисление платежей НВОС является компенсацией вредного воздействия производственных комплексов и деятельности объектов частных предпринимателей на окружающие природные объекты. Платежи, поступающие в бюджет, идут на строительство очистных сооружений, внедрение новых энергосберегающих технологий, разработку новых способов уменьшения отходов и выбросов, являясь стратегически важными для каждой отрасли. Получая денежные средства от вредных предприятий, государство осуществляет регулирующую функцию.

    Оплата за воздействие на экологию осуществляется поквартально или раз в год – это зависит от типа организации. Как для перечисления платежных сумм, так и для передачи отчетных сведений есть конкретно установленные сроки, которые следует соблюдать во избежание штрафных санкций. Следует помнить о периодах, которые выпадают на праздничные и выходные дни и заранее заботиться о том, чтобы не опоздать с внесением аванса и заполнением отчетности.

    За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

    Читайте также:  Что делать с кассой при закрытии ИП

    Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.

    Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.

    Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.

    Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

    В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

    • выбросы от стационарных источников;
    • сбросы в водные объекты;
    • хранение и захоронение отходов.

    При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

    • нормативы допустимых загрязнений;
    • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
    • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

    В соответствии с нормами постановления № 255:

    • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
    • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
    • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

    Сбор вычисляется посредством сложения:

    • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
    • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

    В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

    Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

    Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

    Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

    Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2021 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2020 год.

    В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: [email protected]