Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Археолог – искатель и исследователь древних артефактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Археологи изучают следы человеческой культуры — артефакты — и отвечают на вопросы: «Как и где жили люди?» Не путайте археологов с палеонтологами, которые ищут окаменелости и восстанавливают историю развития животных и растений. Археолог — антрополог прошлого, его интересуют здания, украшения, захоронения, наскальные рисунки и оружие. Палеонтолог — это, по сути, геолог с уклоном в биологию.
Археологи не всегда остаются научными сотрудниками при институтах. Амбициозные профессионалы зарабатывают деньги и обретают высокий статус в научной и деловой среде. Одно из перспективных направлений — работа в Министерстве культуры. Там специалисты проверяют заключения по итогам раскопок на территории всей России.
Некоторые археологи увлекаются одной темой и становятся признанными экспертами по оружию, керамике или архитектуре. Например, выпускник СПбГУ нумизмат Вячеслав Кулешов сейчас работает в Стокгольмском университете. Он изучает арабские монеты, ездит и собирает их по разным странам.
Некоторые археологи мечтают возглавить кафедру, институт или музей. Кто-то открывает свою археологическую компанию и занимается бизнесом. Ещё один способ реализовать себя и применить знания — стать блогером, популяризатором истории.
Археология подразделяется на несколько типов:
✔ Полевая – непосредственное участие в раскопках
✔ Подводная – извлечение и изучение останков затонувших кораблей
✔ В экспериментальной археологи восстанавливают найденное для дальнейшего изучения и выставления образцов в музеях
Некоторые археологи не ездят на раскопки. В их обязанность входит составление каталогов, описание находок, их систематизация.
Задача археолога – воссоздать картину прошлого при помощи найденных предметов, сделать правильные выводы, основываясь на фактах истории. После обнаружения найденный образец фотографируется со всех ракурсов, описывается и вносится в перечень находок. Ему присваивается номер, делается зарисовка и направляется в лабораторию для дальнейшего исследования.
Археолог – это призвание. Любовь к истории, энциклопедические знания, кропотливость и усидчивость, аскетизм – такими качествами может похвастаться не каждый. Порой из маленького найденного камушка воссоздается целая сцена жизни древнего человека. Аналитический склад ума очень важен для археолога.
Не стоит забывать, что археолог не работает один. В экспедиции задействовано достаточно большое количество людей, и без умения трудиться в команде не обойтись. Где большое количество народа, там имеют место разногласия, и тут на выручку придет такая черта, как дипломатия, способность договариваться.
Особенности профессии
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Особенности профессии
Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.
Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.
Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.
По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная – поиск под водой;
Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).
Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.
Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.
Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.
Только по призванию
Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.
Чтобы стать археологом, необходимо окончить исторический факультет какого-либо высшего учебного заведения. Археология — это одна из специализаций. Также археологом можно стать, окончив факультет по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Получить диплом историка можно в таких высших учебных заведениях:
- Московский педагогический государственный университет;
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Российский университет дружбы народов;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- Московский городской педагогический университет;
- Российский государственный гуманитарный университет;
- Государственный академический университет гуманитарных наук;
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет;
- Томский государственный педагогический университет;
- Ставропольский государственный педагогический университет;
- Новосибирский государственный педагогический университет;
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет;
- Кемеровский государственный университет;
- Кубанский государственный университет;
- Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук.
Специализация, карьера и перспективы
При ответственной работе в экспедициях археолог через некоторое время может рассчитывать на то, что станет руководителем экспедиции, проекта.
Специалист по археологии может трудиться в высшем учебном заведении либо научно-исследовательском институте, где станет заниматься научной деятельностью и продвигаться по карьерной лестнице, защищая сначала кандидатскую, затем докторскую диссертации, получая степени кандидата, доктора наук, звания доцента и профессора.
Кроме экспедиционной и научной деятельности, археолог также может заниматься преподаванием. Работая в музее, специалист по археологии может дослужиться до начальника отдела или до руководителя музейного заведения.
Знаете ли вы? Одним из самых загадочных открытий археологии является 288 статуй Моаи на острове Пасхи, датированные 1300–1500 гг. н. э. Высота самой большой составляет 4 м, вес самой тяжёлой — 82 тонны. Они сделаны руками человека.
Кому подходит профессия
Задумываться о получении профессии археолога могут люди, обладающие такими качествами, как:
- целеустремлённость;
- способность выполнять кропотливую работу;
- терпение;
- ответственность;
- интерес к истории;
- любовь к труду;
- нацеленность на достижение результата;
- умение работать в команде;
- пунктуальность;
- способность работать в экстремальных погодных условиях.
Прежде чем выбрать данную профессию, желательно ознакомиться с её плюсами и минусами.
К преимуществам можно отнести частую работу на свежем воздухе, возможность совершить громкое открытие, прикоснуться к истории. Среди недостатков:
- длительные археологические экспедиции, которые могут проходить в экстремальных погодных условиях;
- долгое нахождение на одном месте и в одной позе, что требует физической выносливости, внимания, хорошего зрения, усидчивости;
- опасность;
- низкие зарплаты.
Где учиться на археолога
Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.
Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.
Хороший археолог должен уметь:
- чертить, рисовать, составлять планы и схемы, делать наброски;
- управляться с фото-аппаратурой;
- владеть навыками консервации, предварительной обработки, реставрации артефактов, исходя из их материала;
- обращаться со снаряжением скалолаза или дайвера при необходимости.
Какими качествами должен обладать археолог
Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог – профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.
Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств – это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.
Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог – это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.
Прежде чем разбираться, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что такое артефакты – именно с ними придется работать специалисту по «ископаемой древности». Так называется предмет, созданный человеком или же обработанный им. Второе название –вещественные источники. Речь идет о различных сооружениях, орудиях труда, предметах домашней утвари, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами влияния человека и прочих свидетельствах его жизнедеятельности. При наличии на артефактах каких-либо надписей их относят к категории письменных источников. Чем отличаются вещественные источники от письменных? Первые молчаливы. В них не содержатся сведения о событиях. К тому же многие из них появились задолго до возникновения письменности.
Итак, мы подошли к вопросу, кто такие археологи. Это специалисты, которые занимаются поиском свидетельств истории и исследованием находок в лабораторных условиях – в частности классификацией, реставрацией и так далее. Их главная задача заключается в воссоздании картины прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся теоретических знаний и находок. По отдельности фрагмент кувшина или часть рукоятки ножа практически ни о чем не расскажут. Их нельзя анализировать без привязки к местности, обстановке, глубине залегания, предметам, обнаруженным рядом, и прочим условиям. Для определения времени изготовления или применения того или иного артефакта необходимо учитывать, в каком именно слое почвы он находился. В работе ученые пользуются сравнительно-типологическим, дендрохронологическим, стратиграфическим, радиоуглеродным и другими методами датировки находок.
Нужно отметить, что археологи – это многопрофильные специалисты. В своей деятельности они применяют методики и данные, взятые из иных дисциплин. Обращаются они к наукам как гуманитарного (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного (ботаника, почвоведение, химия, физика, география) цикла.
Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. К примеру, ученый вполне может стать настоящим экспертом по палеолиту на территории Средней Азии, если он в течение многих лет будет изучать располагавшиеся там стоянки первобытных людей.
В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.
У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.
Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.
Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.
Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.
Вдалеке от родимых домов: немного истории
Как ни парадоксально звучит, но профессия археолога — довольно древняя. Так, первым археологом считают поэта Лукреция Кара, который жил в I веке до нашей эры. Именно он разделил дописьменную историю на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный. Такое разделение используется и по сей день.
Как наука (от греч. archaios («древний») и logos («учение») археология появилась в XIX веке. В это время были открыты древние цивилизации Египта и Междуречья. Но что же делают археологи? Их задача ― поиск и изучение артефактов, с помощью которых совместно с историками они могут воссоздать быт и культуру древних эпох. Сегодня археологи всего мира работают преимущественно в трех направлениях:
Вопреки расхожему представлению, археологи работают не только «в поле». Хотя экспедиции, без сомнения, — важнейшая часть их работы. Но недостаточно найти древний предмет. Ведь сам по себе он ничего нам не расскажет. Артефакт надо изучить, описать, если нужно, отреставрировать. Это важная, кропотливая работа, которая потом позволяет ученым предположить, к какой эпохе относится находка и для чего она была нужна древнему человеку.
Работа археолога, несмотря на внешний романтизм, подходит тем, для кого это настоящее призвание. Археолог ― человек, обладающий многими важными качествами. Одной любви к истории и приключениям недостаточно.
На раскопках ученые живут в далеко не самых комфортных условиях, поэтому умение довольствоваться малым, не капризничать, готовить на костре и обходиться без горячей воды вам очень пригодится. Кроме этого, работа на раскопках довольно тяжела физически. А значит, хорошее здоровье и выносливость необходимы.
Археологи проводят в экспедициях очень много времени. Все это время они проводят вдалеке от дома и родных, в ограниченном кругу соратников и коллег. Поэтому если вы не умеете работать в команде, не обладаете терпением, уравновешенным характером и умением искать компромиссы, вам и остальным участникам экспедиции будет нелегко.
И, конечно, самые главные, наверное, качества археолога ― любопытство, склонность к аналитике, умение задавать вопросы и искать на них ответы и способность к непрерывному самообразованию. Ведь археология идет бок о бок с историей, палеонтологией, антропологией, геологией, топографией. А значит, ограничиться только своей областью знаний никак не получится.
Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.
Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты. Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию.
Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.
Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.
Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.
Где работают археологи?
Если вы планируете карьеру археолога, у вас есть несколько вариантов поиска работодателя. Возможные рабочие настройки включают в себя:
-
Работа на месте раскопок, наблюдение и участие в раскопках. Места раскопок могут быть разбросаны по всему миру, и такая позиция может потребовать от археолога участия в большом количестве путешествий с длительным пребыванием в местах, пока проводятся раскопки.
-
В университете профессором археологии. В этом случае у профессора могут быть обычные часы работы в личном или общем офисе в дополнение к часам лекций при обучении студентов. Профессора археологии могут быть преподавателями на полную ставку или могут быть археологами на полную ставку в другом аспекте, а также вести занятия на неполный рабочий день.
-
В лабораторных условиях, выполняя анализ извлеченных артефактов. Такая работа может включать в себя работу с оборудованием для лучшей оценки извлеченных артефактов и изучения их для получения любой соответствующей информации.
-
В музее, проверка и анализ предметов в коллекции. Археологу, работающему в музее, также может быть поручено помогать в оформлении экспонатов, описывать выставленные артефакты и составлять сценарии экскурсий и презентаций для посетителей музея.
-
В офисе, работая на регулирующий орган или частную компанию. Археологов обычно вызывают для оценки возможности предполагаемого места раскопок, когда есть опасения по поводу возможного разрушения исторических артефактов. В дополнение к посещению места для его осмотра археолог может свериться с историческими и современными записями, чтобы определить, есть ли вероятность разрушения или маловероятно, что на этом месте есть важные артефакты, требующие раскопок до начала строительства.