Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.
Поскольку автозаправочная станция — объект НВОС III категории, требования к ней достаточно высокие и санкции за невыполнение этих требований соответствующие.
Так, за непроведение инвентаризации источников отходов штрафы равны:
- 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
- 40-60 тысяч рублей для ИП;
- 200-350 тысяч рублей для юридических лиц.
Аналогичные санкции вводятся за искажение информации в журнале движения отходов или его отсутствие.
За несвоевременную подачу заявки о постановке на учёт ОНВОС:
- от 5 до 20 тысяч для должностных лиц;
- от 30 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
За отсутствие паспортов на имеющиеся отходы следует либо приостановка деятельности предприятия на 90 дней, либо штрафы от 100 000 до 350 000 рублей для юридических лиц и от 10 000 до 30 000 для должностных лиц.
За отсутствие ПЭК налагаются штрафы размерами:
- 500-1000 руб. — физические лица;
- 3000-6000 руб. — должностные лица;
- 20 000-80 000 руб. — юридические лица.
Касательно проекта ПДВ идут следующие санкции:
- 40-50 тысяч рублей штрафа для физических и 180-250 000 рублей для юридических лиц за превышение установленных нормативов;
- 1-2 тысячи рублей для должностных и 10-20 тысяч рублей для юридических лиц за искажение экологической информации в документе.
За несвоевременную сдачу отчёта ТП-2 следуют штрафы в размере 10-20 тысяч рублей для должностных и 20-70 тысяч рублей для юридических лиц.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наказание в размере от 3 до 6 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
За неуплату экологического сбора накладывается штраф, в два раза превышающий сумму этого сбора.
При анализе земельного участка особое внимание следует уделять размещённым в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для многих застройщиков. При этом особо остро стоит вопрос определения охранной зоны вокруг подземных сооружений, которые визуально обнаружить не представляется возможным.
Таблица 7. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАННЫХ ЗОН
№ п/п | Вид охранной зоны | Нормативный акт |
1 | Охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) | Правила охраны газораспределительных сетей, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, Правила охраны магистральных газопроводов, утверждённые Постановлением Правительства от 08.09.2017 № 1083, Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждённые Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 |
2 | Охранная зона тепловых сетей | Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утверждённые Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 |
3 | Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) | Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160,
Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033, Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» |
4 | Охранная зона железных дорог | Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126 |
5 | Охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением | Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392 |
6 | Охранная зона линий и сооружений связи | Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 |
7 | Охранная зона гидроэнергетического объекта | Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884 |
8 | Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена | СП 120.13330.2012 «Метрополитены» (Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003), утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 264 |
Пожарная безопасность: основные требования
Все вводимые в эксплуатацию АЗС проектируются и строятся в соответствии с действующим сводом правил СП 156.13130.2014. При этом требования к каждому из 13 типов заправочных станций характеризуются особенностями, отраженными в приложениях к НПБ 111-98 для передвижных, контейнерных заправок, топливозаправочных пунктов и мультитопливных АЗС.
Выбор участка как в зоне населенного пункта, так и за его пределами согласуется с Государственной пожарной инспекцией (ГПС), учитываются нормы НПБ 02-93. В зависимости от вида пролегающих вокруг заправки дорог нормируется расстояние до магистралей или улиц. Также учитываются градостроительные правила СП 42.13330, СНиП 2.07.01-89.
Для повышения общего уровня безопасности и быстрой локализации открытого огня в случае аварийной ситуации на АЗС должны быть предусмотрены такие средства пожаротушения:
- средства тушения пожаров стационарного типа (в том числе, автоматические системы);
- ручные, перевозимые огнетушители;
- выводы магистрального водопровода;
- системы, подающие нужный напор из ближайшего наружного водоема.
Требования к зданиям в зоне заправки
На территории заправочного комплекса разрешается строительство и расположение ограниченного количества сооружений:
- административного типа;
- для работы операторов;
- туалетных комнат;
- помещений для приема пищи персоналом, который находится на смене;
- комнат для службы охраны;
- технических помещений, в которых будет храниться спецодежда сотрудников, рабочий инструмент, вспомогательное оборудование.
Для отдельных категорий АЗС допускается расположение на занимаемой площади центров сервисной помощи, зон обслуживания водителей (за исключением газовых заправок с одностенными емкостями для хранения сжиженного топлива).
На выделенном под заправочную станцию участке не разрешается размещение:
- помещений, в которых будет проводиться сервисное обслуживание автомобилей, в процессе чего могут образовываться и циркулировать газы или пары с высокой степенью возгораемости;
- сооружений класса А, Б (кроме входящих в технологическую систему АЗС) или Г (за исключением котельных).
Обязанности производителя работ
Рабочие канализационные системы являются залогом хорошего жизнеобеспечения городских граждан, поэтому, осуществляя работу на участке охранной зоны, организатор этих работ обязан:
- придерживаться строгого соблюдения правил и норм;
- обеспечивать в зоне производимых работ своими действиями сохранность и целостность канализационных сооружений;
- в случае обнаружения несоответствий в натуре с анализом, который предоставили водопроводно-канализационные организации, предпринять меры предосторожности и приостановит выполнение работ до последующего решения;
- своевременно убирать снег, лед, мусор для обеспечения свободного подъезда к канализационным сооружениям;
- при сдаче объекта пригласить в комиссию представителя того органа, который выдал разрешение.
Какие бывают требования к расположению подземных коммуникаций
Основным нормативным документом, которым руководствуются при строительстве, является СНиП 2.07.01-89 с указанием расстояний при укладке коммуникаций относительно друг друга и других объектов с точки зрения безопасности и надежности.
При эксплуатации канализационных, отопительных и водоподающих инженерных сетей должно учитываться негативное влияние на фундамент сооружений переносимой среды при прорыве труб. Вытекающая жидкость может подмыть грунтовое фундаментное основание, проникнуть в нижние и цокольные помещения, нанеся существенный вред постройкам.
В случае закладки рядом с фундаментом водоносных коммуникаций при эксплуатации сооружений следует принимать меры по их безопасному расположению относительно здания. Когда не удается выдержать безопасную дистанцию от трубопроводов до сооружения по техническим причинам, используют кожухи для защиты коммуникаций под землей. После согласования с надзорными органами рядом с фундаментами допускается прокладывать водопровод в футляре, обеспечивающем изоляцию труб в случае осадки, и защищающим саму фундаментную основу от разрушения при повреждениях водопровода.
Обычно на участке с построенным домом располагаются сети различного вида, в земле прокладывают водопроводные, канализационные, отопительные, газовые трубы, протягивают кабель электропитания. Для безопасного расположения относительно друг друга различного вида магистралей необходимо знать нормы расстояний между коммуникациями при параллельном и перпендикулярном расположении.
Также знание нормативов поможет сэкономить финансовые средства, ведь некоторые типы коммуникаций можно прокладывать в единой траншее без существенных отрицательных последствий в случае прорыва труб.
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).
№ | Напряжение, кВ | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|
1. | 330 | 20 |
2. | 500 | 30 |
3. | 750 | 40 |
4. | 1150 | 55 |

О правовом режиме земель охранных зон объектов магистральных трубопроводов
1. У разі аварії або загрози її виникнення (аварійної ситуації) для негайної її локалізації, ліквідації можливих наслідків чи відвернення загрози підприємства магістральних трубопроводів без попереднього погодження з власниками або користувачами земельних ділянок, без оформлення речових прав на земельні ділянки та без отримання відповідних дозволів і погоджень органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування, визначених законодавством, мають право:
безперешкодно проїжджати до місця аварії (аварійної ситуації) для виконання ремонтних і аварійно-відновлювальних робіт;
здійснювати облаштування ґрунтових комор та інших тимчасових споруд з подальшою рекультивацією землі;
здійснювати рубку дерев у разі аварій (аварійних ситуацій) на магістральних трубопроводах, що проходять через лісові ділянки, з подальшим оформленням у встановленому порядку спеціальних дозволів на рубку та очищення місць від їх залишків;
проводити земляні та інші роботи для негайної локалізації аварій (аварійних ситуацій), ліквідації наслідків або відвернення їх загрози.
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України протягом трьох місяців з дня набрання чинності цим Законом:
підготувати та подати на розгляд Верховної Ради України пропозиції щодо приведення законів України у відповідність із цим Законом;
привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом;
забезпечити перегляд і скасування міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів, що суперечать цьому Закону;
забезпечити прийняття нормативно-правових актів, передбачених цим Законом.
Президент України |
В. ЯНУКОВИЧ |
м. Київ |
Разъяснения по установлению санитарно-защитных зон
Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства № 1886-р от 24 сентября 2015 года. За определённый тип продукции фирма, произвёдшая или импортировавшая этот товар, отвечает даже после окончания срока его использования. В случае, если подтверждения о выполнении соответствующей утилизации нет, предприятие уплачивает экологический сбор. Выплата производится до 01.04, отчёт по ней — до 15.04.
Санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и обеспечивают уменьшение химического, биологического и физического воздействия загрязнения на атмосферный воздух. Порядок их установления регулируется положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – закон № 52-ФЗ), Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее в настоящем подразделе – Правила), и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)[31].
Отметим, что Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 является одним из наиболее поздних нормативно-правовых актов, регулирующих статус конкретного вида ЗОУИТ (СЗЗ), и в значительной части соответствует новому общему регулированию о ЗОУИТ, рассмотренному ранее. Тем не менее, поскольку оно не учитывает всех особенностей, предусмотренных ст. 106 ЗК РФ, регулирование правового статуса СЗЗ также должно быть изменено Правительством РФ в рамках концепции утверждения новых положений в отношении всех видов ЗОУИТ.
СЗЗ устанавливаются в отношении объектов, соответствующих одновременно следующим критериям:
- действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства;
- указанные объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
- за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
По своей сути установление СЗЗ – это планировочное решение, направленное на соблюдение обязанности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СЗЗ призвана обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения по большей части на атмосферный воздух, по своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме и не может рассматриваться как резервная территория объекта, в связи с которым она установлена, и использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей корректировки границ СЗЗ.
Специальный закон прямо не указывает на обязательность введения таких зон в градостроительную документацию. Они упоминаются лишь в контексте разработки нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов (ст. 12 закона № 52-ФЗ), а также обеспечения качества воздуха в городских и сельских поселениях, в жилых помещениях (ст. 20 закона № 52-ФЗ).
Охранные зоны: что нужно знать, приобретая земельный участок
- С момента вступления в силу Постановление Правительства Российской Федерации от № 222 03 марта 2018 г., Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей постановлению.
- В соответствии с Правилами СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
- Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
- В случае, если объект не является источником воздействия на среду обитания, установление СЗЗ не требуется.
- С 1 января 2022 года определённые в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчётные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
В настоящем своде правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийный расход газа по трубопроводу: Расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.
3.2 аварийный пролив топлива: Топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС.
3.3 автомобильная газозаправочная станция с одностенными резервуарами: Автомобильная газозаправочная станция, технологическая система которой не обеспечивает возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров и трубопроводов в окружающую среду, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени с частотой выше одной миллионной в год.
3.4 автомобильная заправочная станция, выполненная как самостоятельныйучастокмноготопливнойАЗС: АЗС одного вида топлива, технологическая система которой отвечает требованиям к самостоятельному участку многотопливной АЗС с этим видом топлива, а требования к ее размещению, включая размещение зданий и сооружений сервисного обслуживания для водителей, пассажиров и их транспортных средств на территории этой АЗС, аналогичны требованиям к размещению многотопливной АЗС.
3.5 безопасное перекрытие утечки топлива (перекрытие из безопасного места): Перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.
3.6 блок хранения топлива: Сборочная единица технологической системы АЗС заданного уровня заводской готовности и производственной технологичности, предназначенная для приема и хранения топлива.
3.7 блок хранения жидкого моторного топлива: Сборочная единица технологической системы блочной АЗС, предназначенная для приема и хранения жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая подземно.
3.8 газоуравнительная система: Оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.
3.9 граница АЗС: Отображаемая на ситуационном плане земельного участка линия, разделяющая территорию АЗС, на которой должны выполняться требования противопожарного режима эксплуатации этой АЗС, и прилегающую к ней территорию.
3.10 двустенный резервуар: Резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.
3.11 двухоболочечный резервуар СПГ: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда удержание в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из указанного пространства только через сбросную трубу (трубы) технологической системы АЗС.
3.12 заглубленное размещение оборудования: Размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.
3.13 закрытый способ перемещения горючего вещества внутри технологического оборудования: Обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.
3.14 заправочный островок: Технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.
3.15 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания водителей и пассажиров на АЗС: Здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС.
3.16 здание, сооружение или помещение сервисного обслуживания транспортных средств на АЗС: Здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС.
3.17 контейнер хранения жидкого моторного топлива: Технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.
3.18 линия выдачи: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.
3.19 линия деаэрации: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.
3.20 линия наполнения: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.
3.21 линия обесшламливания: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).
3.22 линия рециркуляции: Комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.
3.23 места массового пребывания людей: Территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).
3.24 многокамерный резервуар: Резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.
3.25 насос перекачивания: Насос, входящий в состав технологической системы АЗС и обеспечивающий перекачивание топлива внутри указанной технологической системы, и/или из автоцистерны в резервуар для хранения топлива, и/или наоборот.
3.26 островок безопасности: Сооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.
3.27 площадка для автоцистерны: Технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС.
3.28 площадка заправки ПАГЗ (МЭГК): Технологическая площадка, предназначенная для установки ПАГЗ (МЭГК) при заправке сосудов аккумулятора ПАГЗ (МЭГК) природным газом.
3.29 площадка подпора: Участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.
3.30 резервуар СПГ в кожухе: Полуизотермический резервуар (сосуд) для хранения СПГ, оснащенный термоизоляционным кожухом, предназначенным для обеспечения вакуумной изоляции и обеспечивающим при разгерметизации рабочего (внутреннего) сосуда истечение СПГ непосредственно в ограждение резервуара только через специально предназначенное для этого устройство, установленное на кожухе.
3.31 самосрабатывающий огнетушитель: Огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.
3.32 самостоятельный участок технологической системы многотопливной АЗС: Комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.
3.33 сбросная труба: Устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.
3.34 свободное пространство шахты резервуара или технологического колодца: Воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.
АЗС — автомобильная заправочная станция
АГЗС — автомобильная газозаправочная станция
АГНКС — автомобильная газонаполнительная компрессорная станция
АЦ — автомобильное транспортное средство для транспортирования топлива (автоцистерна)
ГЖ — горючая жидкость
КриоАЗС — криогенная автозаправочная станция
ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость
КПГ — компримированный природный газ
МЭГК — многоэлементный газовый контейнер
НКПР — нижний концентрационный предел распространения пламени
ПАГЗ — передвижной автомобильный газозаправщик
ПАЗС — передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива
СПГ — сжиженный природный газ
СУГ — сжиженные углеводородные газы
Территория населенных пунктов — территория поселений и городских округов
ТРК — топливораздаточная колонка
ГДЕ МОЖНО СТРОИТЬ АЗС
Существует определенный регламент размещения АЗС в городской среде. Ключевой пункт в нем – расстояние от автозаправки до жилых домов и социально-значимых объектов.
Нормы размещения автозаправочных станций определены в требованиях Приказа МЧС России N 221 от 5 мая 2014 года. Этим приказом введен в действие свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» – СП 156.13130.2014.
Нормы строительства и размещения определяет МЧС России. Согласно требованиям, заправка с подземными резервуарами до гра-
ницы жилого объекта должна находиться на расстоянии не менее 50 метров. Точка отсчета – топливораздаточные колонки и подземные
резервуары.
Если у вашего дома строят мини-АЗС для легковых автомобилей с проходимостью не более 500 машин в сутки, допускается уменьшать границы до 25 метров.
Классификация зон, связанных с объектами транспорта, энергетики и связи
В настоящее время исчерпывающая классификация зон, связанных с объектами транспорта, энергетики и связи содержится в Земельном кодексе. К таким зонам относятся:
- охранная зона объектов электроэнергетики;
- охранная зона железных дорог;
- придорожные полосы автомобильных дорог;
- охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
- зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
- охранная зона линий и сооружений связи;
- охранная зона гидроэнергетического объекта;
- охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;
- охранная зона тепловых сетей;
- зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства;
- зона безопасности с особым правовым режимом и зона наблюдения (для объектов атомной энергетики).
Так, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере от 25 до 150 метров в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.
Выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, позволит выработать правообладателю участка наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.