Как составить схему ДТП: образец и бланк

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему ДТП: образец и бланк». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Какие включаются сведения?

Чтобы данный документ содержал актуальные и достоверные данные, в него обязательно включается следующая информация:

  • детальное описание места, где произошла авария, поэтому прописывается наименование улицы и трассы;
  • указывается, как именно располагались автомобили перед столкновением, а также в каких направлениях двигались;
  • если на пути машин имелись преграды, то они обязательно прописываются в документе;
  • приводятся места расположения других важных объектов на дороге, к которым относятся дорожные знаки, строения, светофоры и разметка;
  • если перед столкновением на дороге имелись другие автомобили, то они обязательно прорисовываются на схеме;
  • точно указывается место, где произошло столкновение;
  • отмечается, где находились машины уже после аварии.

На основании внесенных сведений не составит труда грамотно оценить все обстоятельства происшествия. Поэтому если водители занимаются составлением документа самостоятельно, то они должны знать, как нарисовать схему ДТП. Образец документа позволит учесть все нюансы этого процесса.

Во время составления схемы учитываются некоторые требования, позволяющие сформировать правильный документ, в котором будут отсутствовать ошибки. К этим правилам относится:

  • вносятся сведения исключительно шариковой ручкой черного или синего цвета;
  • каждый участник заполняет свою часть европротокола;
  • информацию желательно вносить печатными буквами;
  • если требуется внести изменения в уже составленную схему, то сначала лишние сведения зачеркиваются ручкой, после чего вносятся новые данные, а после этого ставится подпись, подтверждающая верность исправлений;
  • после заполнения всех пунктов извещения надо убедиться в том, что все данные являются достоверными, после чего документ подписывается участниками ДТП.

Только если схема происшествия будет составлена по всем правилам, она без сложностей принимается работниками страховой компании, куда обращается пострадавший участник аварии для получения компенсации.

Читайте также:  Как принять участие в программе «Молодая семья» в Рыбинске в 2022 году

Какие допускаются ошибки?

Если водители решают оформить аварию сами, то они должны разбираться в том, как рисовать схему ДТП для ГАИ. В ином случае существует вероятность того, что при составлении этого документа будут допущены серьезные ошибки, выступающие основанием для отказа сотрудников страховой компании выплачивать положенную компенсацию.

К наиболее распространенным ошибкам относится:

  • неправильно определяется, где именно возникло первое столкновение машин, которое привело к ДТП, причем такие неточности обычно обусловлены невнимательностью автовладельцев;
  • противоречия между цветом светофора и показаниями водителей или свидетелей, причем при таких условиях непременно требуется привлечение очевидцев, которые смогут рассказать, при каких условиях возникло происшествие;
  • водители пытаются скрыть разные факты, имеющие отношение к их маневрам или действиям, но искажение данных используется обычно виновником, который не желает признавать свою вину, поэтому нередко пострадавший участник не получает компенсацию от страховой фирмы.

Если водители действительно не разбираются в том, как грамотно составить схему, то целесообразно воспользоваться помощью автоинспекторов.

Какие используются обозначения

Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.

На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:

  1. При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
  2. Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
  3. Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
  4. Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
  5. Не стоит увлекаться излишней детализацией.
  6. Недопустимы исправления и зачеркивания.
  7. Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
  8. Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
  9. Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
  10. Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
  11. Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
  12. Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.

Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:

  • прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
  • прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
  • тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
  • стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
  • крест – место столкновения;
  • прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
  • круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
  • три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
  • кривые линии – тормозной путь;
  • две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
  • треугольники в ряд – дорожное ограждение;
  • звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.

Можно ли составить схему онлайн

Впервые столкнувшись с обязательством по составлению схемы, сложно в полной мере оценить правильность своих действий. Для упрощения заполнения документа созданы онлайн-сервисы. Наибольшей популярностью пользуются;

  1. Автокадабра. Один из простых и наиболее понятных онлайн-редакторов схем. С его помощью новичок без труда сможет оформить даже сложное ДТП. Здесь содержится большое количество элементов и частота их применения не имеет ограничений.
  2. Составление схемы ДТП онлайн. Система адаптирована под нужды автолюбителей, так как была создана компанией, специализирующейся на выкупе ТС. За счёт примитивной графики готовое изображение понятно и лаконично, а составить его возможно даже при медленном интернете.
  3. Конструктор дорожных ситуаций. Это мощный сервис, используемый профессионалами. Его особенность – разнообразный функционал и многозадачность. Но время ожидания отклика напрямую зависит от скорости интернета. При низкой скорости подключения возможна некорректная работа.

Кто должен рисовать схему ДТП?

В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:

  • Обстоятельств происшествия.
  • Целей составления документа.
Читайте также:  Инструкция: как расторгнуть договор подряда

В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.

Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:

  1. Для ГИБДД.
  2. Для страховой компании.

При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.

Преимущества схемы ДТП

К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?

Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?

На чем построена работа сотрудников ГИБДД

Итак, если участники ДТП пришли к выводу, что оформить происшествие без участия доблестной Госавтоинспекции не получается, тогда необходимо осуществить вызов стражей правопорядка.

На место аварии, как правило, всегда выезжает оперативная группа, состоящая из:

  • сотрудников ГИБДД;
  • следователя УВД;
  • нескольких экспертов-криминалистов.

Если же виновник аварии скрылся с места преступления, то к оперативной группе присоединяется еще и сотрудник уголовного розыска.

В их обязанности входит первичный осмотр места ДТП, после которого в обязательном порядке следует оформление следующего пакета документов:

  • протокол первичного осмотра аварии;
  • схематический эскиз дорожно-транспортного происшествия с указанием контура проезжей части и направления транспортных средств, которые попали в ДТП;
  • справка по дорожно-транспортному происшествию;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния всех ТС, которые стали участниками аварийной ситуации на дороге;
  • показания водителей транспортных средств, попавших в аварию;
  • показания очевидцев ДТП;
  • медицинское заключение на предмет обнаружения алкоголя в крови участников происшествия.

В том случае, если произошло неотчетное ДТП, то на место будет приглашен только инспектор ДПС. В его обязанности входит также схематическое фиксирование происшествия, запись объяснений как участников аварии, так и ее очевидцев.

Оформление ДТП с ГИБДД — порядок действий инспекторов по прибытии на место

Прибыв на место происшествия, инспекторы ДПС:

  1. Ограждают место ДТП, принимают меры к сохранности следов и предметов, относящихся к нему.
  2. Устанавливают присутствие всех участников, проверяют их документы.
  3. Если кто-то скрылся с места аварии, выясняют приметы водителя и автомобиля, сообщают о нем дежурному.
  4. Изучают место аварии, производят первичный опрос присутствующих участников и очевидцев для установления причин происшествия.
  5. Организуют объезд места происшествия и собирают необходимые сведения и материалы (в том числе путем фотографирования).
  6. Если объезд невозможен, фиксируют расположение авто, соответствующих следов и предметов на фото или видео либо письменно в присутствии двух понятых и участников аварии, после чего принимают меры к освобождению проезда.
  7. Принимают меры к регистрации ДТП в базе данных.

Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предписывают, что действовать им нужно прежде всего в интересах жизни и здоровья людей. В связи с этим первым делом они оценивают состояние пострадавших и, если это требуется, организовывают оказание им медпомощи. Если есть подозрение на тяжкий вред здоровью или погибли люди, инспекторы организовывают приезд следственно-оперативной группы. Все собранные материалы по ДТП передаются ей, в дальнейшем все действия производятся в рамках уголовного процесса.

Правила составления схемы ДТП в извещении

В момент заключения договора с КАСКО либо ОСАГО, данные компании должны выдать гражданину следующие документы вместе со страховым полисом:

  • двухсторонний самокопир-извещение о ДТП (бланк);
  • полная инструкция, объясняющая заполнение данного извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Наиболее главные рекомендации при составлении извещения о ДТП:

  • заполнение производится в случае, когда причинен вред ТС либо имуществу какого-либо лица, и, в том случае, когда вред причинен пассажирам ТС или жизни и здоровью граждан;
  • лицевая часть должна содержать дату, время ДТП, все необходимые сведения об ее участниках, о нанесенных повреждениях ТС, обстоятельства и главные элементы аварии;
  • также план ДТП в извещении должен содержать на обратной стороне всю дополнительную информацию, по мнению участников, которая может повлиять на окончательное решение ГИБДД;
  • желательно нарисовать план в извещении ДТП согласованно с другим участником происшествия;
  • также извещение для страховой компании требует подписи, обязательно шариковыми ручками с обеих сторон;
  • обязательно сделать отметку на основном бланке «с приложением», где указать цель данного приложения, и кем оно было составлено.
Читайте также:  Форма 22-ЖКХ (жилище) — Образец, бланк 2023 года

При возможности необходимо попросить у прибывшего на место происшествия сотрудника ГИБДД заверить своей подписью данное извещение. По всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что правила составления плана ДТП для страховой компании достаточно трудоемки и не каждый сможет справиться с ними, не имея при себе необходимых знаний.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2019 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Зачем составлять схему ДТП?

Каждый водитель, управляющий каким-либо транспортным средством, должен знать все о правилах поведения при ДТП. Автолюбители обязаны уметь составлять Европротокол и схемы. Причем нужно это, как ни странно, самим автолюбителям. Все-таки гораздо удобнее решить дело за несколько минут, чем дожидаться сотрудников ГИБДД в течение двух-трех часов, после чего еще столько же разбираться с проблемой.

Даже если времени у водителей достаточно и решать вопрос сами они не хотят, стоит задуматься о других участниках движения. Создавать пробки и заторы на дороге, когда этого можно избежать — удел несколько эгоистичных лиц. Именно поэтому, понимая всю ответственность перед собой и другими гражданами, нужно уметь качественно оформлять все необходимые бумаги. Схема ДТП — это, на самом деле, не так уж и сложно, да и попросту удобно. Далее мы рассмотрим правила, которые помогут ее составить.

Схема ДТП, образец которой мы представили ниже, даст общее представление о том, что это такое.

Где составляют и заполняют?

В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.

При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.

Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.

При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).

В верхней части стоит разборчиво написать заглавие – «Схема ДТП», ниже – условно воспроизвести детали аварии. Изображение рисуется от руки и исключительно ручкой, иначе страховая компания откажется принимать его.

На дополнительной бумаге необходимо указать к чему она прилагается, кто её заполнял и обязательно подписать. А в самом бланке поставить галочку напротив пункта «с приложением».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]