Социальная помощь в Украине: кому положены льготы и почему их сделали платными

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная помощь в Украине: кому положены льготы и почему их сделали платными». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При выборе между государственным и частным пансионатом для престарелых за пенсию, предпочтение чаще всего отдается последнему. Это связано не только с разницей в условиях проживания и уровнем комфорта, но и с процедурой оформления в пансионат.

Оформление в частный пансионат за пенсию

Что бы пожилого пенсионера определили в государственный дом престарелых, ему необходимо пройти множество инстанций:

  1. В первую очередь пройти обязательное медицинское обследование: получить необходимые документы о психическом здоровье и отсутствии опасных инфекционных заболеваний.
  2. Проинформировать социальные службы о своем переезде в дом престарелых и подать соответствующее заявление.
  3. Получить справку о наличии движимого и недвижимого имущества (если таковое имеется).
  4. После получения направления в дом престарелых, переоформить пенсию, чтобы без задержек получать ее в пансионате.

При оформлении в частный пансионат для пожилых за пенсию, пакет необходимых документов значительно сокращен. Обязательным в данном случае является предоставление данных о физическом и психическом состоянии пожилого человека, для предварительного оценивания его потребностей, во время проживания в пансионате.

Родные пожилого постояльца могут сами выбирать опции, которыми они могут воспользоваться при определении стоимости, правил и условий проживания в доме престарелых:

  • Тип комнаты (проживание в одноместной или общей)
  • Питание (количество приемов пищи в день, индивидуальный план питания)
  • Наличие гигиенических и косметологических услуг
  • Необходимость программы реабилитации после травм, заболеваний или операций.

Если пожилой человек одинок и его пенсии не достаточно для оплаты проживания в частном пансионате, он может решить данную проблему обратившись в агентство по недвижимости и сдать свое имущество в аренду. Часть полученных средств можно откладывать, а основной суммой покрывать недостающую долю для оплаты проживания.

«Нет мытья и кормежки»: как получить максимум ухода от соцзащиты?

Михаил: «Мама постоянно употребляла алкоголь, могла себя странно вести. Родственников у нас нет, мы с ней вдвоем. В конце 2018 года мама заболела. Не хотела вставать. Я так понимаю, что алкоголь привел к тому, что у нее нарушилась координация, кружилась голова, вот она и стала лежать. Она сама придумала [что у нее болезнь Паркинсона и она не будет ходить на улицу], она сама решила [не вставать]. Я просыпался, менял памперсы, два часа гулял с собаками, приходил домой к часу дня. Нет у меня возможности и умений работать удаленно, поэтому я шел подкалымить, по возможности часов на четыре-пять-шесть, в автосервис. А потом снова домой — памперсы, кормежка. А потом еще один такой сеанс на ночь.

После того как я оформил маме инвалидность, стала приходить соцработник. Два раза в неделю, так было положено. И в должностных обязанностях у них нет мытья и кормежки, но мне повезло с этой женщиной: она меняла маме памперсы. Про платные услуги я не знал. В идеале мне нужно было, чтобы соцработник мог к ней приходить [каждый день], покормить ее и поменять памперсы. Чтобы она весь день не лежала в моче и голодная. Хотя бы чтобы он мог сделать это в обед. Я бы мог с утра все сделать и позволить себе уехать на полноценные десять часов».

Принципы социального обслуживания пожилых людей

Деятельность заведений социального обслуживания базируется на таких важных положениях, как:

  • необходимость строгого соблюдения свобод и прав подопечных;

  • преемственность между социальными организациями, занимающимися оказанием специальных услуг пожилому контингенту;

  • обязательный учет потребностей и пожеланий каждого, без исключения, пожилого человека;

  • строгое соблюдение гарантий, предоставляемых государством;

  • уравнение возможностей всех претендентов на получение социального обслуживания;

  • обращение особого внимания на адаптацию пожилого контингента в социуме.

Какая в чем именно требуется помощь пенсионерам и пожилым людям?

Помощь пенсионерам и пожилым людям требуется всегда, особенно тяжело приходится тем, кто остался и один, имеет проблемы со здоровьем или попал в сложную жизненную ситуацию. Случаи бывают разные и их может быть довольно много:

  • социальной помощи пожилым людям необходима в виду немощности стариков, утративших свои жизненные силы, приводит к тому, что они не могут обеспечить себя самым необходимым – например, продуктами, просто потому что не могут самостоятельно дойти до магазина;
  • помощь одиноким пожилым людям особенно пригодится в случаях ограниченной физической способности пенсионеров вследствие заболеваний, обостряющихся именно в старости (таких, как болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие, резкое ухудшение зрения или слуха, инсульт и т.д.) попросту не позволяют пожилым людям производить обычные человеческие действия;
  • психологическая помощь пенсионерам нужна в случае, если есть зависимость пожилых людей от алкоголя, которая в молодом возрасте проявляется не столь сильно, а в старости приводит к неспособности самостоятельно справиться с этой психологической проблемой и к резкому ухудшению самочувствия – социальная помощь и внимание тут просто необходимы;
  • оказание помощи пожилым людям может быть и чисто психологического плана, ведь зачастую старики теряют своих супругов (в таких случаях пожилым людям необходима психологическая поддержка) или начинают особенно остро переживать психические травмы, которые были получены когда-то в молодости и таким вот своеобразным эхом напомнили о себе в престарелом возрасте – так, Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание» поддерживает людей, переживших гитлеровские и сталинские концентрационные лагеря;

Какие программы и службы помощи для пожилых людей существуют

Службы помощи для пожилых людей, фонды, организации или государственные органы опеки запускают различные проекты и программы, оказывающие разную помощь пенсионерам. Например, широко известна программа «Психологическая помощь пожилым людям и инвалидам отделений сестринского ухода» от некоммерческой организации «Опека» Тамбовской области.

Социальный проект помощи пенсионерам «Старость не в радость?!» призван привлечь внимание общественности к проблемам пожилых людей (похожие проекты – «Милосердие», «По зову сердца», «Твори добро» и другие). Кроме того существуют проекты помощи пожилым людям направленные и на участие подростков и учащихся младших классов в жизни пенсионеров, ветеранов и стариков-инвалидов.

Читайте также:  код трудовой деятельности кладовщика

Служба помощи пожилым людям работает во многих городах России. Социального работника предоставить пожилому человеку, неспособному обслуживать себя самостоятельно, могут временно или на постоянной основе.

Так, в Москве находится известное благотворительное общество помощи пожилым людям «Адреса милосердия». Которое оказывает безвозмездную помощь одиноким пожилым людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Документы для оформления

Чтобы получить государственную помощь, необходимо обратиться в территориальную социальную организацию с заявлением о предоставлении услуги. Подать комплект документов человек может самостоятельно или через доверенное лицо. Доверенность оформляется нотариально.

Комплект документов, необходимый при подаче заявления на услуги бесплатной сиделки:

  • паспорт нуждающегося в помощи;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка из поликлиники с указанием возможности самостоятельного обслуживания, для инвалидов – с приложением ИПР (индивидуальной программы реабилитации);
  • удостоверение ветерана ВОВ или инвалида;
  • выписка из паспортного стола о месте постоянного проживания;
  • доверенность, если бумаги подает иное лицо;
  • заявление.

Социальная помощь пожилым людям на дому

Социальная помощь пожилым людям на дому оказывается социальными работниками, предлагающими подопечным широкий набор услуг: доставка на дом продуктов питания из магазинов и с рынка; доставка горячих обедов из столовых, гуманитарной помощи, необходимых товаров и лекарств; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник может связаться с нотариусом, оформить необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласить мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры, вызвать врача и т. п. Основные виды услуг на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером из надбавки к пенсии по уходу. Основная цель социального обслуживания на дому — адаптация пожилых людей к своему положению, максимально возможное продление пребывания их в привычной социальной среде.

Для малоимущих центрами организуется бесплатное горячее благотворительное питание за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения, других внебюджетных ассигнований. Им оказывается натуральная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов.

При Центрах создаются пункты благотворительного сбора вещей и их раздачи, пункты проката предметов длительного пользования, организуется льготное бытовое обслуживание малообеспеченных пожилых граждан в парикмахерских, прачечных, банях, службах по ремонту квартир, открываются магазины, где нуждающиеся могут приобрести товары со скидкой.

Социальное обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание престарелых лиц и инвалидов регламентировано в ФЗ N 442. Согласно ему, соцобслуживание оказывается женщинам и мужчинам в возрасте 60 и 65 лет соответственно. Также помощь доступна инвалидам любого возраста, в т.ч. и детям-инвалидам.

Поддержку могут оказывать определённое время или же постоянно из-за утраты возможности самолично удовлетворять собственные нужды (полностью или отчасти).

Желающий должен заранее дать письменное согласие на оказание соцобслуживания. Для этого от его имени подаётся письменное заявление, копия паспорта или пенсионного удостоверения. Нуждающийся может получить жилплощадь в домах жилфонда для соцпользования. Также он вправе указать срок предоставления поддержки – бессрочно или временно.

Кроме заявки от претендента потребуется документ, свидетельствующий о праве на запрашиваемую помощь. Например:

  • справка о заработке;
  • заключение медсоцэкспертизы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство об отсутствии заболеваний, при которых нельзя получать помощь дома.

Если же гражданин не желает получить поддержку, за ним сохраняется возможность отказаться от её назначения. Работникам соцслужбы остаётся разъяснить последствия такого решения, а также принять от лица письменный отказ от соцобслуживания.

Исключение составляют недееспособные граждане и дети до 14 лет. В этих случаях согласие даёт представитель.

В декабре 2017 г. по поручению Президента Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная система включает в себя сбалансированную медицинскую помощь и социальное обслуживание в стационарной, полустационарной формах и на дому с привлечением сиделок и патронажной службы, а также по поддержке ухода в семье[19]. Организаторы проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и региональных администраций. Благотворительный Фонд «Старость в радость» отвечает за разработку методологии, на основе которой будет реализовываться данный комплекс мер.

Апробация данной системы в 2018 г. была в шести регионах Российской Федерации (Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях).

В 2019 г. еще шесть регионов включены в пилотный проект по созданию СДУ (Республика Мордовия и Татарстан, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области, Ставропольский край). Стоит отметить, что к 2022 г. данная практика распространится по всей территории Российской Федерации. Пилотный проект будет реализовываться в течение трех лет.

Предоставление услуг в полустационарной форме осуществляется специальными организациями социального обслуживания граждан. Их предоставление возможно в определенное время суток (п. 2 ст. 19), при этом законом не детализируется порядок их предоставления.

Минтруд России разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг на основе Федерального закона № 442-ФЗ, а конкретная детализация порядка оказания данных услуг осуществляется субъектами РФ и зависит от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 442-ФЗ). Так, имеется Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н[20], в котором определяется примерный порядок, установленный для предоставления социальных услуг в полустационарной форме.

Читайте также:  Тонкости перевода из жилого в нежилое помещения

Круг получателей социальной услуги в полустационарной форме довольно широк. Услуги могут получить граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории России. Данный вид услуг может быть предоставлен также беженцам, которые признаны нуждающимися именно в таком виде социального обслуживания.

Прежде чем решить вопрос о предоставлении услуг, обязательно определяется нуждаемость гражданина именно в таком обслуживании, для этого гражданин подает заявление (письменно или в электронной форме). Примерный порядок для предоставления социальных услуг в полустационарной форме следующий. После принятия заявления от нуждающегося гражданина он должен быть проинформирован о порядке предоставления социальных услуг, о видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, о возможности их получения бесплатно. Получателю услуг (или его законному представителю) должен быть разъяснен порядок приема документов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении ему такой услуги, затем сообщаются результаты принятого решения. Обязательным моментом является составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг для дальнейшего заключения договора. В договоре, как следует из его примерной формы, должны быть данные о предмете договора, о порядке взаимодействия сторон, о стоимости услуг и порядке их оплаты, об основаниях изменения договора или его расторжения, а также ответственность сторон, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ) должны предоставляться бесплатно, если материальное положение получателя услуги соответствует требованиям закона. Требования состоят в том, что на момент обращения за услугой среднедушевой доход получателя должен быть ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законодательством субъекта РФ.

По вопросам оплаты полустационарных услуг граждане часто обращаются в суды, считая, что их права на получение бесплатного обслуживания нарушены. В некоторых случаях их не устраивает стоимость услуг. Так, в результате дорожно-транспортного происшествия истец Г. О.[21] получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. В связи с полученной травмой истец полностью утратил трудоспособность, нуждается в постороннем уходе, медикаментах. Ему были оказаны лечебно-диагностические услуги и им были приобретены лекарственные средства, а также были произведены затраты на транспортировку в медицинские учреждения, в санаторий-профилакторий. В связи с необходимостью постоянного постороннего ухода им затрачены средства на услуги сиделки. Г. О. нуждался в лечении, приобретении лекарственных средств и медикаментов, постоянном постороннем уходе, санаторно-курортном лечении и при этом не имел права на получение этих видов помощи бесплатно. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ связывает условия бесплатного предоставления и получения социальных услуг с моментом обращения гражданина в уполномоченный орган субъекта РФ с соответствующим заявлением.

То обстоятельство, что своевременно истец не воспользовался правом на обращение в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении ему социально-бытовых услуг, не должно лишать его права на возмещение понесенных расходов. На момент возникновения у Г.О. необходимости в указанных видах помощи он не имел права на их бесплатное получение, что было исследовано судом первой инстанции и отражено в судебном решении, поскольку его доход превышал прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации.

При получении услуг в полустационарной форме гражданин нуждается не только в медицинских услугах, но и в получении питания. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 954н[22] утверждены нормы питания, которые носят рекомендательный характер и которые предусмотрены для полустационарной формы социального обслуживания. Централизованный порядок установления таких норм, безусловно, способствует единообразию правоприменения. Варьироваться данные нормы могут только в сторону улучшения и разнообразия.

Количество организаций полустационарного обслуживания зависит от потребностей субъектов РФ. Расчеты производятся, исходя из численности получателей социальных услуг, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых полустационарной организацией.

Например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних целесообразно открывать, исходя из таких показателей: одна организация на 10 тыс. детей (лиц до достижения возраста 18 лет). Центр социального обслуживания населения рекомендуется открывать из расчета один центр на 50 тыс. населения. Данные показатели установлены Приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 934 н[23].

Министерством труда РФ[24] установлены единые требования общего характера в вопросах обеспеченности субъектов РФ организациями социального обслуживания. Среди критериев указаны: приближенность к месту жительства получателей социальных услуг, а также транспортная доступность организаций, в том числе для инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения.

Важным и обязательным показателем является размещение таких организаций с учетом потребностей населения. Порядок предоставления социальных услуг на дому[25] во многом схож с порядком предоставления полустационарных услуг. Также заключается договор, при заключении которого получателей социальных услуг (или их представителей) следует ознакомить с условиями предоставления услуг на дому, с правилами внутреннего распорядка для получателей услуг. Получатели услуг имеют право на получение информации о своих правах, обязанностях, о возможных вариантах предоставления социальных услуг, а также о сроках и порядке их предоставления.

Что входит в данный вид государственной поддержки

Согласно действующему законодательству, социальная помощь на дому может проявляться в следующем:

  • оказание помощи в организации питания, досуга или быта;
  • оказание посильной помощи в приобретении продуктов питания, средств личной гигиены и другой бытовой химии;
  • оказание помощи в закупке лекарственных препаратов;
  • в случае если нуждающийся проживает в доме без центрального отопления (в частном доме), то может быть оказана помощь в разжигании печи либо же доставки питьевой воды (если отсутствует водопровод);
  • оказание помощи по уборке в доме, включая помощь при косметическом ремонте;
  • помощь в оплате коммунальных услуг, совместный поход в различные места отдыха, включая санаторно-курортные лечения;
  • предоставление помощи в вызове лечащего врача на дом.

Большая часть граждан с ограниченными возможностями не могут сами себя обслуживать в полном объеме, включая элементарную гигиену. По этой причине социальный работник в обязательном порядке должен обеспечивать должный уход за такой категорией граждан с учетом его непосредственного состояния здоровья.

Кто имеет право на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:

  1. Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
  2. Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
  3. Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
  4. Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
  5. Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.

Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.

Оплата социальных услуг Категории получателей
Бесплатно Инвалиды ВОВ, ветераны войны, супруги и вдовы участников боевых действий, бывшие узники концлагерей, бывшие жители блокадного Ленинграда, Герои СССР и РФ, Герои социалистического труда.

Инвалиды и пенсионеры, не относящиеся к особым категориям граждан (федеральным льготникам), но имеющие доход ниже 1,5 размера регионального прожиточного минимума.

Частичная оплата Граждане, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, но нуждающиеся в помощи социального работника и имеющие доход ниже 1,5 размеров регионального ПМ (размер скидки зависит от социального статуса).
Полная стоимость Во всех остальных случаях.
Читайте также:  Как накажут за частичную неуплату алиментов в 2022 году?

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Варианты пансионатов, работающих по типу стационара:

  • дом-интернат для престарелых и инвалидов;
  • геронтологический центр;
  • учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов (дома-интернаты);
  • психоневрологический интернат;
  • учреждение восстановительной терапии инвалидов молодого возраста;
  • пансионаты, направленные на поддержание здоровья;
  • дом-интернат интенсивного обслуживания для престарелых и инвалидов;
  • учреждения для непродолжительного пребывания уязвимой прослойки общества.

Законы о порядке расчета нормативов денежного финансирования мероприятий, оказываемых в России в сфере социальной помощи, описывают критерии распределения расходов на следующие типы:

  • Обслуживание пожилых и инвалидов в домашних условиях, если им требуется ежедневный либо временный уход вне стационарной организации.
  • Присмотр в стационаре за пожилыми и инвалидами (исключая людей с психическими отклонениями), которые не имеют возможности ухаживать за собой или утратили ее полностью.
  • Стационарное обслуживание пожилых и инвалидов, имеющих психические отклонения, которые не способны к самостоятельному уходу за собой и нуждаются в постоянном присмотре.
  • Предоставление временного жилья:
    • детям-сиротам;
    • детям, законные представители которых лишены прав на них;
    • беспризорным лицам, которым не исполнилось 18 лет;
    • людям, не имеющим своего дома, испытывающим трудности, потерявшим работу;
    • лицам, к которым применили насилие в любой форме;
    • пострадавшим от природных катаклизмов, от военных действий, межэтнических споров;
    • другим категориям, нуждающимся в реабилитации и краткосрочном предоставлении жилища.
  • Оказание консультаций в разрешении трудностей, связанных с улучшением бытовых условий, получением медицинского обеспечения жизненно необходимыми препаратами, психологической поддержки, юридического сопровождения.
  • Услуги реабилитации и восстановления, содействие в следующих сферах: социальная, психологическая помощь инвалидам, людям, имеющим ограничение физической активности, помощь семьям, испытывающим угрозу жизни и здоровья. Также на поддержку вправе рассчитывать каждый человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Самой распространенной формой в области стационарного обслуживания являются дома-интернаты для пожилых людей. Большая часть граждан, которые там живут, имеют одну или несколько хронических болезней. Значительную группу таких людей составляют престарелые лица, не состоявшие в брачных отношениях и не имеющие детей. Некоторые граждане оказываются в подобных центрах по решению родных и по причине произошедшего конфликта в семье. Исходя из данных этой статистики получается, что основная масса помощи предоставляется старикам, которые остались в одиночестве и не способны самостоятельно позаботиться о себе.

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов гарантируют положенное на уровне государства обеспечение услугами. Дополнительно они получают на руки 20 % собственной пенсии для личных нужд (доля, выдаваемая людям, являющимся участниками и инвалидами войны, составляет 25 %). Любая помощь и поддержка в домах-интернатах оказывается на безвозмездной основе. Кроме предоставления постоянного проживания, есть еще один вид помощи престарелым: временное нахождение их в указанных учреждениях.

Пансионаты оснащены собственным медицинским блоком, имеющим специализированные кабинеты врачей, аптечный пункт. В домах малой вместимости (до 50 койко-мест) медицинское обслуживание оказывается в ближайших медицинских организациях.

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

№ п/п. Проблема системы социального обслуживания Причина возникновения проблемы
1 Недостаточное финансирование
  1. Постоянно увеличивающееся количество инвалидов и пенсионеров, желающих получить услугу социального обслуживания.
  2. Недостаток средств в бюджете регионов и страны на расширение системы соцобслуживания.
2 Плохо развития нормативно-правовая база Недостаток унификации документации на законодательном уровне.
3 Недостаток профессиональных кадров
  1. Тяжелая моральная и психологическая нагрузка на сотрудников.
  2. Маленькая зарплата работников сферы социального обслуживания.
4 Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания.

Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
  2. Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
  • заявление;
  • паспорт РФ;
  • пенсионное удостоверение (при наличии);
  • заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
  • справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
  • справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
  • справка о величине доходов.
  1. Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
  • наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
  • открытая форма туберкулеза;
  • наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
  • прием заявителем психотропных препаратов;
  • наркотическая или алкогольная зависимость.
  1. Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
  2. Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]