Коммерческий подкуп – новая взятка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коммерческий подкуп – новая взятка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как известно, согласно Уголовному кодексу, понятие взятки относится исключительно к должностным лицам- чиновникам, представителям государственных служб, руководителям предприятий государственной формы собственности. Однако коррупционные преступления встречаются не только в государственной сфере – не редкость они и в деятельности частных компаний. Для таких деяний предусмотрена отдельная статья – коммерческий подкуп. Согласно определению, данное преступление относится к экономическим и представляет собой получение неправомерной выгоды руководителем или занимающим определенную должность лицом в коммерческой структуре в обмен на оговоренные ранее действия или бездействие. Неправомерная выгода может заключаться как в денежных средствах, так и других активах или услугах (ценные бумаги, недвижимость, торговые преференции, отдых, медицинские услуги и т.д.). По сути, речь идет о взятке, только в коммерческих компаниях.

Особенности доказывания по делам о коммерческом подкупе

Нормы ст. 73 УПК гласят, что суду для вынесения обвинительного приговора должны быть объяснены и подтверждены доказательствами такие обстоятельства, как:

  • событие преступления или сам факт его совершения;
  • виновность лица, причем в случае коммерческого подкупа должна быть доказана вина в форме умысла;
  • мотивы;
  • размер ущерба, причиненного преступлением.

Применительно к коммерческому подкупу в обвинительном заключении, предоставляемом в суд, необходимо указать:

  • факт незаконной передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконного оказания услуг имущественного характера, любое реальное поступление имущества в распоряжение должностного лица;
  • факт, что передача была обусловлена совершением определенных действий или отказом от них, причинно-следственную связь между передачей имущества и поступком;
  • всех лиц, которые участвовали в преступлении или способствовал его совершению;
  • обстоятельства, определяющие степень ответственности всех участников коррупционной сделки.

Ответственность за коммерческий подкуп несут как берущий откат, так и дающий его.

Сумма штрафа и строгость наказания зависят от способов и размером коммерческого подкупа. Самое серьёзное наказание — 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа — назначается за подкуп в особо крупном размере, совершённом группой лиц, совмещённом с вымогательством и незаконными действиями.

Значительным размером коммерческого подкупа признаётся сумма, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг или прав свыше 25 000 рублей, крупным размером — свыше 150 000 рублей, особо крупным — свыше 1 млн рублей. Как правило, собственники бизнеса редко обращаются в правоохранительные органы, если их управленцы попались на коммерческом подкупе, рассказал «Секрету» старший партнёр адвокатского бюро «Юрлов и партнёры» Владислав Цепков.

Защита по делам о коммерческом подкупе по ст. 204 УК РФ

Тактика защиты по делам о коммерческом подкупе касаемо самого деяния может быть во много схожа с тактикой защиты по взятке. В уголовных делах о коммерческом подкупе несколько другой субъект, чем в делах о должностных взятках, в первом случае это лицу, выполняющее управленческие функции, во втором должностное лицо. При разработке позиции защиты следует уделить внимание относится ли подзащитный к субъекту преступления, был ли наделен управленческими функциями, если этого признака нет, то возможна другая квалификация, и если она менее тяжкая, улучшающая положение подзащитного, то целесообразно следовать такой тактики защиты. В остальном, защита по делам о коммерческом подкупе формируется индивидуально, в зависимости от обстоятельств.

Алгоритм выявления коммерческого подкупа

Как правило, факт совершения преступления – получение незаконного вознаграждения – устанавливают не в момент ведения переговоров или передачи денег, а постфактум.

Зачастую служба безопасности коммерческой организации выявляет какие-либо закономерности в деятельности того или иного сотрудника, выполняющего управленческие функции при взаимодействии с организацией-контрагентом (частые победы при проведении конкурса, оплата авансов, не предусмотренных соглашением, закупка товаров/оказание услуг по завышенной цене и т.д.). Далее сотрудники собственной безопасности коммерческой организации передают информацию о возможном совершении коррупционного преступления в правоохранительные органы – либо через заявление о возбуждении уголовного дела, либо в качестве оперативной информации для заведения дела оперативного учета.

Оперативные службы запрашивают информацию о движении денежных средств на расчетных счетах в отношении сотрудника, заподозренного в получении коммерческого подкупа, и в отношении должностных лиц организации-контрагента, проверяют приобретение недвижимости, автомобилей и т.д. В основном, конечно же, правоохранителям проще работать с обнаружением денежных переводов. При наличии таких переводов сотрудники правоохранительных органов, как правило, проводят оперативные мероприятия в отношении должностных лиц организации-контрагента (осмотр помещений, отбор объяснений), в ходе которых работникам предлагается добровольно сообщить о совершенном преступлении (незаконной передаче денег лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации) и в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ быть освобожденными от уголовной ответственности.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам с 2023 года

В моей практике правоохранители действовали по вышеуказанному алгоритму в 8 из 10 случаев.

Коммерческий подкуп и взятка: сходство и различие

Можно сказать, что коммерческий подкуп — это брат-близнец взятки. Оба этих деяния законодательство включает в понятие коррупции (подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

И взятка, и коммерческий подкуп — это передача материальной выгоды (денег, ценностей, услуг) лицу, выполняющему управленческие функции, за действия, связанные с его служебным положением. Различаются они только фигурой получателя, или, говоря языком уголовного права, — субъектом преступления.

Коммерческий подкуп может быть передан руководящему работнику частной фирмы или некоммерческой организации, не имеющих государственного участия (ст. 204 УК РФ).

Получатели взятки — всегда должностные лица, то есть федеральные, региональные и муниципальные чиновники, сотрудники ГУПов, МУПов, государственных компаний (корпораций).

В феврале 2021 г. в УК РФ были внесены изменения, которые приравняли сотрудников компаний, прямо или косвенно контролируемых государством, к должностным лицам.

Теперь работники «дочек» и «внучек» государственных компаний, внебюджетных фондов, акционерных обществ с «золотой акцией» в случае проблем с законом несут такую же ответственность, как и государственные служащие. Соответственно, при получении незаконного вознаграждения их действия будут квалифицироваться как взятка, а не как коммерческий подкуп.

Взяточничество считается более тяжким преступлением и наказывается строже. Так, максимальное наказание за получение коммерческого подкупа в особо крупном размере составляет от семи до 12 лет лишения свободы (ч. 8 ст. 204 УК РФ), а за получение взятки в особо крупном размере уже можно оказаться в колонии на срок от восьми до 15 лет (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

В ходе предварительного расследования к обвиняемым во взяточничестве чаще применяют меру пресечения в виде заключения под стражу, чем к обвиняемым в получении и даче коммерческого подкупа.

В соответствии со ст. 23 УПК РФ, если коммерческий подкуп причинил ущерб только интересам коммерческой или иной организации, то уголовное дело может быть возбуждено только по заявлению руководителя этой организации или с его согласия.

Если подкуп получил сам руководитель, то заявление в правоохранительные органы может подать учредитель, член совета директоров, правления или иного аналогичного коллективного органа (п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

Не всегда руководители компаний, узнав о неблаговидном поведении сотрудников, спешат обращаться к правоохранителям, опасаясь урона своей репутации. Проштрафившихся работников просто тихо увольняют, предпочитая не портить имидж организации.

В случае взятки заявления организации для возбуждения уголовного дела не требуется. Достаточно рапорта оперативника об обнаружении признаков преступления, составляемого по результатам негласных мероприятий.

Особенности коммерческого подкупа как преступления

Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:

  • контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
  • за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
  • материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.

Эти ситуации заставляют законодателя обращать внимание даже на незначительные случаи подкупа, грозящие и ущемлением конкуренции, и ущербом неограниченному числу граждан. Но коммерческий подкуп как преступление часто становится орудием недобросовестной конкуренции. Обвинение в нем руководителя успешной компании, даже бездоказательное, способно привести к его уголовному преследованию, а значит, и к потере компанией позиций на рынке.

Именно это должно побуждать правоохранительные органы максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали взятку и, обвинив ее получателя в вымогательстве, скрываются от ответственности. На практике суд часто принимает как данность голословные заявления, никак не подтверждающие реальность совершения преступления.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Читайте также:  Костромская область. Сроки охоты-2023

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2021 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа — таблица

В зависимости от суммы полученных или переданных денег, а также стоимости другого имущества, размер коммерческого подкупа может быть:

  • мелким;
  • обычным;
  • значительным;
  • крупным;
  • особо крупным.

Представим в виде таблицы:

Вид подкупа

Размер в денежном выражении

Мелкий

От 0 до 10 000 руб.

Обычный

От 10 001 до 25 000 руб.

Значительный

От 25 001 до 150 000 руб.

Крупный

От 150 001 до 1 млн руб.

Особо крупный

Свыше 1 млн руб.

Как доказать коммерческий подкуп

Бремя доказывания по уголовным делам ложится на правоохранительные органы. Работники следствия должны установить:

  • имела ли место передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества или прав на него, денег, ценных бумаг, а равно оказание ему имущественных услуг;
  • причинно-следственную связь между действиями или бездействием специального субъекта, связанными с его трудовой деятельностью, в интересах третьих лиц и получением материальных или нематериальных благ от них;
  • круг лиц, участвовавших в коммерческом подкупе;
  • роль и степень участия в деянии всех его субъектов.

Говоря о доказывании, необходимо выделить 2 типа ситуаций. В первой сотрудники правоохранительных органов получают информацию о готовящемся или совершающемся преступлении. В таком случае необходимо действовать быстро и неожиданно для субъектов.

Требуется позаботиться о сокрытии информации о предстоящих следственных действиях от третьих лиц и обеспечить:

  • по возможности задержание с поличным (если действия по передаче предмета преступления еще не совершены);
  • допросы лиц, обладающих информацией, имеющей доказательственное значение по делу (фигурантов и свидетелей);
  • проведение обыска на рабочих местах фигурантов, в домах и иных помещениях, где могут находиться вещественные доказательства.

Комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. 1 — 4) и получение коммерческого подкупа (ч. 5 — 8). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. 290 и 291 УК); вопросам их квалификации посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Действие (бездействие), за совершение которого передается предмет подкупа, должно: а) совершаться в интересах дающего или иных лиц и б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах передающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект, либо с его возможностями по способствованию совершению действий (бездействия) в силу его служебного положения.

Момент передачи предмета подкупа: до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

7. Квалифицированные и особо квалифицированные составы коммерческого подкупа (а также назначаемое лицу наказание) связываются среди прочего с оценкой размера коммерческого подкупа, что требует в каждом случае точно устанавливать сумму коммерческого подкупа, в том числе с привлечением экспертов.

Читайте также:  Что выгоднее для ИП в 2021 году – патент или упрощенка?

8. Примечание 2 к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и альтернативно либо в отношении его имело место вымогательство, либо если оно добровольно сообщило о подкупе в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Взятка ст. 290 УК РФ (Часть 5 — Предмет взятки или коммерческого подкупа).

Предмет взятки или коммерческого подкупа. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 9 Постановления от 09.07.2013г. № 24: «предметом взяточничества (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Особенности правоприменения

Проблема квалификации преступления как мелкого или существенного не нова в российском праве. Так, сумма в 10 тысяч рублей, которая позволяет отнести подкуп к мелкому, не имеет никакого правового обоснования, минимального предела законодатель не поставил, и даже подаренная юбилейная монета в 10 рублей может привести к приговору до 1 года исправительных работ. Статистика по этому виду преступлений показывает фактическую неприменимость статьи: за все годы ее существования в базу судебных актов попало не более 100 дел. Это говорит об утрате интереса правоохранителей к мелкому коммерческому подкупу после его фактической декриминализации.

Коммерческий подкуп с небольшой суммой вознаграждения стал отдельным преступлением после ратификации Россией ряда международных конвенций по борьбе с коррупцией. Но практика показывает необходимость полной декриминализации этого деяния и перевода его в сферу административных правонарушений. В этом случае, возможно, оно станет более преследуемым и наказуемым за счет меньшей сложности раскрытия и доказывания.

14.02.2020

Особенности квалификации

Не рассматривается как деяние, ответственность за которое предусматривает статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»), озвученное намерение получить/передать ценные бумаги, деньги, прочее имущество, услуги, вещные права, если для его реализации субъект не предпринимал соответствующих действий. Принятие гражданином, исполняющим управленческие функции указанных ценностей якобы за поведенческие акты, которые он осуществить не может ввиду отсутствия необходимых полномочий или невозможности их использовать, квалифицируется как мошенничество, если имеется умысел на их приобретение. Владелец имущества в таких ситуациях отвечает за покушение на подкуп, если имеются соответствующие условия. В частности должно быть установлено, что передача ценностей осуществлялась лицом с целью совершения принимающим субъектом действий/бездействий в его пользу.

Освобождение от ответственности, согласно примечанию к комментируемой норме, является обязательным. При этом снятие с субъекта обвинения не означает отсутствие в его действиях признаков противоправного деяния. Соответственно, он не может быть признан потерпевшим и не может претендовать на возврат ему материальных ценностей, переданных в качестве коммерческого подкупа. Исключение составляют случаи, когда было вымогательство. В доход государства не могут обращаться денежные средства и прочие ценности, если в отношении их владельца были заявлены требования о неправомерной их передаче. Данное правило действует в случаях, когда гражданин, у которого лицо, реализующее управленческие функции, вымогает имущество, сообщил об этом в органы, уполномоченные на возбуждение уголовного производства, до их предоставления, а сам процесс проходил под контролем этих структур с целью поимки виновного с поличным. В таких ситуациях материальные ценности в обязательном порядке возвращаются законному владельцу. При решении вопроса, касающегося возврата денег и прочего имущества гражданину, в отношении которого совершено вымогательство, необходимо учесть, что если для предупреждения негативных последствий для своих интересов он вынужден был отдать их, то они должны быть ему возвращены. В случае добровольного сообщения о подкупе не будет иметь значения, назывался ли конкретный субъект, реализующий управленческие функции в коммерческом или ином предприятии, которому предполагалась передача незаконного вознаграждения. При получении ценностей совершение самих желаемых (требуемых) бездействий/действий в интересах дающего рассматриваемой нормой не охватывается. В этой связи при наличии самостоятельного состава в таком поведении необходима его дополнительная квалификация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]