Периоды детского возраста: от предродового периода до юношества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периоды детского возраста: от предродового периода до юношества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Развитие и воспитание ребёнка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребёнка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

Это неонатальный период детского возраста. Начинается с первого вздоха ребенка и длится около 28‒30 дней. Запускаются легочное дыхание, малый круг кровообращения, устанавливается терморегуляция. Конечности находятся в гипертонусе, преобладают только безусловные рефлексы. Ребенок почти все время спит — около 20 часов в сутки. К концу первого месяца малыш может издавать слабые гортанные звуки.

В этот период раннего детского возраста органы и системы еще незрелые. Пищеварительная система сформирована, но ЖКТ еще дозревает, поэтому малышей часто беспокоят колики.

При рождении оценивают состояние здоровья малыша, массу тела. В течение всего периода раннего детского возраста врачи контролируют динамику развития, чтобы исключить патологии и заболевания. У новорожденных быстро увеличивается вес, но в первые 2‒3 суток возможна физиологическая убыль массы. Это важный этап, влияющий на всю дальнейшую жизнь.

Младший школьный возраст.

Хотя в яслях и детских садах дети уже сталкиваются с некоторыми правилами общественного поведения, которого потребует от них школа, только с началом школьного обучения возникают настоящие проблемы. Родители должны помочь ребенку попасть по возможности в лучшую школу и обеспечить пунктуальное и регулярное посещение уроков. На данном этапе жизни ребенка особенно важны дисциплина и организация в семье. Ребенок сталкивается также с властью учителей – взрослых, не принадлежащих к семье, – и влиянием сверстников, порой принадлежащих к другим социальным слоям.

Исследования американских семей постоянно обнаруживают типологические различия в формах контроля за поведением ребенка и в отношении к дисциплине. В одних семьях ребенку предоставляют почти полную свободу, в других эта свобода жестко ограничена строгим присмотром. Семьи также сильно разнятся в том отношении, что в одних ребенку всячески выказывают заботу, его принимают всецело, к нему внимательны, в то время как другие отвергают ребенка или равнодушны к нему. Сопоставляя эти два стиля родительского поведения, мы обнаруживаем интересные сочетания результатов воспитания, характерные для разных семей.

Одним из важнейших требований к младшему школьнику, а затем и подростку является обуздание импульсивного поведения (самодисциплина, сопротивление давлению со стороны сверстников, отложенное вознаграждение). Долговременные наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто конфликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание; подобные родители плохо готовят своих детей к решению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение неуправляемым.

Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить некоторую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуправляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в четвертом или пятом классе, все последующее школьное обучение становится непосильным бременем для ребенка. У таких неграмотных или полуграмотных детей может сильно пострадать самооценка; спасаясь от чувства изоляции, они станут искать выход в коллективных прогулах и употреблении наркотиков, алкоголя или табака.

Читайте также:  Продление договора аренды публичного земельного участка

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Развитие ребенка в младенческом возрасте

Скажем немного о внутриутробном развитии малыша, так как этот период имеет большое значение и откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Именно во внутриутробный период происходит закладка основ систем и органов, малыш учится слышать, видеть и дышать. Уже на 14-й неделе ребенок запоминает звучание голоса своей мамы, слышит музыку. Для правильного развития ребенка в младенческом возрасте, еще в период беременности важно ласково разговаривать с ним, слушать спокойную классическую музыку.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям в 2023 году

Возрастное развитие ребенка в младенческом возрасте проходит следующим образом:

  • Физиологические показатели в момент рождения: вес 3-4 кг, рост 48-55 см.
  • Новорожденный малыш сильно подвержен влиянию окружающей среды, уязвим и не защищен. Поэтому для него крайне необходим правильный уход, обеспечение комфортных и удобных условий. В грудничковый период малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, обстановке в комнате и к близким людям, он стремится к познаниям. Основным источником информации для малыша являются тактильные ощущения, он стремится все пощупать и попробовать.
  • Во втором полугодии кроха обращает внимание на цвета, его интересуют яркие предметы. Также малыш воспринимает пространство и начинает в нем ориентироваться.
  • С 7-ми месяцев ребенок способен перекладывать мелкие предметы, а к году уже способен использовать предметы по назначению.

Ориентиры развития ребенка

Зарубежная детская психология склоняется к мнению, что ключевое значение для взросления детей имеет опыт, который они получают в первые годы жизни, до 5 лет.

Поэтому специалисты говорят не столько о стадиях или этапах, сколько об ориентирах развития.

Ориентиры или вехи развития – это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. У большинства детей навыки и способности развиваются примерно в одном и том же порядке. Однако понятно, что временные рамки не отличаются абсолютной точностью, поэтому необходимо оценивать каждого конкретного ребенка индивидуально.

Психологи компонуют ориентиры по 4 областям развития:

  • физическое;
  • интеллектуальное;
  • эмоциональное;
  • социальное.

Национальное агентство общественного здравоохранения США (CDC) даже выпустило бесплатное приложение (на английском языке), в котором родители могут отслеживать появление новых умений у своего ребенка и получать советы, как способствовать его развитию.

Поздний дошкольный возраст (4-5 лет), к концу возраста

Физическое:

  • мелкая моторика более развита благодаря таким занятиям, как нанизывание бусин на нитку и использование ножниц;
  • может рисовать более сложные картинки (например, рисовать людей с относительно правильными чертами лица и конечностями);
  • грубая моторика улучшается благодаря тому, что ребенок лучше овладевает равновесием.

Интеллектуальное:

  • использует более сложные предложения;
  • может сортировать предметы по категориям (например, книги, плюшевые игрушки, машины);
  • понимает, что правильно и неправильно;
  • знаком с распорядком дня;
  • понимает больше слов при чтении.

Эмоциональное:

  • начинает развиваться чувство юмора, понимание шуток;
  • может успокоиться самостоятельно перед сном;
  • начинает понимать рассуждения;
  • развивается воображение через игру.

Социальное:

  • появляется любознательность в отношении других людей;
  • может начать сам разговор;
  • нравится заводить друзей.

Конечно же, упомянуть все навыки и ориентиры невозможно. Американские ученые взяли 4 наиболее известных гида по возрастным особенностям и насчитали в общей сложности 728 различных навыков и способностей.

Ребенок начинает ходить и говорить, он уже не полностью зависит от взрослого, он может сам передвигаться и делать не только то, что ждут от него взрослые. У ребенка впервые появляется свобода и самостоятельность. Он хочет что-то делать сам, исследовать такой интересный для него мир, и пока еще ничего не подозревает об опасностях, с которыми может столкнуться.

Возникают первые попытки проявить свою волю, сделать что-то так, как хочется, а не так, как говорят родители. При грамотном с психологической точки зрения поведении родителей кризис преодолевается легко и быстро. Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:

  1. в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и как бы гарантирует безопасность;
  2. в возможности исследования и познании мира.
  3. в общении с окружающими: малыш начал говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.

Если все это есть, вы даже не заметите, как кризис будет пройден. Если нет, проблемы с поведением будут сопровождать вас до кризиса трех лет, когда все станет еще сложнее.

Читайте также:  Как проходит перевод работника на время отпуска другого сотрудника

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

В чем заключается физиологическая зрелость

Физиологическая зрелость подразумевает под собой готовность малыша к самостоятельной жизни вне организма матери. Понятие распространяется на оценку работы основных систем – нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной.

Даже человеку, далёкому от науки, очевидно: чтобы малыш рос и развивался гармонично, его тело должно само поддерживать постоянную температуру, лёгкие – обменивать кислород и углекислый газ крови, а сердце – полноценно насыщать кровью все органы.

Почему так важно правильно оценить физиологическую зрелость? Чтобы сохранить её у зрелых младенцев и помочь «дозреть» тем, у кого есть отклонения.

Чем больше малыш соответствует понятию зрелости, тем реже он будет болеть. Правильное развитие его с первых дней – это страховка от бесконечных вирусных инфекций, от аллергических реакций на препараты и диатезов.

Сердечно-сосудистая система

Строение и работа сердца плода внутриутробного периода отличается от таковой у новорожденного ребенка. У плода сердце трехкамерное, открыты специальные отверстия – “овальное окно” и “боталлов проток”, через которые кровь смешивается и внутриутробно ребенок получает только “смешанную” кровь, что позволяет ему быть достаточно устойчивым к возможному недостатку кислорода. После рождения происходит перестройка кровообращения и сердце становиться четырехкамерным и ребенок начинает получать чисто артериальную, не смешанную кровь. Конечно, “отверстия” закрываются не сразу, но “смешивания” крови через них не происходит уже с первых минут жизни. У физиологически незрелого ребенка такая перестройка работы сердца происходит значительно медленнее – длительно могут не только сохраняться, но и функционировать дополнительные отверстия и сосуды (открытое овальное окно и боталлов проток).

Пульс у незрелых новорожденных детей очень лабилен, слабого наполнения, частота 120—160 в минуту, но может достигать 180. Поскольку сердечно-сосудистая система незрелых малышей чутко реагирует на внешние раздражители, то нужно стараться максимально оградить малыша от них, например, от громких звуков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]