Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Администрация Егорлыкского района». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подготовка документов для оформления земельного участка – довольно затратная процедура, стоимость зависит от региона и сложности работы. Цена начинается от 10-15 тысяч рублей и стремится к ста тысячам. Владелец земельного участка не имеет права самостоятельно выполнить необходимые работы и вынужден обращаться в специализированные организации или к сертифицированным специалистам.
Куда обращаться и сколько это стоит
Чтобы зарегистрировать участок, документы необходимо подавать непосредственно в Росреестр или МФЦ. Сделать это можно при личном визите или онлайн. Учтите, что МФЦ – посредник между заявителем и Росреестром, но это никак не влияет ни на количество подаваемых документов, ни на размер госпошлины за регистрацию земельного участка.
Сделать это должен сам собственник участка или его полномочный представитель. В первом случае необходимо будет предоставить документ, подтверждающий личность (чаще всего, паспорт). Во втором случае потребуется нотариально заверенная доверенность, которая дает право на подобные действия; ее, как указано выше, необходимо добавить в пакет документов.
Что касается стоимости, для регистрации права на участок необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей (пп. 22, 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) для физических лиц. Обратите внимание! Реквизиты для оплаты пошлины в Росреестре и МФЦ разные, если вы вносите деньги по определенным реквизитам, то туда же и нужно предоставлять все остальные документы, в противном случае заявление не примут.
Срок рассмотрения заявления: семь рабочих дней с даты приема документов в Росреестре, девять рабочих дней с даты приема документов в МФЦ. Росрестр предпочтителен в том случае, если вы хотите получить консультацию.
Риски при незаконной постановке на КУ
Если вы ставите на учет дачу – дачный участок – либо другую землю, не соответствующую требованиям законодательства, то нарушения, которые допущены в ходе регистрации недвижимого имущества, приведут к признанию недействительными и незаконными ранее выданные документы, а также к снятию ЗУ с кадастрового учета.
Расскажем, о каких нарушениях идет речь:
- во время оформления заявитель предъявил поддельные документы;
- границы ЗУ заходят на территорию, являющуюся собственностью соседей;
- размер участка не соответствует заявленному;
- данные в ЕГРН не соответствуют действительности.
Что такое кадастровый учет?
Государственный кадастровый учет – это процедура регистрации данных о конкретном земельном участке в Едином госреестре недвижимости. По внесенной в ЕГРН информации (площадь участка, его границы, категория земли, адрес местонахождения и т.д.) происходит:
- идентификация земельного участка;
- подтверждаются его индивидуальные характеристики;
- формируется право у владельца участка распоряжаться им, как объектом собственности.
Как понять, что такое кадастровый учет, на практике? Участку присваивается уникальный индивидуальный кадастровый номер, который выделяет его среди множества других и однозначно подтверждает его существование.
Чтобы собственник земельного участка мог полноправно им распоряжаться, необходимо оформить кадастровый учет. Кадастровый учет – это обязательное условие для:
- фиксации прав на землю, а также получения соответствующих подтверждающих документов;
- совершения любых сделок с земельным участком (продажа, дарение, обмен и т.п.).
Земельные участки ранее учтенные
Эта категория участков появилась со вступлением в силу ФЗ №221. Ранее учтенными землями являются, те которые были зафиксированы ранее 2007 года. Действующий закон признает их юридически, но предусматривает, что исполнительные органы власти должны передать информацию в органы кадастрового учета. В связи с этим, постановка на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка может быть сопряжена с проблемами. Не редки ситуации, когда информация органами исполнительной власти не была передана по инстанции. В этом случае нужно предпринять действия по внесению таких сведений в ГКН. Но вместе с тем, отсутствие данных уже может послужить причиной для отказа, а именно:
- отсутствие информации о координатах границ;
- границы конкретного земельного участка пересекают границы с ним смежного – по данным ГКН.
Постановка земли на кадастровый учет без проведения межевания
Межевание земельного участка – это действия по определению его границ и месторасположения. Главной задачей межевания является доказательство прав собственника участка при возникновении различных спорных ситуаций.
Поставить участок на кадастровый учет можно и без межевания, если:
- Границы участка точно известны и обозначены забором или другим ограждением.
- У собственника земли нет конфликтов с соседями по поводу определения границ участка.
Для постановки на учет собственнику нужно подать заявление в кадастровой палате, предварительно собрав следующий пакет документов:
- Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя.
- Документы, подтверждающие право собственности заявителя на данный участок.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Технические планы возведенных на оформляемом участке объектов или акт, подтверждающий их отсутствие.
- Документ, подтверждающий принадлежность участка к определенной категории земель.
КАК ВСТАТЬ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ПО УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ И ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ?
В 2018 году дачный участок можно поставить на учет без личного обращения в кадастровый орган. Все манипуляции доступны через Интернет или в режиме онлайн. Стоит учесть, что межевание дачного участка и его регистрация в кадастре не обязательна. Но без выполнения работы не обойтись, если планируется совершение сделок с имуществом, а именно продажей, оформлением дарственной, передачей по наследство и так далее.
Постановка на кадастровый учет обязательна, если владелец дачного участка планирует страховать имущество. Если не пройти необходимые процедуры, с выплатой компенсации могут возникнуть трудности. Результаты межевания пригодятся при наличии споров с соседями близлежащих наделов, а также для защиты интересов в суде.
Регистрация земельного участка в УФРС
С 2016 года вместо свидетельства о праве собственности стала выдаваться выписка ЕГРН. Постановка объекта на кадастровый учет осуществляется при условии регистрации права собственности на него, согласно изменениям законодательных актов. Для оформления ЗУ новому владельцу необходимо будет подать заявление в УФРС (Управление федеральной регистрационной службы).
Чтобы получить положительный ответ, заявление нужно подать со следующими документами:
- Обоснование права на имущество (договор купли-продажи, свидетельство о наследстве);
- Гражданский паспорт;
- Межевой план;
- Кадастровый паспорт (индивидуально);
- Квитанция об уплате госпошлины.
Порядок постановки участка на учет
Собрав необходимую документацию, владелец участка пишет заявление на постановку участка на кадастровый учет и обращается с ним в многофункциональный центр по земельным вопросам или местный орган. Там он подает документы должностному лицу под расписку (или пересылает их почтой). На этом активное участие в процессе заявителя на определенный срок заканчивается.
После передачи бумаг в государственный орган заявителю не нужно собирать дополнительные справки в Росреестре и других конторах. Все необходимые данные будут отправлены в местный комитет в межведомственном порядке.
После окончания срока рассмотрения дела о постановке объекта на кадастровый учет заявителя уведомляют о полученном ответе. Им может быть:
- отказ в постановке;
- приостановление постановки;
- постановка объекта на учет.
При положительном ответе заявителю выдаются оформленные документы на участок. В их число входят:
- кадастровый паспорт учетного объекта;
- кадастровая выписка;
- Регистрация бумаг по адресу составляет еще 5 дней.
Необходимо отметить, что данные по объекту кадастрового учёта могут быть впоследствии предоставлены третьим лицам в качестве кадастровых выписок. Такие сведения являются информацией с общим доступом и могут быть изучены заявителем в течение 5-ти дней.
Приостановка, отказ, возврат — причины и отличие процедур
В законе №218-ФЗ содержится исчерпывающий перечень случаев и оснований, по которым заявителю могут отказать в постановке земельного участка на кадастровый учет. Закон содержит такие понятия, как отказ, приостановка и возврат (статьи 25-27 ФЗ №218-ФЗ).
Отказ в постановке на кадастровый учет возможен лишь в оном случае, если в течение предоставленного срока (в результате приостановления) не устранены допущенные и выявленные ошибки.
Возврат заявления означает, что орган регистрации возвращает документы заявителю без рассмотрения дела по существу, если:
- документы не соответствуют заявленному формату
- документы содержат явные следы исправления и помарки
- в регистрирующий орган не поступила информация об уплате государственной пошлины
Отсутствие информации об оплате государственной пошлины — явление довольно частое. Бывает, заявитель оплатил пошлину, приложил квитанцию к пакету документов, но сотрудник при проверке не видит оплаты. Причины: технический сбой или несвоевременное обновление системы.
Статья 26 ФЗ №218-ФЗ содержит более 50 оснований, по которым может быть приостановлена процедура постановки участка на кадастровый учет.
Основания приостановки:
- заявитель не имеет права распоряжаться недвижимостью либо с заявлением обратилось ненадлежащее лицо
- представлен неполный пакет документов
- недостоверность представленных сведений
- земельный участок нельзя поставить на учет, т.к. он относится к землям особого пользования, изъятым из оборота
- территория участка выходит за пределы (пересекает границы) одного населенного пункта
- дифференциация категории земель на вновь созданном земельном участке
- ранее предоставлялись заявления на регистрацию иных сделок с данным земельным участком
- не обеспечен доступ или проход к вновь создаваемому земельному участку
- истечение срока действия, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
- реальная площадь земельного участка отличается от площади, которая указана в межевом плане белее чем на 10 %
Постановка на учет с межеванием
После проведения процедуры её итоги заносятся в межевой план. Для осуществления таких работ специалисту, их выполняющему, потребуется представить
- Гражданский паспорт обратившегося лица;
- Схему земельной площади;
- Документацию, устанавливающую и подтверждающую правомочия землепользователя.
Работы могут выполняться только специалисты, имеющие сертификат на осуществление такой деятельности. В качестве инженера могут выступать как сотрудники геодезической организации, так и субъект, оказывающий услуги в качестве ИП. после межевания формируется акт согласования границ участка, где проставляются подписи смежных землевладельцев. Межевой план передается собственнику и удостоверяется в нотариальной конторе. Для внесения имущества в кадастр будут затребованы:
- Документация, определяющая правомочия владельца на объект и его принадлежность к конкретной категории;
- Заявление о внесении в ГКН;
- План межевания;
- Платежка, удостоверяющая внесение суммы госпошлины.
Учет ранее учтенных земель
В ситуации, когда земля уже находилась на учете и имеется оформленный кадастровый паспорт, при смене владельца надел признается ранее учтенным.
К данной категории земель относят следующие объекты:
- Земли с регистрацией права собственности ранее марта 2008 года.
- Наделы, зарегистрированные на основании закона №122, не прошедшие процедуру внесения в государственный кадастр и не получившие соответствующего паспорта.
В некоторых случаях возникают сложности с постановкой на учет по кадастру.
Основания для отказа могут быть самые различные:
- Заявитель не имеет законных прав на проведение процедуры (если обратился не собственник, либо доверенность оформлена неправильно или срок ее действия истек).
- Объект собственности не может быть принят на учет на законных основаниях (относится к участкам из водного или лесного фонда, используется для госнужд, является особо охраняемым объектом, в случае наличия запрета на приватизацию).
- Оформляемый надел имеет недопустимые по нормативам размеры (больше или меньше установленных ограничений).
- Объект не относится к недвижимости.
- При регистрации наделов, появившихся на незаконных основаниях (когда выдел, раздел, объединение запрещены по закону). К таким случаям зачастую относят объединение земель, относимых к различным категориям назначения.
- При выявлении отсутствия прямого доступа к участку (нет похода).
- В случае прохождения административной границы населенного пункта.
- Заявитель представил недостаточный пакет, либо предъявленные бумаги содержат ошибки или недействительны.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.