Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о пожарных выездных плановых проверках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).
Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.
Из документов подготовьте:
- Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
- Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
- приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
- приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
- приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
- приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
- график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
- журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
- удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
- приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
- декларацию пожарной безопасности;
- исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
- протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
- протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
- журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.
Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.
После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:
- табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
- специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
- знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
- незаконных перепланировок общего имущества;
Также инспектор проверит:
- эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
- состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
- состояние системы оповещения людей при пожаре;
- использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.
Права и обязанности проверяющих
Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:
-
запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;
-
беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);
-
использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;
-
привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;
-
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:
-
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;
-
отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.
При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:
-
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;
-
предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;
-
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;
-
по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.
Категории риска объекта
Согласно правилам, прописанным в законе, государственный орган при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности применяет риск-ориентированный подход. Исходя из него все организации, в отношении которых производится проверка, делятся на 6 категорий по степени риска (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):
- Чрезвычайно высокий – здания, где проживают дети, старые люди, инвалиды и прочие лица с ограниченными возможностями в количестве, превышающем 10 человек, садики, детские лагеря с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и т.д.
- Высокий – учреждения начального, основного и среднего образования, медицинские организации, где люди остаются в ночное время и другие объекты, предназначенные для оказания врачебной помощи и прохождения санитарно-курортного лечения.
- Значительный – здания, где временно пребывают люди с целью получения медицинских и социальных услуг, сооружения, рассчитанные на одновременное проживание более 1000 человек, объекты, чья высота превышает 50 метров (за исключением МКД), организации высшего образования и действующие при них общежития и др.
- Средний – многоквартирные дома и здания от 28 метров и больше, дома, которые рассчитаны на одновременное проживание более 200 человек, консульства и др.
- Умеренный – здания, чья площадь рассчитана на проживание более 50 человек, объекты со статусом умеренной и пониженной пожароопасности, наружные установки.
- Низкий – в данную группу входят все другие объекты, которые не вошли в приведенные выше разновидности.
Распространенные нарушения
Чаще всего хозяйствующие субъекты допускают следующие виды нарушения правил пожарной безопасности:
- Наличие посторонних предметов, загораживающих выходы и входы, лестничные площадки, оконные проемы, люки и т.д. Обычно тут можно встретить мебель, остатки строительных материалов, нерабочее оборудование и прочие материальные ценности. Согласно действующим правилам данная территория не должна быть чем-либо заставлена.
- Нарушение требований, предъявляемых к состоянию эвакуационных путей – как правило, тут допускаются следующие виды ошибок:
- использование эвакуационных путей не по назначению,
- отсутствие необходимого количества выходов,
- блокировка дверей (люков), в том числе установление решеток, замков,
- обшивка эвакуационных путей материалами, которые легко воспламеняются,
- неправильное расположение выходов.
- Ширина дверных проемов и лестниц не соответствует параметрам, установленным законом. В случае возникновения необходимости в быстрой эвакуации, из-за узких проходов может произойти «давка».
- Отсутствие знаков, указывающих на выход, и аварийного электропитания – по правилам, в случае пожара основной источник электричества отключается, однако взамен него должен включиться автоматический. Он необходим для освещения проходов к выходу из здания. Также везде по территории должны быть проставлены соответствующие указатели.
- Нарушение правил эксплуатации электропроводки (излишняя перегрузка сети, плохая изоляция или вовсе ее отсутствие).
- Нахождение систем тушения пожара, дымоудаления и оповещения о возгорании в неисправном состоянии.
Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок
В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:
- уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
- ввода объекта защиты в эксплуатацию;
- изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
- проведения последней плановой проверки.
Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах — не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах — не чаще 1 раза в 2 года.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте — Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:
- теплоснабжения;
- электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- повышения энергетической эффективности;
- образования;
- к социальной сфере.
При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:
- дисквалификации или приостановления деятельности,
- приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, —
Основания для контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:
- Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
- Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
- Отделку путей эвакуации горючими материалами.
- Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
- Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
- Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
- Незаконную перепланировку здания.
- Отсутствие установленных мест для курения.
- Открытые приборы освещения.
- Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
- Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
- Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
- Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.
Что проверит инспектор ГПН?
Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.
Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.
Ответственность за нарушения, выявленные в процессе проверки МЧС
По итогам контроля при выявлении нарушений надзорный орган принимает надлежащие меры по отношению к следующей группе обязанных лиц:
- владельцев имущества;
- ответственных за пожарную безопасность;
- должностных лиц;
- граждан.
Пожарный инспектор вправе давать советы указанным категориям ответственных лиц для исправления несоответствий, нарушений (к примеру, по снятию продукции с производства либо временному прекращению ее продажи). Подобные рекомендации обязательны для исполнения.
Вид ответственности за нарушения, выявленные во время проверок МЧС | Наказание |
Дисциплинарная | Замечание, выговор либо увольнение работника (должностного лица) за нарушение требований ПБ |
Административная | КоАП РФ, ст. 8.32, 11.16, 20.4 (предупреждение, штраф, дисквалификация, административное приостановление деятельности и др.) |
Уголовная | УК РФ:
ст. 167 (уничтожение, повреждение имущества), ст. 219 (нарушение требований ПБ), ст. 261 (уничтожение, повреждение лесных, иных насаждений); предусмотрены штрафы, лишение свободы, исправительные работы |
Любое обязанное лицо вправе обжаловать заключение, принятое во время проверки, подав жалобу в орган ГПН. Рассмотрев претензию, действия проверяющего инспектора признаются законными либо нет. При положительном разрешении вопроса принимаются надлежащие меры по защите прав заявителя.
Сроки и регламенты проверок
Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.
Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.
Плановая и внеплановая проверка пожарной инспекцией
Проверка пожарной безопасности на предприятии осуществляется на основании приказа ГПН, подписанного начальством данного органа. Период проведения рейда — максимум 20 рабочих дней. Исключение составляют – особые ситуации, где требуется длительная экспертиза. Пожарная проверка организаций бывает плановая и внеплановая.
Плановые осуществляются согласно составленным графикам. Когда именно будет проводиться проверка противопожарной безопасности на предприятии можно посмотреть на сайте МЧС РФ. Публикация графиков происходит в январе. Плановый контроль может осуществляться исключительно лицом, прописанным в приказе. Если назначенное лицо по каким-либо причинам не может провести осмотр, то создается новый приказ. О дате проведении проверки сообщается заблаговременно (за 3 рабочих дня). В ходе осмотра объекта используется документ, в котором прописан определённый перечень вопросов, проверка проводится согласно этому списку. Такой подход позволяет уменьшить давление на бизнес и отследить работу ГПН.
Обязанности должностных лиц предприятия при проведении контрольных мероприятий
Собственник, руководитель и должностные лица, ответственные за противопожарное состояние компании, при осуществлении проверки обязаны выполнять ряд требований.
В их число входят:
- В ходе контрольных действий присутствовать на месте их проведения. Представлять интересы компании и объект осмотра может любое из заинтересованных лиц предприятия.
- В случае законных требований инспектирующего лица предоставлять всю возможную информацию об объекте. В это число могут входить сведения о пожарной опасности выпускаемых изделий.
- Предоставить инспектору возможность произвести полный осмотр всей территории и всех объектов организации.
Основные вопросы, проверяемые в ходе инспекции
Круг вопросов, затрагиваемых проверкой достаточно широк. В их число может войти любой аспект противопожарной безопасности, затрагивающий деятельность предприятия. Среди них:
1. В какой мере выполняются мероприятия по осуществлению требований пожарной безопасности.
2. Имеются ли на предприятии средства индивидуального спасения, в каком состоянии они находятся. Также изучается наличие и степень пригодности выходов и путей эвакуации.
3. Общее состояние сооружений предприятия, технологического оборудования, инфраструктуры. Изучается, насколько они соответствуют требованиям противопожарных норм и безопасны.
4. Оценивается подготовка персонала компании к действиям в случае пожара.
5. Насколько работоспособна система пожарной безопасности, ее наличие и насколько монтаж соответствует существующим нормам. В число защитных комплексов входят:
- системы автоматического пожаротушения;
- различное электрооборудование, связанное с обеспечением безопасности;
- огнезащитные приборы;
- системы оповещения, управления эвакуационными потоками, дымоудаления, АПС, вспомогательное электрооборудование противопожарного назначения;
- пожарные лестницы различного размещения, вещества, предназначенные для огнетушения, состав заполнения преград на пути распространения огня.
Эти вопросы в значительной мере затрагивают технические аспекты, проверяемые в ходе инспекции. Проверкой будет охвачено и направление, касающееся соблюдения норм Технического регламента. В нем изложены основные требования пожарной безопасности объектов.
Следует помнить, что если проверяемый объект был принят в эксплуатацию до 1.05.2009 года, то требования к нему будут отличаться от тех сооружений, что были сданы позже. В эту группу войдут и объекты, проектная документация которых была представлена на экспертизу до этого срока. Причиной тому является вступление в силу с 1.05.2009 года норм Технического регламента.
Для предприятий, относящихся к более ранней группе, в ходе проверки учитываются требования следующих документов:
- пакет законодательных актов, применявшихся до вступления в силу Технического регламента;
- статьи из Технического регламента №№ 64; 82 часть 1; 83 часть 7; 84 часть 12; 97 части 1.1 и 1.2;
- правила режима пожарной безопасности в РФ.
Для объектов, введенных в действие после принятия Технического регламента, за основу берутся следующие документы:
- все нормы Технического регламента, введенные в действие с 1.05.2009 года;
- действующие правила противопожарного режима на территории России.
Правила проведения проверок
Максимальная длительность проверки не должна быть больше 20 рабочих дней. Если субъект хозяйственной деятельности относится к малым или микропредприятиям, срок сокращается соответственно до 50 и 15 часов в год. Только в исключительных случаях проверку удлиняют на 20 дней по отношению к большим и средним субъектам, 15 часов – к малым и микропредприятиям. В перечень предприятий малого бизнеса входят объекты с численностью людей до 100 человек, на микропредприятиях работает не более 15 сотрудников.
Проводится в целях контроля исполнения предрисания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных при проведении плановой проверки.
«>Внеплановая проверка проводится при истечении срока предписания об исправлении нарушений пожарной безопасности (обязателен звонок инспектора за сутки до этого); при изменении условий противопожарного режима согласно решению управляющих организаций или компетентных органов, наличии приказа Президента РФ или правительственных структур; техническом изменении, ремонте или реконструкции объекта, о чём сообщил собственник (с изменением класса пожарной безопасности). Основанием для ее проведения является поступление информации от третьих лиц о фактах нарушения пожарной безопасности (создание угрозы жизни либо здоровью людей, животных, растительных массивов, ценного имущества, при условии идентификации лица, написавшего его). О внеплановой проверке (кроме проверки по информации третьих лиц) сообщают минимум за сутки.
Целевые (внеплановые) проверки могут быть на предприятиях, работающих сезонно и круглосуточно, при необходимости проверки исправности систем и оборудования. Строительство нового объекта сопровождается проведением его экспертизы, включая пожарную Состояние защищенности (жизненно важных интересов личности, общества государства) от внутренних и внешних угроз.
«>безопасность. Плановую проверку при этом проводят через 3 года после ввода в эксплуатацию.
При перепрофилировании объекта и обнаружении нарушений выдается предписание, с указанием замечаний. В определенные сроки должно быть выполнено их устранение. Если собственник не согласен с ними, копия предписания отправляется в прокуратуру и вопрос решается в судовом порядке.
На каких основаниях могут проверить?
Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее — ГПН).
ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.
С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.
В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:
- ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
- окончания проведения последней плановой проверки.
Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).
ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.
Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).