Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Операции с валютой, производимые между полномочными кредитными организациями и резидентами, могут производиться без ограничений, если они будут касаться определенного перечня нужд. Каких, узнаем далее в таблице.
Валютные операции между резидентами
По общему правилу валютные операции между резидентами на территории РФ запрещены, то есть все сделки между компаниями и физлицами должны проводиться с использованием рубля. Но есть ряд исключений, например:
- компании могут выдавать зарплату в валюте сотрудникам, работающим за рубежом, при условии, что и компания, и работник являются резидентами РФ;
- оплата покупок в магазинах duty free, а также по договорам перевозки (фрахтования, транспортной экспедиции грузов) из РФ и в РФ.
В 2020 году приведенный перечень будет расширен. Соответствующие изменения содержит проект Федерального закона № 753653-7 (далее – Законопроект № 753653-7). Указанные изменения затрагивают статьи 9 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).
В частности, изменения затронут коммерческие организации, деятельность которых предусматривает зарубежные командировки работников. Без использования банковских счетов в уполномоченных банках станет возможно осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой:
- оплата и (или) возмещение расходов командированных за рубеж лиц;
- погашение неизрасходованных авансов, выданных под зарубежную командировку.
Закон № 173-ФЗ предусматривает целый ряд послаблений для граждан, находящихся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней (далее их будем также условно называть «длительно находящимися за пределами территории России»). При этом Закон № 173-ФЗ не конкретизирует, на каком правовом основании гражданин находится за пределами России (т.е., если толковать буквально, – учитывается любое пребывание за пределами России).
Итак, послабления следующие (в сравнении с ранее рассмотренными обязанностями, запретами и ограничениями):
1. Граждане, находящиеся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней, могут совершать между собой за пределами территории России валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте), включая совершение доходных и расходных операций по их счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
2. Такие длительно находящиеся за пределами территории России граждане могут совершать валютные операции (в т.ч. в иностранной валюте) с российскими государственными образовательными организациями высшего образования и их филиалами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, по договорам об образовании, включая совершение доходных и расходных операций по счетам в иностранных банках (п. 25 ч. 1 ст. 9, ч. 5, 6 ст. 12, ч. 2, 4 ст. 14 Закона № 173-ФЗ).
3. Если граждане находятся за пределами территории России в течение календарного года в совокупности более 183 дней и при этом осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, то они вправе получать на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от других физических лиц – резидентов (в т.ч. граждан России) с их счетов в российских банках в оплату переданных им товаров, выполненных для них работ, оказанных им услуг, переданных им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 31 ч. 1 ст. 9, ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
4. Длительно находящиеся за пределами территории России граждане вправе не уведомлять об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Но если их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом (ч. 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
5. Граждане, длительно находящиеся за пределами территории России, вправе не представлять отчеты по своим счетам в иностранных банках (ч. 7, 8 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Если же их срок пребывания за пределами территории России в очередном истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, они обязаны представить налоговым органам по месту своего учета отчеты по счетам в иностранных банках в общеустановленном порядке, в стандартные сроки (их мы рассмотрели в разделе 3 настоящей статьи).
Вышеуказанные послабления для граждан, длительно находящихся за пределами территории России, на наш взгляд, оставляют большой вопрос, который в Законе № 173-ФЗ не урегулирован: как быть гражданам, которые в течение текущего календарного года еще не набрали более 183 дней пребывания за пределами России, но предполагают их набрать?
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.
При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.
Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц
1. Право открывать счета в уполномоченных банках
Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.
Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.
Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.
Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.
Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.
Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:
а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).
Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:
а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.
Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.
• Валютное законодательство, валютное регулирование и валютный контроль • Основные понятия
Валютный рынок является важной составляющей финансового рынка и представляет собой систему экономических и организационно-правовых отношений, которые возникают между субъектами рыночных отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Валютные рынки служат механизмом, посредством которого производятся международные расчеты во внешней торговле.
Главная функция валютного рынка состоит в том, чтобы обеспечить потребности его участников в иностранной валюте для международных расчетов, управления ликвидностью, страхования валютных рисков, а также извлечения прибылей из операций с иностранной валютой.
Основными участниками валютного рынка являются:
• коммерческие банки, осуществляющие основной объем валютных операций; все остальные участники валютного рынка, как правило, открывают счета в банках и через них осуществляют операции с иностранной валютой; в Российской Федерации участниками валютной торговли являются уполномоченные банки;
• центральные банки; выход центральных банков на валютный рынок обусловлен решением таких задач, как поддержание курса национальной валюты с помощью валютных интервенций, а также управления валютными резервами;
• фирмы, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, формируя спрос (импортеры) и осуществляя предложение (экспортеры) на валютном рынке; эти фирмы осуществляют
операции с иностранной валютой через уполномоченные банки;
• валютные биржи;
• валютные брокерские фирмы; многие коммерческие банки получают информацию о текущих валютных курсах и заключают сделки с партнерами с помощью сотрудников — специализированных брокерских фирм;
Что такое репатриация и ее особенности?
В широком смысле репатриацию можно понимать, как комплекс мер государственного регулирования, направленных на минимизирование оттока финансовых средств из страны и предусматривает два варианта:
- Резиденты, являющиеся участниками сделок международного характера, осуществляя экспортную деятельность, должны обеспечить и проконтролировать получение на свои счета денежных средств, уплаченных зарубежными партнерами по указанным сделкам. Прибыль от международных контрактов может быть, как в российской валюте, так и в иностранной.
- Резиденты, которые являются участниками контрактов международного уровня, осуществляя импортную деятельность, должны проконтролировать соответствие внесенных средств за полученный товар его стоимости. Если оплата за товар будет превышать фактическую стоимость продукции – лишнюю часть суммы необходимо будет вернуть в бюджет России.
Определение и характеристики нерезидента
Относительно того, кого считать нерезидентом в валютном контроле, существуют достаточно четкие официальные формулировки. В данную категорию входят:
- физлица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие вида на жительство в России;
- юрлица и прочие организации, созданные в соответствии с иностранным законодательством и расположенные за пределами РФ, их представительства, филиалы и другие обособленные или самостоятельные структуры на территории России;
- дипломатические учреждения, консульства и постоянные представительства иностранных государств;
- межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы на территории РФ;
- иностранные юридические лица, прошедшие госрегистрацию в формате ФЗ «О международных компаниях».
Расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами
Валютные операции между российскими организациями запрещены. Это значит, что российские фирмы не имеют права:
- перечислять друг другу иностранную валюту;
- покупать и продавать друг другу внешние ценные бумаги (то есть ценные бумаги, стоимость которых выражена в валюте, а также рублевые ценные бумаги, выпущенные за пределами России);
- перечислять иностранную валюту со счета в России на счета за рубежом и обратно.
Между российскими организациями резидентами разрешены только те валютные операции, что приведены в статье 9 Закона № 173-ФЗ и те, что предусмотрены частью 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ в виде исключения из запрещенных операций.
Так, например, российским фирмам разрешается проводить:
- валютные операции между фирмой и банками (получение валютных кредитов в российских банках, внесение валюты на текущий счет и снятие валюты со счета, покупка векселей у банков, уплата банку комиссионного вознаграждения в валюте);
- расчеты в валюте при оказании услуг или продаже товаров пассажирам международных рейсов, а также продаже товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- расчеты в валюте между российскими фирмами, если одна из них – импортер или экспортер, а другая – посредник по импортному или экспортному контракту (в этом случае, например, импортер может оплачивать свой импортный контракт через посредника, перечислив ему валюту);
- платежи в валюте российским транспортным компаниям за перевозку экспортных и импортных грузов;
- оплату страхования перевозки импортируемых и экспортируемых товаров в валюте;
- продажу российских государственных ценных бумаг, стоимость которых выражена в валюте (при условии, что права собственности на такие ценные бумаги регистрируют в депозитарии);
- покупку и продажу валютных ценных бумаг, если расчеты проходят в рублях;
- расчеты с работниками, находящимися в служебной командировке за пределами России;
- выплату зарплаты работникам российских дипломатических представительств, консульств, постоянных представительств при международных организациях, представительств федеральных органов исполнительной власти, расположенных за пределами России и т.п.
В связи с функционированием валюты осуществляются валютные операции. Основой классификации валютных операций является признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит:
– приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
– приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
– приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
– ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
– перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
[1]
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на: текущие (получение и предоставление финансовых кредитов и др.) и связанные с движением капитала.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев предусмотренных законом.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных законодательством РФ.
Для целей контроля определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование – Правительство РФ или ЦБ РФ. В соответствии с Законом Правительство РФ осуществляет регулирование, в основном, посредством введения ограничений в виде резервирования определенных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как становление требования о резервировании резидентом в день истечения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2 лет).
Валютные операции между резидентами
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев предусмотренных в ст. 9 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ .
В частности, операции в валюте между резидентами разрешены при расчетах в dutyfree, при расчетах с работником, находящимся в служебной командировке за пределами России, при покупке (продаже) иностранной валюты физическими лицами в уполномоченных банках.
Национальной денежной единицей России является рубль, однако это не мешает россиянам все рассчитываться с помощью иностранных валют, самыми популярными из которых являются евро и доллар США. Сразу же оговорим, что государство запрещает проводить на территории РФ валютные операции между резидентами (ФЗ № 177), но есть перечень исключений из этого запрета, так как не во всех случаях можно обеспечить расчеты в рублях.
Требования валютного контроля
Законодательство разрешает резидентам РФ открывать счета за границей без ограничений. Это не касается государственных служащих. Однако за подобные действия необходимо отчитаться в течение 1 месяца, причем не важно – открыт счет в банке, необанке, платежной системе, инвестиционном фонде и т.д.
Резиденты, которые находились на территории РФ менее 183 дней в истекшем календарном году не смогли подать уведомление об открытии/закрытии счета или смены реквизитов, по причине постоянного пребывания за границей, обязаны уведомить компетентный орган до 1 июня.
Например, в 2020 году резидент находился в России с 1 января по 20 апреля, после чего улетел в другую страну и там находился до января 2021 года, так как не мог вернуться в связи с закрытыми границами. В подобных ситуациях следует подать уведомление об открытии счета до 1 июня 2021 года.
Субъекты валютных операций
Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.
Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):
- физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
- иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
- российские юрлица;
- подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
- дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
- Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.
О том, кто является налоговым резидентом в России, вы узнаете, прочитав статью «Налоговый резидент РФ — это…».
Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):
- физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
- юрлица, зарегистрированные за рубежом;
- иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
- иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
- межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
- постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
- иные лица, не упомянутые как резиденты.
К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.
В Путеводителе от КонсультантПлюс вы узнаете как правильно учитывать валютные операции в бухгалтерском и налоговом учете. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Вопросы по внешнеторговым операциям: отвечает эксперт
Интервью с Виталием Викторовичем Немогаем, экономистом с более чем 10-летним опытом работы в банковской сфере.
В чем различия внешнеэкономической сделки, внешнеторговой сделки и внешнеторговой операции?
Субъекты хозяйствования, вступившие в хозяйственные правоотношения с нерезидентами, в процессе своей деятельности сталкиваются с понятиями «внешнеэкономическая сделка», «внешнеторговая сделка», «внешнеторговая операция» и зачастую отождествляют их между собой. Однако разница между ними есть и она существенна.
В отличие от терминов «внешнеторговый договор» и «внешнеторговая операция» национальное законодательство не дает четкого определения термину «внешнеэкономический договор».
На заметкуВ экономической и юридической литературе часто понятие сделки трактуется шире, чем понятие договор. Однако, сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними . К договорам применяются правила о дву- и многосторонних сделках, предусмотренных гл. 9 ГК . Таким образом, в контексте данной статьи понятия «сделка» и «договор» считаются равнозначными.
Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юрлицо Беларуси или гражданин Беларуси, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме. Таким образом, данная норма позволяет сделать вывод (хоть и косвенный), что договор, заключенный между минимум одним юрлицом/физлицом Беларуси и минимум одним нерезидентом Беларуси можно отнести к категории внешнеэкономического.
Вместе с тем внешнеторговый договор — договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг . Получается, что законодатель включает в понятие внешнеторгового договора взаимоотношения между резидентами и нерезидентами по определенным видам операций, не включающим операции, связанные с движением капитала, неторговые и др. Следовательно, по мнению автора, внешнеторговый договор — это более узкое определение внешнеэкономического договора.
Внешнеторговые операции, как следует из абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178, — это отдельные операции, осуществляемые резидентом и предусматривающие платежи, отгрузку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках внешнеторгового договора.
Обратите внимание!Внешнеторговые операции осуществляются резидентами в отношение нерезидентов. Вышеперечисленные операции, проведенные нерезидентами в отношении резидентов, не являются внешнеторговыми операциями.
Другими словами, внешнеторговые операции — это не сделки (как часто ошибочно полагают), а действия резидентов по исполнению своих обязательств перед нерезидентами на основании и в рамках внешнеторгового договора.
Схематично описанные три определения можно представить так:
Резидент поставил товар нерезиденту. Товар поставлен на склад нерезидента, расположенный на территории Беларуси, с условием оплаты товара по факту поставки, т.е. выполнена отгрузка без пересечения границы. Необходимо ли в такой ситуации соблюдать требования к сроку завершения внешнеторговой операции?
Внешнеторговая операция — каждая экспортная отгрузка товаров по отдельной таможенной декларации в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных отгрузок, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним таможенным органом, а в случае, когда совершение таможенных операций не производится, — по отдельному товаросопроводительному документу (документам)), которая должна быть завершена поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными Указом N 178 .
Экспорт — передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Беларуси) на возмездной основе нерезиденту .
Таким образом, пересечение товаром белорусской границы не является основополагающим фактором для определения необходимости соблюдения требований Указа N 178. В случае заключения между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора отгрузка резидентом товара в ходе исполнения обязательств по данному договору будет являться внешнеторговой операцией, которая должна быть завершена в порядке и сроки, установленные Указом N 178.
По внешнеторговому договору купли-продажи поставщик-нерезидент поставил некачественный товар. В связи с этим между поставщиком и покупателем была достигнута договоренность об уменьшении цены товара. Поставщик выставил покупателю кредит-ноту на сумму уменьшения цены продукции. Каким образом будут прекращены обязательства по данной внешнеторговой сделке в части недоплаченной суммы, на которую поставщик уменьшил стоимость продукции?
На заметкуКредит-нота — расчетный документ, содержащий извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой, о записи в кредит-счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы .
В рассматриваемой ситуации предметом заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора является импорт товаров. Поэтому отгрузка нерезидентом товаров в адрес резидента не является внешнеторговой операцией в понимании Указа N 178.
В импортных внешнеторговых договорах внешнеторговыми операциями являются только платежи, осуществляемые резидентами в адрес нерезидентов, которые должны быть завершены получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными Указом N 178 .
Однако в описанном случае резидент осуществляет оплату после получения товаров от нерезидента, что также не соответствует термину внешнеторговой операции. Таким образом, прекращение обязательств резидента перед нерезидентом будет осуществляться путем оплаты поставленных товаров с учетом изменений их стоимости, оформленных в соответствии с законодательством. Например, оформить допсоглашение к договору.
Резидент заключил с нерезидентом договор комиссии на реализацию товара, принадлежащего резиденту. Какие внешнеторговые операции в рамках Указа N 178 совершает резидент в указанной ситуации? Что является датой начала внешнеторговой операции, осуществляемой в рамках договора комиссии, и датой ее завершения?
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки .
Относительно рассматриваемой ситуации договор комиссии предполагает передачу резидентом-комитентом товаров нерезиденту-комиссионеру, который, в свою очередь, обязан перечислить резиденту-комитенту денежные средства, полученные от их реализации.
Поскольку подобная передача товаров осуществляется на возмездной основе нерезиденту в рамках заключенного договора с ним, то имеет место экспорт товаров и факт проведения экспортной внешнеторговой операции (датой начала в таком случае является дата отгрузки — подп. 1.6.3 п. 1 Указа N 178), которая должна быть завершена путем получения денежных средств либо другим способом, предусмотренным подп. 1.4 и 1.7 п. 1 Указа N 178. Датой завершения данной экспортной внешнеторговой операции будет дата поступления денежных средств на счет резидента-комитета в банке либо дата, установленная подп. 1.4 и 1.6.1 п. 1 Указа N 178.