Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском учете и искажение отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
С какой даты применяются новые размеры административной ответственности?
Федеральный закон № 113-ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.
Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?
До вступления в силу Федерального закона № 113-ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н[1], а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н[2].
В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113-ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.
За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?
Особенности составления бухгалтерских проводок
Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.
Все счета учета подразделяются на три вида:
- активные — на них проводятся активы организации;
- пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
- активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.
При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:
- актив — пассив;
- актив — активно-пассивный;
- пассив — активно-пассивный;
- два активно-пассивных счета.
Кто отвечает за бухучет, если процесс передан в специализированную компанию?
В соответствии с действующим законодательством, обслуживающие организации не могут уплачивать штрафы за компании, заказывающие у них ведение бухгалтерского учета. Но заказчик может себе обеспечить возмещение убытков, предусмотрев соответствующий пункт в договоре на бухгалтерское обслуживание. В договоре должна быть прописана ответственность исполнителя за выполнение ряда операций, и тогда в случае возникновения проблем с налоговой службой у предпринимателя будет основание предъявить претензии обслуживающей компании.
При полном бухгалтерском аутсорсинге исполнитель будет нести ответственность за:
- наличие ошибок в отчетности;
- несоблюдение сроков подготовки и сдачи бухгалтерской документации в контролирующие ведомства;
- недостоверное отражение фактов хозяйственной жизни.
Дисциплинарная ответственность
В общем случае дисциплинарная ответственность налагается на руководителя и главного бухгалтера на общих основаниях с остальными работниками, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них трудовым договором.
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
-
замечание;
-
выговор;
-
увольнение по соответствующим основаниям.
Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.
4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;
6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;
8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
9) организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
Понятие и особенности бюджетного учета
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010 году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина №174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета
Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета
В ранее действовавшем Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) была четко прописана сфера ответственности главного бухгалтера и руководителя организации. В частности, ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несли руководители организаций (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). В свою очередь, главный бухгалтер нес ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
При этом ст. 18 Закона N 129-ФЗ предусматривала, что руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухучета, в случае уклонения от его ведения в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) предусматривает, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Ответственное лицо, уполномоченное организовывать производственный контроль
В п. 8 постановления № 263 приводятся рекомендации по выбору ответственного сотрудника и квалификационных требований к нему. Они уточняют, при какой численности работников эксплуатирующей организации, занятых на опасных производственных объектах, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать на специально назначенного решением руководителя организации работника компании.
Численность сотрудников, непосредственно занятых в работе опасных промышленных объектов | Лицо, ответственное за проведение ПК |
Менее 150 человек | Заместитель руководителя эксплуатирующей компании, ответственный за проведение ПК параллельно с другими должностными функциями |
От 150 до 500 человек | Один ответственный сотрудник, отвечающий квалификационным нормативам, для которого проведение ПК станет основной должностной задачей |
Свыше 500 человек | Руководитель созданной службы ПК с распределением задач на ответственных сотрудников этой службы, отвечающих квалификационным нормативам |
Обозначим ответственных
Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.
Категория субъекта | Нормативный акт | Пояснения к применению ответственности |
Организация | Статья 120 НК РФ | В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет. |
Должностное лицо | Статья 15.11 КоАП РФ | Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. |
В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?
По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.
А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.
В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?
Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.
Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).
С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.
Могут ли оштрафовать нового главбуха после увольнения старого
Вновь назначенный главный бухгалтер не отвечает за нарушения, которые случились во время нахождения на должности предыдущего главного бухгалтера. Уголовная ответственность инкриминируется исключительно особам, которые сами совершили правонарушения. Она носит персональный характер. Никто не должен быть наказан за проступки, совершённые другим человеком.
Это положение о персональной ответственности в равной мере относится к административным правонарушениям (ст. 2.4, п. 1 ст. 2.1, п. 1 ст. 1.5, ст. 2.2 КоАП РФ).
После освобождения от должности главбух продолжает отвечать за те действия, которые он совершил в период своей работы. Не имеет значения, что на дату выявления правонарушения или открытия уголовного дела главный бухгалтер уже не работает.
За что исполнитель несет ответственность при частичном аутсорсинге
Аутсорсинг отдельных участков бухгалтерии или процессинговый аутсорсинг – это, когда часть бухучета ведете вы сами, а часть передаете сторонней организации. Обычно компании передают сдачу отчетности, начисление зарплат, обработку первичной документации.
В этом случае, если вам позвонили из налоговой с претензиями, то сразу переадресовать эти претензии исполнителю не получится. Сначала надо разобраться по чьей вине возникла проблема.
Дело в том, что при обслуживании в рамках процессингового аутсорсинга в обязанности исполнителя не входит аналитическая функция. Он не обязан проверять законность и правильность оформления ваших хозяйственных операций, осуществлять квалификацию фактов хозяйственной жизни вашей компании, сопоставлять экономический смысл этих фактов с первичными учетными документами.
Например, вы поручили аутсорсеру подготовку и сдачу отечности. Обработкой первички вы занимаетесь самостоятельно. В отчетности обнаружилась ошибка. Когда вы начали разбираться в ситуации, то поняли, что причиной ошибки в отчетах послужила ошибка при обработке первичной документации. Исполнитель тут не при чем. Он, можно сказать, воспринимал предоставленную вами информацию за чистую монету. А, повторимся, проверять эту информацию в его обязанности не входило.
Другое дело, если при абсолютно правильных исходных данных аутсорсер что-то напутал в отчете или нарушил сроки его сдачи. Тогда вы имеете все основания призвать его к ответственности.
Если же исполнитель все-таки оказался виновен, то он, как и в случае полного аутсорсинга, должен компенсировать вам весь материальный ущерб.
В качестве заключения
При аутсорсинге вы несете ответственность де-юре, а исполнитель – де-факто. Это значит, что в случае возникновения претензий в, допустим, налоговой или трудовой инспекции, ее представитель будет разговаривать с вами. Отправить инспектора разбираться с аутсорсером напрямую не получится. Конечно, он может представлять ваши интересы в контролирующих органах, но с претензиями придется разбираться только непосредственно руководителю компании. Однако после этого неприятного разговора, вы можете вызвать аутсорсера на ковер и спросить с него по всей строгости заключенного между вами договора.
Договор – очень важный момент. В нем должны быть отражены все тонкости ваших взаимоотношений с исполнителем. Максимально конкретно пропишите в договоре все услуги и степень ответственности за их исполнение. Это поможет вам избежать ситуации, когда никто ни в чем не виноват.
Должностная инструкция не имеет законодательно установленной формы. Она относится к внутренним документам предприятия и составляется по стандартам, разработанным там. Обязательно ее утверждение руководителем предприятия. Текст инструкции может завершаться подписью ее разработчика (с расшифровкой) и записями об ознакомлении работников.
При том, что участки работ в бухгалтерии (а значит, и инструкции, описывающие должностные обязанности), как правило, индивидуальны и предназначены для единственного работника, одну и ту же инструкцию можно использовать при смене кадров. Она послужит не только для информирования нового работника о его обязанностях, но и для подбора кандидатов на имеющуюся вакансию, ведь в ней будут установлены все необходимые требования к образованию, опыту, знаниям и навыкам.
Один из возможных образцов должностной инструкции, который можно использовать для разработки собственного варианта инструкции для бухгалтера бюджетного учреждения, есть на нашем сайте.