Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное пенсионное страхование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Как переводятся страховые взносы в баллы?
Когда речь идет о страховой пенсии все время встречается такое понятие как баллы. Но мы знаем, работодатель перечисляет за работника взносы в деньгах. Сколько же это баллов и как они рассчитываются?
Формула пересчета в баллы накоплений, сформированных до 2015 года:
ПК = СЧ / СПК
ПК – баллы, которые заработал гражданин до 2015 года
СЧ – страховая пенсия, сформированная на 31 декабря 2014 (без учета фиксированной выплаты)
СПК – стоимость пенсионного балла на 1 января 2015 года = 64 руб. 10 коп.
Например, у Ивана Владимировича пенсионные накопления на 31 декабря 2014 года составили 500 000 рублей.
Рассчитаем размер страховой пенсии (СЧ) в соответствии с правилами, указанными в Федераль-ном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
СЧ (страховая пенсия) = ПК (пенсионный капитал) / Т (ожидаемый период выплаты пенсии) + Б (фиксированный размер страховой пенсии)
СЧ= 500 000 руб./ 228 месяцев + 3610,31 руб.= 5 803,29 руб.
Теперь рассчитаем количество баллов.
ПК = 5 803,29 / 64,1 = 90,535
Таким образом, мужчина заработал до 2015 года 90,535 баллов. Но, так как ему еще нет 60-ти лет, к этим баллам будут прибавляться текущие взносы работодателя, которые переводятся по другой схеме.
Схема перевода текущих взносов работодателей в баллы, действует с 2015 года:
Количество баллов = взносы работодателя / (максимальный размер взносов за год * 10)
Взносы работодателя — при расчете учитываются только 16% из 22% уплачиваемые работодателем от заработной платы работника. 6% идут на формирование фиксированной выплаты и в баллы не переводятся. Максимальный размер взносов — в 2016 году максимальная годовая заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы — 796 000 рублей. Соответственно, максимальный размер взносов рассчитывается как 16% от 796 000 рублей и составляет 127 360 рублей.
10 — множитель, введенный для удобства подсчетов пенсионных баллов.
Также, баллы начисляются дополнительно:
- за срочную воинскую службу по призыву — 1,8 балла
- за отпуск по уходу за первым ребенком — 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим – 5,4
- за уход за инвалидом или пожилым человеком — 1,8 балла.
Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*
АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.
Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:
- — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
- — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
- — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения
Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.
В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.
Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.
В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.
Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.
Что такое накопительная пенсия и из чего она состоит
Страховая, социальная, накопительная — все это виды пенсий в России. Про страховую, или пенсию по старости, знают примерно все — это пособие, которое выплачивается по достижении пенсионного возраста. Размер выплат формируется исходя из величины официального заработка и страхового стажа гражданина. Показатели переводятся в баллы, а баллы умножаются на рублевое значение (в 2019 году это 87,24 рубля).
Социальная пенсия — это пособие, назначенное тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на страховые выплаты (не работали официально, не накопили нужное количество баллов, не хватает стажа). Размер фиксирован и в 2019 году составляет 5283,84 рубля.
Накопительная пенсия — это совершенно иной инструмент выплат по старости лет. Гражданин самостоятельно делает пенсионные накопления и формирует определенный фонд, который в будущем дополнит основное страховое пособие. Логика проста: отчисляя деньги сейчас, вы обеспечиваете себе достойную (более-менее) старость. Накопительная пенсия — это всего лишь дополнение к страховой ее части. Но эти накопления точно не будут лишними для тех, у кого пенсионное пособие — это основной источник дохода.
На размер страховых взносов повлиять никак нельзя, ну разве что работать дольше (не уходя на пенсию) и зарабатывать больше. Пенсионные накопления — это индивидуальная инициатива каждого человека. Вы можете отчислять взносы или вообще их не делать, ведь в итоге каждый получит ту прибавку, которую сам и накопил.
Вот что отличает накопительную пенсию от страховой:
- Пенсионные накопления — это не проценты, не коэффициенты и не баллы. Взносы делаются в рублях и возвращаются адресату тоже в рублях. При наступлении определенного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по новому закону) гражданин получает дополнительную пенсию ровно в том размере, в котором он ее накопил. Величину отчислений вы определяете сами. Однако прежде чем начать формировать такую пенсию, подайте соответствующее заявление в ПФР.
- Пенсионные накопления — это инвестиция. Получить дополнительную часть можно только за счет программ государственного софинансирования (действовали до 2015 года включительно), материнского капитала (пенсионное пособие матери — одна из целевых статей его расхода) или же дополнительных страховых взносов. Размер выплат не фиксирован, вы сами определяете величину отчислений. Если гражданин участвует в программе государственного софинансирования и самостоятельно вносит деньги в размере от 2000 до 12 000 рублей, то такие взносы автоматически удваиваются. Вносить можно и больше (и даже меньше 2000), но такие отчисления удваиваться уже не будут.
- Накопительная пенсия не индексируется. Но ее можно увеличить на определенный процент. Схема аналогична банковскому депозитному счету — вы перечисляете деньги с целью накопления, а держащая их организация начисляет за это проценты, которые ежегодно идут в пользу вашей пенсии. Есть еще и специальные пенсионные программы: специалисты вашего негосударственного фонда разрабатывают и согласовывают с вами алгоритм, по которому вложенные деньги будут не просто храниться на счете, но работать и приносить вам дополнительный доход. Но такая схема, как и любая другая инвестиционная программа, имеет определенные риски. В результате вы можете не приобрести, а потерять все свои дополнительные взносы.
И еще один важный нюанс: если гражданин накопил дополнительную пенсию, он вправе передать ее по наследству. Это еще раз подтверждает абсолютно добровольный характер таких отчислений.
Раньше программа формирования дополнительной поддержки будущих пенсионеров существовала на государственном уровне. Работодатели отчисляли на накопительную пенсию 2% для мужчин, родившихся в период с 1953 по 1966 года, и для женщин, которые родились с 1957 по 1966 год. Программа перестала действовать с 2005 года.
Для всех, кто родился с 1967 года и позже, действовало другое направления — работодатели платили в ПФР 6% на дополнительную часть обеспечения пенсионеров. Эта программа также прекратила свое существование, но немного позже — в 2013 году. С 2014 года страхователи (они же работодатели) отчисляют в ПФР только обязательные взносы на страховое обеспечение пособия. Дополнительную часть теперь формируют сами граждане — из личных средств и в неограниченном размере.
Пенсионное обеспечение в СССР
Советская власть, позиционировавшая себя как рабоче-крестьянская, не слишком торопилась с пенсионным обеспечением трудящихся. «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» впервые было принято в СССР в 1930 году. Возраст выхода на заслуженный отдых (актуальные до сих пор 60 лет для мужчин и также действующие ныне 55 для женщин) установлен в 1932-м, и лишь тогда право на пенсию было предоставлено рабочим всех отраслей промышленности.
Закон о пенсиях приняли только в 1956 году, а крестьяне, работавшие в колхозах, получили право на пенсионные выплаты и того позже — в 1964-м.
Максимальная пенсия в СССР составляла всего 120 рублей. Какую бы высокую зарплату ни получал рабочий или крестьянин в работоспособном возрасте, крупные пенсионные выплаты ему не полагались. Средняя пенсия в тот период — всего 67,50 руб.
Базовая и минимальная пенсия
Помимо страховой и накопительной составляющей, законом от 2002 года предусмотрена также базовая пенсия — ее размер на момент выхода закона составлял всего 450 рублей в месяц. Условие получения на конец 2017 — только наличие паспорта (выдается также безработным и бездомным). Размер базовой пенсии в 2017 году 4,824.3 рубля, причем для пенсионеров старше 80 лет эта сумма в два раза выше. Выплачивается из средств бюджета.
Необходимо понимать, что размер базовой и минимальной пенсий — это разные величины. Размер минимальной пенсии — для России не официальный термин, а бытовое понятие. Это величина, однако, не должна быть меньше прожиточного минимума, который рассчитывается согласно Федеральному Закону №134-ФЗ от 24.10.1997 года (закон «О прожиточном минимуме в РФ»). Если Пенсионным фондом гражданину назначается слишком маленькая пенсия, устанавливается федеральная либо региональная доплата.
Величина прожиточного минимума, а значит и минимальная пенсия по регионам разная — например, в Санкт-Петербурге гораздо выше, чем в Кабардино-Балкарии либо Ингушетии. Интересно, что на 2017 год максимальное значение прожиточного минимума для пенсионеров было не в Москве, а в Камчатском крае — около 14 650 рублей, что примерно на 3 000 рублей выше московского показателя.
Кому положена накопительная пенсия
По законодательству каждый проживающий на территории Российской Федерации человек, в том числе иностранные граждане, имеют право на создание накопительной пенсии, но при выполнении условий. Назначение представленной пенсии осуществляется:
- лицам, которые занимаются рабочей деятельностью с 1967-го года и сделали выбор в сторону накопительной части до 2015-го года. В этом случае сбережения формируются за счёт средств работодателя в виде 6% от оплаты труда сотрудника.
- мужской части населения страны 1953-1966 гг. рождения и женской 1957-1966 гг. рождения, где в периоде 2002-2004 г. начислялись взносы в виде 2% от заработка.
- лицам, являющимся участниками гос. Программы по финансированию, согласно которой государство перечисляет взносы 1:1 по отношению к личным отчислениям граждан.
- лицам, которые направили капитал семьи, воспитывающей детей, полученный как государственная поддержка, на формирование будущей пенсии.
Страховая и накопительная части пенсии
Пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. Но в чем между ними разница (а она существенная), многие не понимают. Хотя этим вопросом уже сейчас должны задаваться не только люди старшего возраста, но и молодежь, которая стремится заложить надежный фундамент своего будущего. По большому счету, эта тема актуальна для любого человека. Поэтому есть смысл разобраться, как начисляют страховую и накопительную части и чем отличаются между собой два варианта.
Вариант пенсионных накоплений № 1.
У большинства граждан накопления формируются исключительно в части страховой пенсии – этот механизм Пенсионный фонд РФ предлагает как основной и сам собой разумеющийся. За теми, кто пошел по данному пути, закрепилось неофициальное наименование «молчуны». Эти люди никогда не заявляли о своем намерении самостоятельно выбрать вариант обязательного страхования или переходили в негосударственный фонд, но позже возвращались к прежнему способу формирования пенсии.
Вспомните, подписывали вы когда-нибудь заявление или договор о перечислении накоплений в НПФ? Если нет, то ваши взносы в размере 16 % с индивидуальной части участвуют в формировании только страховой пенсии. Такой вариант управления страховыми средствами предусматривает перевод всех взносов в индивидуальные коэффициенты – по-другому «пенсионные баллы». Каждый застрахованный имеет собственный запас накопленных баллов. Проверить их можно по лицевому счету гражданина.
Порядок выплаты пенсионных накоплений
Пенсионные накопления можно получить несколькими способами вместе со страховой ежемесячной выплатой или с пенсией по государственному обеспечению.
- Как и любое другое пенсионное обеспечение, выплату накопительной пенсии может осуществлять Почта России. При этом гражданин вправе оформить доставку на дом.
- Специальные организации, осуществляющие доставку пенсий, также могут предложить свои услуги по доставке денежных средств на дом. Список таковых имеется в территориальном органе ПФР.
- Также можно оформить получение денежных средств через банк, тогда деньги будут перечисляться на банковский счет или карту.
Более удобный способ для себя выбирает сам пенсионер. Также гражданин вправе изменить способ доставки, предварительно поставив в известность территориальный орган ПФР.
Получать денежные средства может как сам пенсионер, так и его доверенное лицо при наличии соответствующей доверенности.
Чем накопительная пенсионная часть отличается от страховой
Отличия между двумя частями пенсии заключаются не только в методах их формирования, но в индексации сумм и праве на наследование.
Страховая пенсия точно рассчитывается государством с применением стандартных коэффициентов, а накопительная напоминает банковский вклад — сумма наращивается за счет грамотных инвестиций.
Страховая часть считается в баллах, а накопительная исключительно в деньгах. Когда наступает время рассчитать положенную пенсию, умножают накопленные баллы на стоимостный коэффициент одного балла и получают сумму пенсии. До расчета баллы представляют собой обязательства, которые несет государство перед россиянами. Взносы, уплачиваемые работодателем, поступают в фонды, откуда выплачиваются сегодняшним пенсионерам.
СПРАВКА! Стоимость 1 балла для расчета пенсии регламентируется государством. Ежегодно сумма меняется. В 2020 г. 1 балл равен 93 рубля, а на 2024 г. намечен рост до 116,63 руб. за 1 балл.
Накопительная часть аккумулируется в рублях на счете ПФР либо выбранного вкладчиком негосударственного фонда. Деньги не идут на выплаты пенсий сегодня, а целенаправленно собираются для положенных расчетов с вкладчиком по достижении определенного возраста.
Обеспечиваемые страной пенсионные выплаты индексируются по правилам, установленным в РФ, а накопительные взносы растут в зависимости от доходности, обеспеченной управляющей компанией.
Еще одно существенное отличие между накопительной и страховой пенсией — первую можно наследовать, вторую нельзя.
Как формировалась накопительная часть пенсии в РФ до 2015 г.
В 2002 г. накопительная часть пенсии формировалась у всех россиян, чей год рождения моложе 1966 года. То есть лицам, чей год рождения 1967 и выше, работодатель отчислял денежные средства на формирование и страховой, и накопительной частей пенсии. 10 % и 6 % соответственно. А для женщин, родившихся с 1958 по 1966 год, а мужчин – с 1953 по 1966 гг. – по 2 %. Правда, в 2005 году для таких категорий граждан формирование накопительной пенсии было прекращено.
За увеличение сформированных средств отвечал сам будущий пенсионер. Он мог направить деньги в негосударственный пенсионный фонд, в управляющую компанию. Для этого необходимо было оформить заявление в такую компанию. Если сам гражданин не выбрал компанию для инвестирования накоплений, ими распоряжался ПФР.
Гражданин мог добровольно увеличивать размер накоплений. Вступить в Программу можно было до 2014 г., первый взнос сделать нужно было до 31.01.2015 г. Гражданин перечислял от 2 до 12 тысяч руб. на накопительную части пенсии, а государство удваивало эти деньги. Программа работает для тех, кто подал заявление об участие в ней до 31.12.2014 г.
Чем они отличаются друг от друга?
В чем разница, между базовой накопительной и страховой пенсии? Отличие страховой пенсии от накопительной в следующем: страховые выплаты никак не зависят от действий гражданина. Их доля в общем объеме перечислений от работодателя устанавливается регламентом ПФР и не может быть изменена по желанию клиента.
Накопительная часть представляет собой выплаты в размере 6%, на которые может повлиять сам гражданин. Их формирование будет складываться исходя из его выбора. В случае перевода средств в негосударственную пенсионную компанию они подлежат индексированию согласно доходу НПФ. Если клиент откажется от перевода накопительной части пенсии, то деньги останутся на счете в ПФР. Дальнейшая их судьба зависит от текущих обязательств перед бюджетниками, пенсионерами или другими выгодоприобретателями.
Как оформить выплаты накопительной части сейчас
Не все граждане имеют право получить накопительную часть выплаты. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- Это могут быть мужчины с 1953 года рождения и женщины с 1957, у которых сформированы накопления. При этом они должны быть пенсионерами на момент подачи заявления. За работников более старшего возраста все взносы работодателями направлялись только на накопление страховой части.
- Правом на единовременную выплату обладают пенсионеры, получающие обеспечение по старости. Те, кому выплачивается пенсия по инвалидности или потере кормильца, смогут оформить выплату только при достижении ими пенсионного возраста, установленного законодательством.
- Единовременная выплата может быть назначена гражданину в том случае, если накопления составляют не более пяти процентов от выдаваемой страховой пенсионной выплаты.
Те граждане, которые являлись участниками государственной программы софинансирования, имею право выбора:
- они могут получить накопительную часть пенсии;
- срочную выплату, ее период получения определяется гражданином самостоятельно, но он должен быть не менее 10 лет.
За выплатой накопительной части необходимо обращаться именно в ту организацию, в которую подавалось заявление о формировании накоплений. При подаче обращения необходимо собрать пакет бумаг, в который входят:
- паспорт заявителя;
- СНИЛС;
- трудовая книжка;
- документ, выданный Пенсионным фондом, подтверждающий назначение пенсионного обеспечения;
- банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Документы могут быть поданы как лично гражданином, так и представителем по доверенности. Заявитель также может обратиться в МФЦ или направить бумаги почтой.
Накопительная часть пенсии начала начисляться гражданам сразу после принятия соответствующего закона. Каждый пенсионер вправе выбирать сам систему распределения своих отчислений в течение пяти лет с момента начала ее формирования. Если за это время гражданин не обратился в соответствующие органы, то начисления формируются по автоматической схеме, то есть все средства будут перечислять на страховой счет.
При желании открыть накопительный счет необходимо будет регулярно отчислять средства на него.
Получить выплаты гражданин сможет, как только:
- его возраст достигнет пенсионного;
- размер накопительной части превысит страховую более чем на 5%.
В случае когда к моменту начала выплат страховая часть относительно больше другой, в соответствии с требованиями, то начисляется единовременная выплата из накопительной пенсии. То есть все накопленные деньги гражданин может получить сразу.
Заявка на начало формирований накопительной части рассматривается не более десяти рабочих дней, но по различным условиям страховой компании может длиться дольше.
Управление накоплениями
Что такое накопительная пенсия, уже понятно, она может и должна полностью контролироваться своим собственником. Для этого при выборе такой системы пенсии гражданину сразу же придется делать выбор в пользу управляющей компании для своих денежных средств. Осуществляется это с помощью написания соответствующего заявления в ПФ. Выбрать на данном этапе можно УК с договором с ПФ, НПФ или ГУК (государственную управляющую компанию).
Если гражданин выбирает государственные учреждения, то он остается на учете в них, но при работе с негосударственными получает возможность большего заработка с уже имеющихся на счете средств. В любом случае, чтобы получить гарантию квалифицированного обслуживания, при выборе следует руководствоваться данными о периоде деятельности учреждения, не будет лишним также изучить отзывы о компании.
Кроме этого, нужно обратить внимание на:
- количество клиентов компании;
- финансовые показатели;
- позиции в независимом рейтинге.
Если гражданин пользовался услугами государственной компании и решил перевести свои накопления в негосударственную или наоборот, ему необходимо сначала заключить договор с организацией, которая только планируется как обслуживающая, а затем написать заявление о переводе средств в действующем учреждении. Для этого понадобится иметь с собой только паспорт и страховой номер счета. На первый взгляд все просто, только ждать перевода потребуется очень долго. Дело в том, что согласно законодательству процедура осуществляется только в году, следующем за тем, в котором было написано заявление, и сроком до конца марта.
Пользоваться такой услугой можно хоть каждый год, но без потерь осуществить ее можно только раз в пять лет. Риск для граждан составляет и то, что при переводе средств в убыточном периоде они могут перейти в новую компанию в меньшем объеме, восстановить который будет невозможно.